В детских садах для детей с амблиопией и косоглазием
Сочетание воспитательных задач с медицинским обслуживанием — отличительная особенность детских садов специального назначения для дошкольников с нарушением зрения. С учетом этих особенностей, наряду с осуществлением общей «Программы воспитания в детском саду», в дошкольных учреждениях указанного профиля предусматривается организация специально направленной коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Последняя предполагает раннюю и всестороннюю диагностику нарушений зрительных функций, позволяющую выяснить степень, характер и причины дефекта; проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных функций; комплексное медико-педагогическое воздействие, стимулирующее их дальнейшее формирование; преодоление первичных и вторичных отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Разумеется, реализация этих задач требует необходимых педагогических, гигиенических и эргономических условий (искусственной освещенности, соответствующей специальным нормативам; особой аппаратуры; мебели, дидактических материалов и др.)
В специализированный детский сад принимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет, страдающие рефракционной и дисбинокулярной амблиопией (острота зрения до 0.5—0,7), а также косоглазием. Отбор детей осуществляется медико-педагогической комиссией, в которую входят районный педиатр, главный врач детской поликлиники, врач-окулист межрайонного кабинета охраны зрения детей, врач-окулист и заведующая детским садом, тифлопедагог, старший воспитатель, представитель РОНО. Врач-окулист кабинета охраны зрения детей (или глазного кабинета детской поликлиники) представляет медицинскую карту на каждого ребенка, где приводятся данные офтальмологического обследования, а также форму № 26 с планом намеченных оздоровительных и лечебных мероприятий.
Срок пребывания дошкольников в детском саду устанавливается в зависимости от особенностей нарушения зрения и от результатов проведенной лечебно-восстановительной работы. На основе клинической характеристики ребенка, составленной врачом-окулистом, тифлопедагог намечает комплекс необходимых коррекционно-воспитательных мероприятий, сообразуясь как с программой детского сада, так и с возрастными и специфическими особенностями своих подопечных. Врач-окулист, контролируя функциональное состояние зрения каждого ребенка, развитие и восстановление зрительных функций, дает конкретные рекомендации воспитателям и медицинским сестрам - ортоптисткам, на которых возложено осуществление лечебных и оздоровительных мероприятий.
Когда ребенок покидает детский сад, врач-окулист делает подробную выписку из медицинской карты, указывает результаты лечения и направляет эти данные в кабинет охраны зрения детей или в другое учреждение здравоохранения, под наблюдением которого ребенок будет находиться во время обучения в школе.
Необходима и заключительная беседа с родителями, в процессе которой врач должен ознакомить их с характером заболевания, возможностями его рецидива, с состоянием зрительных функций у ребенка и рекомендациями по охране зрения. Тифлопедагог и воспитатель группы, в которой находился малыш, рассказывают родителям об особенностях его развития, о том, какая помощь необходима ему в домашних условиях, как должны чередоваться занятия и отдых, как организовать его рабочий уголок и др.
Дети после выписки остаются в поле зрения врача-офтальмолога и тифлопедагога детского сада, с тем, чтобы, связавшись с врачами и педагогами массовых школ, они всегда могли выяснить состояние зрения своих бывших воспитанников.
Несколько слов о том, что представляет собой амблиопия и каковы ее клинические формы.
Под амблиопией понимают понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающимися пилимыми анатомическими изменениями. По классификации, предложенной Э. С. Аветисовым (1964), различаются следующие ее виды:
- истерическая,
- рефракционная,
- анизометропическая,
- обскурационная,
- дисбинокулярная.
При истерической амблиопии функциональные расстройства могут выступать в виде ослабления и даже полной потерн зрения, нарушений цветоощущения, сужения поля зрения, выпадения отдельных его участков. Этот вид амблиопии встречается сравнительно редко. Эффективным методом его лечения является психотерапия.
К рефракционной амблиопии относятся случаи понижения зрения при аномалиях рефракции. Пользование правильно подобранными очками ведет к постепенному повышению остроты зрения и, в конце концов, может даже полностью его нормализовать.
Анизометропическая амблиопия возникает в случае разной преломляющей способности глаз, приводящей к тому, что зрительный анализатор уже не может сливать воедино изображения, получаемые на сетчатке. При высокой степени анизометропии глаз с менее благоприятной рефракцией резко отстает в развитии. Если разница в преломляющей способности глаз не превышает 5—6 D, то своевременная коррекция и упражнения могут повысить остроту зрения.
Обскурационная амблиопия обусловленная помутнением преломляющих сред глаз. Чаще всего причиной ее выступают врожденные и рано приобретенные катаракты, реже — помутнения роговицы. Диагноз обскурационной амблиопии ставится в тех случаях, когда, несмотря на устранение этих помутнений и отсутствие изменений на глазном дне, низкая острота зрения сохраняется.
Дисбинокулярная амблиопия наблюдается при косоглазии и возникает как следствие утраты бинокулярного зрения. Основные ее признаки — понижение зрения и расстройство фиксации, т. е. относительно неподвижной установки его на определенный объект. В норме зрительная ось глаза, направляясь на объект, соединяет его с центральной ямкой сетчатки. При амблиопии эта ямка теряет свое функциональное превосходство перед другими участками сетчатки. Поэтому плохо видящий, амблиопичный глаз устанавливается таким образом, чтобы изображение предмета падало не на центр сетчатки, а на другой ее участок, имеющий лучшую остроту зрения. При этом зрительная ось глаза отклоняется от рассматриваемого объекта и на него направляется так называемая ось нецентральной фиксации.
Многие авторы придают большое значение, расстройству фиксации, полагая, что она в наибольшей мере определяет состояние амблиопичного глаза, а также прогноз и тактику лечения.
При классификации амблиопии учитывается и степень понижения остроты зрения. Э. С. Асветисов различает амблиопию очень высокой степени (острота зрения 0,01—0,04), высокой (0,05—0,1), средней (0,2—0,3) и слабой степени (0,4—0,8).
Выявление этого вида зрительной недостаточности у детей раннего возраста затруднительно, особенно при правильном положении глаз. Между тем известно, что даже при правильном положении глаз амблиопией страдает до 2,3% детей. При косоглазии же она наблюдается у 41—93,6% дошкольников.
При дисбинокулярной амблиопии с помощью медицинского вмешательства обычно удается значительно повысить остроту зрения амблиопичного глаза. Но иногда даже рано начатое, активное и длительное лечение оказывается неэффективным. Так бывает в случае врожденной амблиопии, вызванной органическими поражениями нервно-зрительного аппарата глаза.
Комплексное лечение амблиопии предусматривает различные способы офтальмологического и коррекционного воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболевании Обычно оно начинается с оптической коррекции аномалий рефракции, которая производится в межрайонном кабинете охраны зрения детей. В специализированном детском саду, куда поступил ребенок, клиническая рефракция и оптическая коррекция уточняются.
Очки улучшают зрение, создают нормальные условия для развития и работы глаз. Они ликвидируют несоответствия в аккомодации и конвергенции, сопровождающие дальнозоркость и близорукость, способствуют развитию бинокулярного зрения.
Очень важно, чтобы очки были правильно надеты, оправа хорошо подобрана к лицу, расстояние между центрами стекол было равно расстоянию между зрачками ребенка. Небрежно надетые очки не оказывают нужного действия, как, впрочем, и нерегулярное пользование ими. Стекла очков следует периодически менять, ибо с возрастом преломляющая сила глаз претерпевает изменение. К удобным, точно подобранным очкам дети привыкают быстро и не отказываются их носить. Срок пользования очками определяется врачом-окулистом детского сада.
Нередко, однако, одних очков оказывается недостаточно, и для лечения амблиопии приходится прибегать к ряду дополнительных мероприятий, включающих основные и вспомогательные методы. К основным относятся прямая окклюзия и локальный засвет макулы; в число вспомогательных входят общий засвет заднего полюса сетчатки, занятия на локализаторе - корректоре, упражнения на хейроскопе и макулотестере, также зрительно-тренировочные упражнения с использованием специально разработанных методических пособий.
Прямая окклюзия рекомендуется при всех видах амблиопии, независимо от возраста ребенка и состояния зрительной фиксации. Исключение составляют лишь дети с нистагмом, которым окклюзия либо совсем не назначается, либо назначается не более чем на 2—3 часа
ежедневно, в зависимости от степени нистагма. После устранения амблиопии постоянная окклюзия заменяется попеременной. А когда острота зрения амблиопичного глаза закрепляется на уровне возрастной нормы (табл. 1) и зрение из монокулярного становится альтернирующим, вместо попеременной предписывается периодическая окклюзия — последний этап в этом курсе. Острога зрения обоих глаз и состояние зрительной фиксации проверяются через неделю.
Таблица1. Возрастные нормы остроты зрения
Возраст детей | Острота зрения | |
1 неделя | 0,004-0,02 | |
1 месяц | 0,008-0,03 | |
3 месяца | 0,05-0,1 | |
6 месяцев | 0,1-0,3 | |
1 год | 0,3-0,6 | |
2 года | 0,4-0,7 | |
3 года | 0,6-,1,0 | |
4 года | 0,7-1,0 | |
5 лет | 0,8-1,0 | |
8-15 лет | 0,9-1,0 | |
По Е. И. Ковалевскому («Детская офтальмология». М., 1970)
Лечение локальным засветом на большом безрефлексном офтальмоскопе со специальным устройством, разработанным Э. С. Аветисовым (1950). Производится одновременно с прямой окклюзией. Оно состоит из 120 сеансов (по 1—2 в день). Через каждые 3—3,5 лечебных недели устраивается перерыв, длящийся, в зависимости от состояния ребенка, от 2 до 7 дней. Комбинированное лечение дает высокий эффект за сравнительно короткий срок.
Лечение общим засветом заднего полюса сетчатки проводится, в соответствии с рекомендациями Э. С. Аветисова (1962), при амблиопии с резко неустойчивой нецентральной фиксацией. Такие воздействия (красным светом) оказывают растормаживающее влияние на функцию амблиопичного глаза, повышают возбудимость коркового отдела соответствующей половины зрительного анализатора и тем самым создают предпосылки к возникновению в коре стационарного возбуждения доминантного очага, т. е. к превращению неустойчивой фиксации в устойчивую.
Засвет производится на большом безрефлексном офтальмоскопе 1—2 раза в день. Количество и продолжительность сеансов — такие же, как и при лечении методом локального засвета. Метод общего засвета назначается 3—4-летним детям при любой фиксации, 5—7-летним — при центральной фиксации и двигательном беспокойстве, детям любого возраста — при нистагме.
Занятия на локализаторе-корректоре способствуют закреплению центральной фиксации, достигнутой в процессе предшествующего лечения, а в случае амблиопии с неустойчивой фиксацией — придают последней устойчивый характер. Прибор представляет собой НИЗКИЙ металлический ящик, верхом которого попеременно служат то эбонитовая панель с отверстиями (когда он используется в качестве локализатора), то металлические пластины с рисунками (превращающие его в корректор). В процессе упражнений на локализаторе дети, пользуясь только амблиопичным глазом, закрывают указательным пальцем попеременно освещающиеся изнутри отверстия ящика (при этом яркость ламп постепенно убывает). Упражняясь в коррекции, ребенок должен обвести электрокарандашом рисунок на пластинах. Когда карандаш сходит с линии, раздается звуковой сигнал (зуммер). После 20—30 упражнений (по 15 минут ежедневно) достигается безошибочное обведение контуров даже при самых тонких линиях.
Занятия на хейроскопе преследуют целью восстановление одновременного и бинокулярного зрения. Для того, чтобы снять напряжение аккомодации, оптическая система прибора снабжена линзами +7, +8, установленными на межзрачковом расстоянии. К прибору приложен комплект рисунков. Ребенок, изучая с помощью более здорового глаза установленный в кассете рисунок, одновременно под контролем амблиопичного глаза воспроизводит его на чистом листе бумаги.
Тренировка на макулотестере развивает нормальный оптомоторный рефлекс фиксации. Ребенку предлагается совместить центр «щеток» Гайдингера с центром тестовой фигуры, удерживая его в этом положении в течение заданного времени. Со временем усилие, необходимое для того, чтобы совместить и удержать точки центра, уменьшается, что свидетельствует о развитии рефлекса фиксации.
Эффективность плеоптических методов лечения повышают специально направленные коррекционно-педагогические упражнения, способствующие развитию нарушенных функций — остроты зрения, фиксации, цветоразличения. Учебно-наглядные пособия для этих упражнений следует подбирать таким образом, чтобы они отвечали и лечебно-офтальмологическим, и педагогическим требованиям. Эти пособия должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.
Так, для лучшего восприятия предметных сюжетных картинок подбираются оптимальные по размерам и цвету изображения. В ходе упражнений с цветными объектами принимается во внимание, что в формировании бинокулярного зрения принимает участие, прежде всего, колбочковый аппарат, обеспечивающий центральное зрение и цветоощущение. А центральная ямка сетчатки более всего чувствительна к желто-зеленой и оранжевой частям спектра. Учитывая функциональную мобильность сетчатки (повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности — в утренние и вечерние), тренировочные упражнения с цветными объектами следует проводить ближе к полудню.
Зрительные нагрузки в процессе коррекционно-педагогических занятий назначаются каждому ребенку индивидуально, с учетом его возраста, степени амблиопии. особенностей зрения и фиксации (табл. 2 и 3). Офтальмологический осмотр с целью подтверждения или изменения назначенной нагрузки проводится один раз в две недели.
У некоторых детей, посещающих специализированный детский сад, нарушены не только зрительные, но и речевые, моторные и другие функции. Поэтому комплекс лечебных и педагогических воздействий должен предусматривать не только восстановление собственно зрительных функций, но и лечение поражений центральной нервной системы, их отдаленных последствий.
Исправление опорно-двигательных нарушений осуществляется посредством корригирующей гимнастики и массажа под руководством инструктора кабинета лечебной физкультуры поликлиники. Коррекция челюстно-лицевых аномалий проводится ортодонтом, занятияпо развитию речи — логопедом.
Остановимся на общей клинической классификации содружественного косоглазия, разработанной Э. С. Аветисовым.
Следует различать две основные формы содружественного косоглазия — сходящееся и расходящееся. Обе формы могут иметь вертикальный компонент.
По постоянству или непостоянству оно может быть: постоянным, непостоянным, периодическим.
По постоянству или непостоянству угла косоглазия с относительно стабильным углом, с нестабильным углом.
По степени девиации: с очень малым углом, с малым углом, со средним углом, с большим углом, с очень большим углом.
По виду рефракций: с соответственной рефракцией, с несоответственной рефракцией.
По влиянию оптической коррекции на девиацию: аккомодационное, частично-аккомодационное, неаккомодационное.
По чередованию косящего глаза:альтернирующее, монолатеральное.
По наличию или отсутствию амблиопии:с амблиопией, без амблиопии.
По состоянию фузии и бинокулярной локализации: бифовеальное слияние имеется, бифовеальное слияние отсутствует, общность фовеальных зрительных направлений имеется, общность фовеальных зрительных направлений отсутствует.
В первые годы жизни ребенка бинокулярное зрение еще нестойко. Для того, чтобы оно нормально развивалось, необходимы определенные условия: достаточно высокая острота зрения обоих глаз, правильное их положение, равная величина изображений на сетчатках, нормальное соотношение между аккомодацией и конвергенцией, выраженная фузионная способность и пр. Функциональные расстройства центральной нервной системы, соматические заболевания, психические и физические травмы, совпавшие с периодом становления и развития бинокулярного зрения, способны сделать его глубоко дефектным.
Система лечебных воздействии в условиях специализированного детского сада ставит своей целью не только ликвидацию причин, вызывающих расстройство бинокулярного зрения, но и создание благоприятных гигиенических условий для его восстановления.
Лечение косоглазия в специализированном детском саду проводится, во-первых, ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, и, во-вторых, с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических упражнений. Как и в случае амблиопии, оно тем эффективнее, чем в более ранние сроки начато. Однако использование традиционных ортоптических методов в младшем дошкольном возрасте наталкивается на определенные трудности: требования, которые предъявляет ребенку работа на лечебной аппаратуре, нередко как бы опережают его развитие, и сформированные к этому времени навыки и умения малыша оказываются недостаточными. Именно поэтому до недавних пор лечение ортоптическими методами младших дошкольников не практиковалось. Обычно после коррекции амблиопии такие дети выписывались из специализированного детского сада, а в 5—6 лет вновь принимались для лечения косоглазия. Приходится, однако, заметить, что за два года у них успевали закрепиться неправильные условнорефлекторные связи, а это в свою очередь лишь еще более осложняло встающие и ходе последующего лечения задачи врачей и воспитателей.
Между тем время, требуемое на коррекцию амблиопии, можно использовать и для подготовки к лечению косоглазия с помощью офтальмологической аппаратуры. Подготовительная работа проводится, как правило, врачом-офтальмологом совместно с медсестрой - ортоптисткой, а также воспитателями и предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, навыков обобщения и выделения, т. е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей.
Все это — задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогом и воспитателями младшей дошкольной группы совместно с врачом-офтальмологом. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой — извлекать из последней лечебный эффект.
Вот как, например, проходит тренировка зрительного внимания дошкольников. Детям предлагаются для рассмотрения сначала крупные изображения предметов, опознавательные признаки которых выражены с оптимально возможной четкостью. Постепенно они сменяются картинками с менее резко обозначенными деталями. По мере того как малыши овладевают умением разбираться в них, им предъявляются картинки с мягкими переходами, без подчеркнутых деталей.
В целях развития зрительных функций ребенка применяется прием поэтапного формирования подражательных действий. В процессе этого упражнения воспитатель демонстрирует какой-либо предмет, держа и разглядывая его на расстоянии вытянутой руки. Затем он попеременно приближает этотпредмет к глазам и вновь возвращает в исходное положение, не спуская с него взгляда. Затем педагог предлагает то же самое проделать ребенку, добиваясь, чтобы его взор был прикован к перемещаемому предмету. Это занятие проводится индивидуально с каждым из детей, зрение которых характеризуется нарушенной конвергенцией.
Немалую роль в формировании приемов зрительного восприятия играют объяснения воспитателя и сестры-ортоптистки, как надо рассматривать предметы и отдельные их детали.
На определенном этапе зрительное внимание ребенка становится активным, устойчивым и целенаправленным. В этот период особенно большое значение приобретает созидательная деятельность детей - лепка, рабой со строительным материалом, конструирование, аппликация и пр. Такого рода деятельность требует уже не только зрительного внимания, но и зрительной памяти. На базе этих занятий воспитатели формируют и развивают у детей способность самостоятельно воспроизводить виденное раньше, умение выделять частности из целого и, напротив, синтезировать их. Иначе говоря, впроцессе предаппаратной подготовки удается сформировать и в некоторой степени развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения - способность, наличие которой является необходимым условием последующих занятий на офтальмологической аппаратуре.
Педагогические и офтальмологические задачи решаются, таким образом, в едином приеме.
Лечение косоглазия в специализированном детском саду предполагает использование таких офтальмологических аппаратов, как синоптофор, мускулотренер, конвергенцтренер и хейроскоп. Закрепление бинокулярного зрения, выработанного в результате лечения косоглазия, проводится на стереоприборах.
Занятия на синоптофоре. Это — один из наиболее сложных офтальмологических аппаратов. Упражнения на синоптофоре проводятся в определенной последовательности: в получении одновременного зрения и в восстановлении бифовеального слияния, а также в развитии фузионных резервов.
При наличии бифовеального слияния развивают фузионные резервы на тестах для слияния.
Во всех остальных случаях назначается световая стимуляция центральных ямок сетчаток (альтернирующая и одновременная).
Упражнения на синоптофоре проводят по 10—15 минут ежедневно. Курс лечения в общей сложности (до операции и после операции) состоит из 100- 120 сеансов с перерывами, срок наступления которых определяется для каждого ребенка индивидуально.
В ходе упражнений, стимулирующих подвижность глаз, головки синоптофора фиксируют под объективным углом косоглазия и затем одновременно перемешают то в одну, то в другую сторону. Суть упражнений заключается в движении глаз с целью непрерывного слежения за объектами.
Упражнения на мускулотренере также развивают подвижность глаз. Они особенно полезны после операций по поводу косоглазия. Суть упражнений заключается в задаче проследить взором, в то время как голова остается неподвижной, движения объекта, совершающего колебания в горизонтальной плоскости с определенной амплитудой (от ±20 до ±80) и частотой (от 15 до 80 колебаний в минуту). Обычно проводится в целом от 30 до 60 сеансов, каждый по 5—10 минут, один раз лень.
Упражнения на конвергенцтренере способствуют лучшей конвергенции глаз. Задача заключается в том, что бы следить за светящимся объектом, который плавне приближается с расстояния 1 м к переносью. Как только один глаз перестает фиксировать световой объект, последний выключают и упражнение повторяют сначала Всего проводится 30 сеансов, по одному разу в день, продолжительностью 5—10 минут.
Занятия на хейроскопе повторяют аналогичную тренировку в ходе лечения амблиопии.
Во избежание рецидива косоглазия восстановленное в ходе ортоптического лечения бинокулярное зрение должно быть закреплено. Это достигается посредством системы коррекцинно-педагогических упражнений. Характер и суть упражнений зависят от клинической формы косоглазия. Так, при сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений — расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребенка вдаль и вверх. С этой целью разработаны такие упражнения, как «Зажги фонарик», «Подбрось вверх воздушный шарик», «Покажи, какой мяч большой — какой маленький» и др. При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора вблизь и вниз. В данном случае полезны такие упражнении, как работа с мозаикой, строительные игры, занятия аппликацией, лепкой, конструированием и т. п.
При безуспешном ортоптическом лечении детей, страдающих косоглазием, направляют па оперативное лечение. Однако после операции дети вновь возвращаются и специализированный детский сад для ортоптической коррекции зрения.
Для определения эффективности предаппаратной подготовки к ортоптическому лечению косоглазия и самого ортоптического лечения нами была исследована младшая группа специализированного детского сада № 420 г. Москвы, состоявшая из 20 человек.
У 15 из 20 детей отмечалось сходящееся монокулярное аккомодационное косоглазие, у 4 — неаккомодационное, у одного ребенка — частично аккомодационное косоглазие. Острота зрения у 2 детей составляла 0,05—0,08, у 5-0,1, у 3-0,2, у 8-0,3-0,4, у2-0,6
Исследования, положенные и основу данной статьи, были проведены под руководством доктора медицинских наук, проф. Е.И. Ковалевского на основе теоретических положений, разработанных доктором медицинских наук, проф. Э. С. Аветисовым.