Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года N 343

3. ПриказМОН РК «Правила о порядке оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями» от 26 ноября 2004 года № 974

4. ПисьмоМОН РК «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» от 28 февраля 2000 года № 07-4/889

5. Приказ МОН РК «О начале 2004-2005 учебного года в организациях среднего общего образования Республики Казахстан» от 20 августа 2004 года № 696

6. Приказ МОН «Об утверждении Правил методики аттестации обучающихся» от 02.03.2004г. №166

2. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

Согласно статьи 8 Закона Республики Казахстан «Об образовании»для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.

Индивидуальное обучение больных детей-учащихся 1-11 классов в возрасте до 18 лет, которые по состоянию здоровья короткое время (до 6 месяцев), не могут посещать занятия в школе, разрешено письмом МОН РК от 28 февраля 2000 года № 07-4/889 «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому». Организация индивидуального обучения этих учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела образования. Консультация ПМПК для детей данной категории не проводится. Программа обучения временно больных детей – общеобразовательная.

Обучение детей-инвалидов организуется на основании Приказа МОН РК «Правила о порядке оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями» от 26 ноября 2004 года № 974.

Если ребенок с ограниченными возможностями, то психолого-медико-педагогические консультации в присутствии родителей определяют программу обучения (общеобразовательная, ЗПР и коррекционная вспомогательная 1 или 2 типа). В зависимости от рекомендации ПМПК учреждение образования разрабатывает программу обучения.

Обучение на дому организуется школой, в которой обучается ребенок. Знания детей, обучающихся на дому, систематически оцениваются. Их фамилии, данные об успеваемости, переводе из класса в класс и выпуска из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса.

Для организации обучения на дому учащемуся необходимо:

- иметь справку ВКК с рекомендацией обучения на дому – основание для издания приказа на учащегося (Приложение 1)

- заключение ПМПК, в котором указана соответствующая программа обучения (общеобразовательная, программа ЗПР, вспомогательная).

При организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями (не инвалидов), получивших рекомендацию ПМПК «обучение на дому по специальной коррекционной программе для детей с нарушением интеллекта 1, 2 типа» или «обучение на дому по программе для детей с ЗПР» используется учебный план, согласно приказа № 696 от 20.08.2004г.

Учителя

Обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов. Для детей- инвалидов, обучающихся по коррекционной программе 1 или 2 типа, где учебный план начальной школы распределен на 1-9 классы, рекомендуется привлекать учителей начальных классов.

Каждым учителем, преподающим на дому, обязательно ведется дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми-инвалидами. Деятельность ребенка анализируется исходя их его психофизического и физического состояния.

Дневник ведется регулярно, в соответствии с расписанием, и является необходимым материалом для последующей работы учителя: составления полугодового отчета о качестве пройденного материала, годовых психолого-педагогических характеристик, мониторинговых таблиц и т.д. (Приложение 2).

Дневник наблюдения за развитием на детей, обучающихся временно, не ведется.

В классный журнал текущие и четвертные оценки детям-инвалидам, обучающимся по общеобразовательной программе и программе ЗПР, выставляются в конце каждой четверти. Детям, обучающимся по специальной коррекционной программе 1 или 2 типа, в классном журнале выставляются только четвертные оценки.

Заместитель директора школы составляет индивидуальное расписание, согласовывает с родителями и учителями, которым распределена нагрузка по учебному плану. Согласованное с родителями расписание утверждается директором школы.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с рекомендованной программой обучения, утверждается в общем порядке.

Администрация школы осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения. Данный вопрос рассматривается 2 раза в год (октябрь, февраль) на внутришкольном контроле, а также на педагогическом совете по итогам года с заслушиванием учителей-предметников для перевода в следующий класс (Приложение 4)

По итогам года комплектуется папка на каждого учащегося, обучавшегося на дому (Приложение 5).

3. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся

1. Согласно приказа МОН № 974 от 26.11.2004 г. обучение детей-инвалидов(инвалидность должна быть подтверждена справкой МСЭ) организуется по следующему учебному плану:

N п/п Наименование дисциплин количество часов в неделю по классам
начальная ступень основная ступень старшая ступень
Язык и литература
Иностранный язык         0,5
Математика и информатика
История         0,5 0,5
География         0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Биология           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Химия               0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Физика             0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Коррекционные занятия (при необходимости)                
Итого:

Примечание: при необходимости часы можно перераспределять

2. В случаях краткосрочного (до 6 месяцев) обучения больных детей (не инвалидов) на дому, часы распределять по следующему учебному плану (согласно Приказа МОН № 07-4/889 от 28.02.2000г.)

п/п Наименование дисциплин Количество часов по классам
Язык и литература 2,5 2,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
Математика 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
История, история Казахстана         0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Человек и общество                     0,5
Познание мира       0,5              
География Казахстана           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5  
Биология         0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Химия               0,5 0,5 0,5 0,5
Физика             0,5 0,5 0,5
Информатика                   0,5 0,5
Иностранный язык         0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Итого:

Примечание:

1) 0,5-часовые занятия проводятся через неделю по 1 часу; 1,5 часовые занятия – одну неделю-2часа, вторую неделю- 1 час.

2) В целях развития индивидуальных способностей детей из общего количества недельных часов в одной из дисциплин 1-7 классов можно выделить 0,5 часа в неделю на изучение программы по изобразительному искусству.

3. Для организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями (не инвалидов), получивших рекомендацию ПМПК «обучение на дому по специальной коррекционной программе 1 или 2 типа» или «обучение на дому по программе для детей с ЗПР» используется учебный план, согласно приказа № 696 от 20.08.2004г.

(Приложение 1, таблица 18)

N п/п Наименование дисциплин количество часов в неделю по классам
начальная ступень основная ступень старшая ступень
Язык и литература
Иностранный язык         0,5
Математика и информатика
История         0,5 0,5
География         0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Биология           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Химия               0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Физика             0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Коррекционные занятия (при необходимости)                
Итого:

Приложение 1.

Приказ отдела образования (образец)

Наши рекомендации