Воспитание слепого дошкольника в игре
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Игра отражает условия жизни ребенка. Содержание игры зависит от богатства индивидуального опыта ребенка, а ферма характеризует степень его общего развития.
Слепые дети, как и зрячие, стремятся к игровой деятельности, но вследствие особенностей их развития, менее подвижного образа жизни, недостаточного личного опыта их игры значительно беднее игр зрячих.
Бедность игровой деятельности слепого ребенка отмечали многие отечественные и зарубежные тифлопедагоги.
А. И. Скребицкий считал, что развитие слепого ребенка замедляется в связи с отсутствием в его жизни игр: «Весь мир идей, проникающий в сознание ребенка путем так называемых игр, становится для него потерян», — говорил он. И далее: «Не видя ни игр, ни играющих, слепой ребенок лишен той радости, которую доставляют они зрячему сверстнику» .
Однако уже в его работах появляются высказывания, которые говорят о том, что он глубоко верил в возможность полноценного развития слепого ребенка путем строго продуманной и систематической работы воспитателя по вовлечению ребенка в активную самостоятельную деятельность начиная с младшего возраста. Для того чтобы стать средством формирования личности слепого ребенка, игра должна быть ведущей деятельностью
и развиваться в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
У зрячих детей игра чаще всего формируется без вмешательства педагогов, на основе подражания.
Слепые дети не могут самостоятельно научиться играть без специальной работы воспитателя и учителя. Причины этого — в отсутствии зрительного подражания, в малой подвижности и меньшей активности слепых детей, в боязни новых, незнакомых предметов, в плохом знании окружающей жизни-, в незнании способов игры и в недостаточном контакте со сверстниками.
Эти причины являются общими для многих явлений, возникающих у ребенка как следствие слепоты. Это постоянно отмечают авторы, изучающие особенности развития слепого ребенка (М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, Н. С. Костючек).
В воспитании слепого ребенка необходимо основываться на том, что у него сохранно, что может послужить опорой в процессе развития недостающего звена.
В развитии игровой деятельности слепого ребенка нам необходимо основываться на звуковом и двигательном подражании, на природной любознательности ребенка, в основе которой лежит ориентировка, на чувстве радости от деятельности, которое так же велико у слепого, как и у любого зрячего, на естественном стремлении ребенка к движению и деятельности, заглушаемом порой страхом перед неизвестными предметами и апатией.
Формируя и организуя игровую деятельность слепого ребенка дошкольного возраста, мы можем влиять на развитие его личности, способствовать компенсации недостатков развития, связанных со слепотой.
Необходимо добиться, чтобы ребенок включился в игровую ситуацию, заинтересовался игрой, принял игру, предложенную воспитателем, принял условные обозначения необходимых атрибутов игры в виде игрушек или каких-либо предметов, их заменяющих.
Игрушка является важным средством развития активности слепого дошкольника. Но для того чтобы она стала этим средством, необходимо, чтобы она удовлетворяла многим требованиям, которые связаны с использованием игрушки слепыми детьми.
Игрушка для слепого является не только средством активизации его деятельности и условием развития игры, но и средством познания окружающего. При помощи игрушки его можно познакомить со многими предметами окружающего мира. Поэтому форма игрушки должна отражать реальную форму предмета, выделять его типичные признаки.
Игрушка должна быть выдержана в соответствующих действительности пропорциях, в противном случае у слепого ребенка, не имеющего возможности зрительно сравнить игрушку с натуральным объектом, может создаться ложное представление об объекте.
Не следует давать слепому ребенку игрушек, в которых имеется большое количество деталей, — это затрудняет осязательное восприятие игрушки и выделение ее характерных признаков.
Игрушка не должна быть слишком большой, так как это затрудняет восприятие и не позволяет слепому малышу четко представить ее форму.
Для слепых детей желательно выбирать игрушки, поверхность которых была бы близка к поверхности натуральных объектов. Лучше, например, купить белочку из меха или из ткани, близкой по своим осязательным качествам к меху, чем белочку с гладкой поверхностью. Очень важно, чтобы поверхность была приятна для осязания.
Обучая слепых детей <игре с игрушкой, необходимо сначала познакомить их с самой игрушкой, показать ее, рассказать о ней, о том, что она изображает, затем познакомить со всеми ее составными частями, а если есть возможность, то и с реальным предметом, изображенным в игрушке.
Важно обыграть эту игрушку, включить ее в какую-то ситуацию, показать, какие действия можно с ней выполнять. Любая самая замечательная игрушка не вызовет у слепого ребенка радости, если она не будет обыграна, если не включится в какую-либо содержательную игру, понятную и известную ребенку. Слепой ребенок, предоставленный, самому себе, не играет с игрушкой, а лишь двигает рукой вместе с ней, пытается взять ее в рот, понюхать, погрызть или пососать.
Перед тем как показать игрушку воспитанникам, мы помогаем им вспомнить и воспроизвести реальный образ предмета, изображенного в игрушке, вместе с ними вспоминаем, какие звуки издает предмет, как двигается, как с ним работают взрослые. После этого показываем игрушку, обращая внимание на ее составные части, соотносим
ее величину с реальной величиной изображенного в ней предмета.
Очень важно, чтобы ребенок самым тщательным образом обследовал игрушку и узнал все ее составные части самостоятельно. Однако период ознакомления не должен очень затягиваться, иначе дети могут потерять интерес к игрушке. Так как обследование игрушки слепыми детьми происходит очень медленно, нужно, чтобы в период ознакомления каждый ребенок имел игрушку, а значит, в группе должно быть столько одинаковых игрушек, сколько в ней детей.
Руками ребенка воспитатель показывает ему, как надо обследовать игрушку, чтобы получился целостный образ. Необходимо приучать детей к последовательному, планомерному движению руками по игрушке.
Очень важно обратить внимание на поверхность игрушки, на звуки, издаваемые ею, чтобы дети впоследствии по одному прикосновению к игрушке и по звуку могли ее узнать.
Озвученную игрушку следует использовать очень широко. Игра с такой игрушкой связана для слепого ребенка с дополнительным признаком, облегчающим ее использование. Озвученные куклы, собаки, коровы, лошади, петухи, цыплята особенно нравятся детям.
Включение слепого ребенка в игровую деятельность способствует возникновению и развитию его активного отношения к окружающему, является первым шагом к включению его в коллективную деятельность. Оно является наиболее трудным моментом в развитии игры слепого ребенка, так как часто слепые дети соглашаются начать игру, предложенную воспитателем, из уважения к старшим, но, не владея даже простейшими способами игры или владея в недостаточной мере предметными действиями, они не в состоянии провести игру, удовлетворяющуюих. Она не доставляет им удовольствия, а значит, не возникают необходимые положительные эмоции от игровой деятельности.
Развитие игры и создание ее положительной эмоциональной окрашенности тесно связаны с обогащением индивидуального опыта ребенка, содействующего расширению содержания игровой деятельности и овладению правильными приемами действия с предметами. Так, включение в творческую игру Оли Г. (у девочки полная слепота) произошло под влиянием живой и понятной ей по содержанию творческой игры товарищей. До этого Оля не желала принимать участия в творческих играх товарищей. Ее основным занятием была игра в куклы, заключающаяся в завертывании маленькой куклы в лоскутики.
Творческая игра в «интернат» с богатым развернутым содержанием, в которую играли товарищи, не могла не вызвать интереса у Оли. Она сначала внимательно прислушивалась к игре детей, оставив свою куклу. Пыталась посоветовать Игорю, что нужно взять для варки супа, слушала, как Володя жужжал машиной, «привозя в интернат продукты», как Катя мыла посуду, а Люда энергично вертела ручку «мясорубки», готовя для детей «котлеты».
Ей уже самой захотелось включиться в общую игру, но она не знала, как это сделать. Первой попыткой были советы Игорю, но мальчик так был занят своим делом, что не слышал нежного и слабого голоска Оли; тогда Оля нашла выход из положения, она нашла для себя роль в этой игре, и радость засветилась на ее лице. «Я буду одевать свою куклу к обеду», — сказала она.
Девочка включилась в коллективную игру пока еще в словесном плане: все ее действия оставались теми же — Оля продолжала наряжать куклу. Но ее игровая деятельность приобрела другой характер — целенаправленный, коллективный. Оля включила старые, привычные действия в новую ситуацию, и игра девочки получила новое качество.
Воспитатель помог Оле развить содержание ее игры, направил ее действия: «Ты должна одеть куклу аккуратно и красиво, ведь она будет сидеть в столовой вместе с другими детьми, на нее все будут смотреть, и радоваться, «Какая кукла красивая, нарядная, аккуратная». Оля сразу же откликнулась на это предложение и стала перебирать лоскутики в своей коробке. «Надо найти бархатный, красивый, пушистый», — говорит девочка.
Интересная и доступная по содержанию творческая игра позволила включить в нее наиболее пассивных детей, таких, как Володя Б. и Кирилл С, а помощь и одобрение воспитателя укрепляли их желание играть вместе со всеми.
В следующий раз, когда была снова организована игра в «интернат», Оля сразу включилась в игру с большой охотой. Она оставила свою куклу и занялась новым для нее делом: «Я хочу, как Люда, делать котлеты». Однако запас представлений о том, как это делается, у Оли был очень ограниченным. Она прикрепила мясорубку и стала крутить ручку. Развернутой игры со сменой последовательных действий у нее не получилось. Потребовалась помощь воспитателя, который подсказал ей, когда нужно перейти от провертывания мяса к приготовлению котлет и поджариванию их. Своевременный подсказ оживил деятельность девочки, которой уже начинало надоедать однообразное кручение ручки мясорубки. Здесь важно было поддержать интерес к новой деятельности, к коллективной игре, в которой Оля овладевала новыми действиями. Воспитательница сказала, что Оля приготовила много фаршу и из него можно сделать котлеты для всех детей, надо скорее готовить, а то дети вернутся с прогулки голодные, а котлет не будет. Оля с радостью бросила ручку мясорубки и начала «как будто» лепить котлеты и класть их на сковородку.
Таким образом, подсказ цели игровых действий и их последовательности помог девочке поддержать игру, показал ей возможные пути направления игровых действий. А главное в том, что пассивная девочка включилась в коллективную игру, появилось и реализовалось ее желание играть сообща.
Желание играть вместе с другими детьми очень часто возникает у слепых детей (так же, как у зрячих), однако реализация этого желания затруднена в связи с отсутствием дистантного контроля за действиями товарищей. Поэтому коллективная игра часто заменяется игрой рядом с подругой. Включение, сначала хотя бы в словесном плане, в общую игру означает для слепого огромный шаг вперед по пути активного участия в жизни группы. Коллективные формы игры слепого связаны с развитием общения, облегчающегося наличием развитой речи. Организация коллективных игр основывается на особой роли воспитателя, который, особенно в первоначальный период, не может быть лишь наблюдателем игры
слепых детей, иначе игра превратится в простые манипулятивные движения. Необходимо установить контакт с играющими, участвовать в игре, руководя и направляя ее, обеспечивая развитие игры наглядно-действенным показом, советом, поощрением, учитывая индивидуальные особенности детей.
Особенностью игр слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста является задержка на одной из первоначальных стадий развития игры, в большинстве случаев — на манипулятивных действиях, не связанных с игровой деятельностью, а строгом смысле слова. Манипулятивный и стереотипный характер игры слепых детей часто связан с особенностями их развития, со стереотипностью всей деятельности ребенка, со стереотипией навязчивых привычных движений, возникающих в результате ограничения свободных движений ребенка с раннего возраста. И остановка на этой стадии развития игры говорит лишь о том, что ребенок во время свободных игр включает игру в русло привычной деятельности.
Новые действия с игрушкой включаются у ребенка в ту деятельность, которая с раннего детства доставляет ему удовольствие и является для него привычной. Для того чтобы предупредить это подчинение новых действий старым, необходимо создать такую ситуацию, при которой элементы стереотипных действий включаются в сюжетную игру, одиночные предметные действия с игрушкой составляют цепь последовательных действий, объединенных общей целью. Самым важным и трудным моментом в борьбе со стереотипными навязчивыми движениями слепого является прерывание их.
Сюжетная игра в самой примитивной форме предполагает хотя бы два последовательных действия, каждое из которых имеет определенную цель и совершается для другого. Особенностью этих действий является то, что они связаны с прерыванием одного действия и переходом к другому, т. е. они четко указывают необходимость конца каждого действия.
Для того чтобы включить Галю П. в игру, воспитатель предлагает ей различные игрушки. Девочка обследует посуду, машины, куклы. Но, осмотрев и узнав игрушки, она ставит их на стол воспитателя и складывает руки. Мы даем девочке игрушечный кухонный стол.
Он ей очень нравится. Она сразу же берет его, обследует руками и подносит к глазу (у девочки остаточное зрение на правый глаз vis — 0,001, и восприятие окружающего происходит при использовании зрения и осязания). Поскольку зрительное восприятие требует от нее огромного напряжения, все ее движения замирают при рассматривании предмета и восстанавливаются вновь только по окончании зрительного акта. После рассматривания начинается быстрое движение столом перед видящим глазом со стереотипным покачиванием всего корпуса. Девочка получает огромное удовольствие от таких движений. Эти движения по существу не являются ни игровыми, ни предметными и связаны с удовольствием от мелькания, светового ощущения. Но вот девочка ставит стол, поглаживает его поверхность, устанавливает на своей руке и вообще старается не выпускать стола из своих рук или по крайней мере из определенного поля зрения. В этот момент девочке даются еще игрушки: стул, шкаф, кровать, кукла — с предложением построить комнату,- в которой будет жить кукла. Девочка согласилась и начала строить комнату. Однако, как только она вновь дотронулась до стола, вся ситуация исчезла, и девочка опять начала ритмические движения столом около лица, потом остановилась и снова стала поглаживать поверхность стола, вертеть его в руке. Воспитатель предлагает девочке, используя ее интерес и активность по отношению к игрушечному столу, новую ситуацию — накрыть для куклы стол к обеду. Галя ставит стол, и теперь он становится центром ее деятельности. Девочка стирает с поверхности стола «крошки», разглаживает на столе «скатерть», ставит посуду. По существу она производит те же действия поглаживания. Однако ее действия носят уже игровой характер, становятся целенаправленными; они включены в сюжетную игру и перестали быть стереотипными. После того как Галя стерла «крошки» со стола, она перешла к следующему действию — расстелила на столе «скатерть», т. е. поглаживание прервалось, когда это потребовалось игрой, когда была выполнена задача действия. Этот пример показывает, какую огромную роль может сыграть сюжетная игра в прерывании стереотипных навязчивых движений, имеющихся у многих слепых детей. Он показывает также, что игрушки вызывают у практически слепого ребенка двигательную активность, используя которую можно постепенно включить его в игру. При этом следует отметить, что не всякая игрушка, а именно та, которая ему больше всего нравится, вызывает у ребенка двигательную активность.
Творческие игры слепых детей являются средством воспитания волевых качеств, таких, как подчинение правилам игры, умение сдерживать себя.
В игре в «поезд» мы могли наблюдать, как совершенно слепая девочка Оля Г. впервые начала подчинять свое поведение правилам игры. Оля была пассажиром. Сначала она не могла справиться со своей несложной ролью. Например, начала садиться в «вагон» после того, как «поезд» уже отправился. Точное выполнение всех правил игры остальными детьми и предостерегающие крики «кондуктора» Вити Т. заставили ее остановиться. Витя Т. сказал назидательно: «Нельзя садиться на ходу поезда, мы его сейчас остановим». «Поезд» остановился, и Оля с помощью выбежавшей из «вагона» Люды благополучно села. Пример детей, точно соблюдающих все правила игры, оказался для Оли более действенным, чем предшествующее игре объяснение воспитателя. На остановках Оля спрашивала: «А «поезд» еще не отошел? Мне можно сесть?»
Роль пассажира в первой игре у Оли была проста — взять билет, сесть в вагон и ехать. Однако она уже требовала оценки ситуации, соблюдения правил. Оля впервые участвовала в такой игре и с гордостью рассказывала сменному воспитателю, что ездила в Ташкент в гости к Игорю, была пассажиром, выходила на остановках гулять. Девочка охотно включается и в повторные игры, но не может развить и усложнить их содержание. Это связано с недостаточным, бедным чувственным опытом девочки, с ограниченностью представлений о том, что ею изображается. Поэтому основная задача воспитателя при организации игры слепого ребенка заключается в обогащении его чувственного опыта, в создании живых образов людей, чьи роли берет на себя ребенок.
При проведении предварительной подготовки к творческой игре слепого следует быть особенно внимательным ко всем деталям, ко всем возможным трудностям понимания ситуации.
Для подготовки творческой игры в «поезд» дети отправились на близлежащую железнодорожную станцию. «Посмотрели», как пассажиры покупают билеты, как спешат на останавливающийся поезд. Они слушали стук колес по рельсам, слушали, как изменяются звуки, когда поезд замедляет ход, как шипят пневматически открывающиеся двери. Дети прослушали рассказ воспитателя о том, как машинист ведет поезд, как объявляет остановки, как входит контролер и проверяет билеты.
При проведении игры в «поезд» они сразу же начали использовать знания, полученные на экскурсии. Володя М. взял на себя роль кассира и контролера, Тима Л.— машиниста, Витя Т. — проводника. Остальные дети были пассажирами. Роли пассажиров оказались в этой игре наиболее живыми и богатыми по содержанию. Они брали билеты для себя и своих кукол, спешили занять места, волновались друг за друга, торопились, боясь опоздать. В вагонах дети пили чай, который им разносил Витя-проводник, ходили в вагон-ресторан кормить маленьких детей кашей. Жизнь пассажира в вагоне была представлена очень живо. Дети включали в игру свой собственный опыт. Так, Игорь говорил: «Я ехал с мамой из Ташкента и ходил в вагон-ресторан суп и кашу кушать». Оля и Витя тоже много ездили в поездах.
В такой ситуации роль машиниста оказалась менее привлекательной. Сначала Тима очень гордился тем, что он машинист: он может гудеть-, шипеть, делать остановки. Тима вертел «руль» и т. д., но эта деятельность оказалась для него быстро исчерпанной и требовала дальнейшего развития, для того чтобы интерес к ней сохранился.
Тима придумал: «Приехали! Пассажиры, выходите, машинист будет чинить паровоз и надувать шины».
Игра детей развивалась, включались новые действия. Но последнее высказывание Тимы показало недостатки в проработке темы, У ребенка было создано неполное и неправильное представление о паровозе, и пробелы в представлениях заполнялись за счет аналогии с другими более знакомыми видами транспорта.
Участвуя в детской игре, воспитатель помогает овладеть приемами действий изображаемого лица, так как слепые дети не могут научиться этому самостоятельно из-за отсутствия у них зрительного подражания. Организация и умелое направление игры, постоянное обогащение ее новым содержанием изменяют характер игры. Так, постепенно игра в «паровоз» из игры, первоначально направленной па подражание движению и звукам, превращается в ролевую игру, в которой дети берут на себя роли машиниста, контролера, кассира, пассажиров и т. д., что говорит о развитии и увеличении их представлений.
Повторное проведение уже ранее имевших место игр всегда доставляет удовольствие слепым детям. Воспитатель использует повторные игры для закрепления знаний, полученных детьми на экскурсиях, для уточнения и обогащения представлений детей. Дети или самостоятельно, или при указании воспитателя всегда вводят новые элементы в повторную игру.
Повторное проведение игры в «интернат» включало новые звенья — кормление куклы, мытье посуды, умывание, укладывание их спать. Введение новых действий изменило характер протекания игры. Действия, которые были развернутыми в прошлой игре, стали схематичными, свернутыми, а новые моменты ее оказались для детей наиболее привлекательными и были представлены в игре развернуто: дети задерживались на кормлении кукол, на умывании и укладывании спать.
Бедность конкретных знаний н однозначность их применения, т. е. использование их лишь в одной и той же ситуации, создают косную систему, которая не позволяет слепому ребенку даже в игре использовать предметы не по их прямому назначению.
Так, Витя Т. должен был во время игры накрывать обеденный стол для кукол. Вите не хватало для всех кукол тарелок, ложек и вилок. Воспитатель предложил заменить тарелки коробочками, а ложки и вилки — плоскими счетными палочками. Витя не согласился на это предложение: «Нельзя, это материал для счета». Игра в «повара» также становится невозможной, если не дать ему настоящих продуктов. Кормление кукол у него идет только при наличии настоящих блюд. Кормить куклу из пустой тарелки, в которой «как будто налит суп», Витя не соглашается.
Игра используется воспитателями для закрепления у слепых детей навыков самообслуживания. Связь игры с трудом — одна из особенностей деятельности детей дошкольного возраста. Используя игру слепого дошкольника, мы формируем у него трудовые навыки самообслуживания, что является одной из сложных проблем раннего воспитания слепого.
Особенностью игр, направленных на закрепление трудовых навыков, является внимание к процессуальным моментам. Однако это не значит, что процессуальные моменты заслоняют основную ее цель.
Для проведения таких игр Р. Л. Зимина и Э. Л. Лакшина (воспитатели дошкольной группы при Московской школе слепых) приготовили различные костюмы, позволяющие организовать игры, включающие необходимость одевания и раздевания кукол. Были проведены игры: «Купание детей», «Мы идем на прогулку», «Поликлиника».
Во время игры в «поликлинику» Тима Л. был врачом. Он стремился как можно быстрее приступить к своей деятельности и поэтому говорил: «Не нужно раздевать «укол, я приподниму платье, прослушаю и сделаю укол». Оля и Володя Б. сразу же соглашались на такое предложение, так как процессы одевания — раздевания представляли для них большую трудность, к тому же цель была — вылечить куклу; поэтому эти процессы были представлены схематически и абстрактно, лишь в словесном плане. Воспитателю пришлось рассказать, как неудобно врачу исследовать больного, когда он не раздет: «Врач может ошибиться в диагнозе, даст другое лекарство, и больному будет хуже, он может даже умереть». Теперь Тима уже настаивал на том, чтобы все «дети» были раздеты. Слепые дети упражнялись в застегивании и расстегивании пуговиц.
Катя Т. легко справилась с этими заданиями и вводила в игру новые элементы, создающие картину детской поликлиники: кукла-дочка не хотела раздеваться, плакала и капризничала, а Катя уговаривала ее, убеждала в необходимости идти к врачу и одновременно раздевала.
Это очень помогало созданию положительного отношения к игре всех детей. Такого рода игры способствовали закреплению навыков раздевания и одевания; играя, слепой ребенок упражнялся в мелких движениях. Слепые дети дошкольного возраста еще часто не разделяют труд и игру. Поэтому организация игры, в которой содержатся моменты трудовой деятельности, способствует тому, что у ребенка уже в процессе игры путем подражания взрослым вырабатываются элементы трудовых действий.
В Московской школе слепых (дошкольная группа) первые навыки стирки дети приобретали в игре: воспитательница организовала игру в «прачечную». Для игрыприготовлялось все как в действительности: и маленькие корыта, и мыло. Дети снимали с кукол белье, стирали, полоскали, выжимали, развешивали и прикрепляли к веревке маленькими прищепками. (В игре использовались предметы из набора «Маленькая прачка».)
Воспитательница показывала каждому последовательность стирки, замачивание, намыливание, стирку (особенно обращалось внимание на движения рук в корыте и стирку на кулачках), и дети с удовольствием принимались за стирку.
Люда Т. все делала очень энергично, старалась всем помочь, так как сама быстро овладела навыками. Кирилл только мочил, тер и сжимал платье, так и не научившись основным процессам стирки.
Сначала дети воспринимали стирку как игру. В игру были включены куклы, которые не могли идти в гости в грязных, платьях. Их раздели, искупали, положили в кроватки, а дети принялись за стирку. Процесс стирки в настоящей теплой воде, с мылом настолько увлек детей, что они уже забыли про кукол. Дети стали спрашивать: «А что еще нужно постирать?» И вот здесь воспитательница предложила: «Давайте постираем свои ленточки, носовые платки и воротнички». Дети с радостью согласились.
У некоторых детей, несмотря на привлекательность самого процесса стирки, .доминировала игровая ситуация. Они стремились свернуть, сократить процессуальные моменты игры, даже перенести их в чисто словесный план, лишь проговаривая те действия, которые необходимо проделать.
Оля Г. немного помочила в воде платье куклы и решила, что теперь можно переходить к следующей вещи и дальше к игре с куклой. Здесь сказались трудности, связанные с тем, что у Оли слабые, физически не развитые ручки, плохо координированные движения. Ей трудно овладеть навыками стирки. Свертывание процесса стирки в данной ситуации было обусловлено несколькими причинами — отсутствием каких-либо трудовых навыков, трудностью овладения ими и доминированием игровой ситуации, требующей не задерживаться на самом процессе, а переходить к другому виду действий, с тем чтобы завершить игру.
Целью этой игры, организованной воспитателем, было привлечь внимание детей к самому процессу выполнения труда, показать им все приемы труда, сделать их привлекательными.
Анализируя работу детей, воспитательница обратила их внимание на ее качество, сказала, что мы начали стирать белье для кукол, чтобы сделать его чистым, белым, поэтому нужно старательно мылить, тереть и полоскать, только тогда белье будет чистое, белоснежное. Так, уже в Игре детям показывались цель и смысл трудового действия и требовался необходимый результат.
Таким образом, уже в первой игре-труде мы видим возможность заинтересовать слепых детей трудовым процессом и поставить вопрос о важности и главной цели труда — о его результате, о качестве самого процесса труда. В дальнейшем сам процесс стирки отрывался от игры, и еженедельно в пятницу проводилась уборка помещения и стирка белья.
Обучая слепых детей играть, организуя их игры, воспитатель активизирует деятельность дошкольников, что является залогом успешной воспитательной работы по преодолению недостатков в развитии, связанных со слепотой.
Л. И. Солнцева