Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Если учитель чувствует, что при выполнении того или иного задания учащиеся испытывают затруднения,

то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень проблемно-эвристического обучения.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

исходя из характера противоречия, возникающего в процессе учения:

- Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.

- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.

- Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,

- Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

- Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.

- Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

- Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

- Организация межпредметных связей».

ВИДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

М.И.Махмутов выделяеттри вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности:

- научное творчество;

- практическое творчество;

- художественное творчество.

Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.»

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМОЙ

Не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию.

Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?», «Когда была Полтавская битва?» или «Какой город является столицей Турции?», «Как звали Гоголя?» — не являются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как

ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо участия мыслительного процесса.

Не является проблемой и такая задача, которая не представляет трудности для ученика (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).

В ОСНОВЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЖИТ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Учебная задача может вызвать умственную активность, если есть противоречия между имеющимся у учеников опытом (знаниями, умениями, навыками) /прошлый опыт ученика не содержит никакой готовой схемы решения, которую можно было бы применить в данном случае/

и проблемами, возникающими при решении познавательных учебных задач.

Это противоречие вызывает активную мыслительную деятельность.

++++++++++++++++++++++++++

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности.

Иначе говоря, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания.

- Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.

- Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

- Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

- Проблемными заданиями могут быть:

- а) усвоение,

- б) формулировка вопроса,

- в) практические задания.
Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

- Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

- Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

+++++

В проблемном обучении учитель подобен опытному дирижеру, организующему этот исследовательский поиск.

В одном случае учитель может сам с помощью учащихся вести этот поиск. Поставив проблему, он вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, высказывает предположения, обсуждает их вместе с учениками, опровергает возражения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.

В другом случае роль учителя может быть минимальной — он предоставляет школьникам возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не занимает пассивную позицию, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени.

Именно поэтому метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим, или исследовательским методом.

Наши рекомендации