По изобразительной деятельности
В старшей группе нашего детского сада — 20 детей с различными формами нарушения зрения: большинство воспитанников страдают сходящимся косоглазием и амблиопией различной степени; у некоторых — дополнительно нистагм или астигматизм; у одного ребенка— периодическое косоглазие, у другого — тяжелое органическое нарушение центральной нервной системы, обусловившее косоглазие и снижение зрения. Все дети при поступлении имели дальнозоркую рефракцию,
По уровню и характеру развития контингент детей неоднороден. Это объясняется и разнообразием форм патологии зрительного анализатора у наших воспитанников, и несхожестью условии, в которых они воспитывались до прихода в специализированный детский сад. Тем не менее, за 6 месяцев, в течение которых мы работали с данной группой, выявились изменения в развитии всех детей.
Недостаточность зрения у детей, страдающих амблиопиейи косоглазием, не позволяет им правильно наблюдать и опознавать окружающую действительность. Не удивительно, что представления таких детей обеднены — неполны, отрывочны по характеру. Между тем изобразительная деятельность предполагает развитое целенаправленное зрительное наблюдение ивосприятие. Именно в силу этой особенности ей и придается столь большое значение в программе специализированного детского сада.
Мы исходили из того, что представления, необходимые для изобразительной деятельности, можно формировать у детей, организовав соответствующим образом восприятие объектов и направив детское внимание на анализ тех свойств, которые являются определяющими и которые в первую очередь должны быть переданы, в рисунке, лепке, аппликации. С этой целью мы ввели рисование с натуры. Первое занятие показало, что большинство наших воспитанников не умеют передать в рисунке то, что замечают в предмете, или изображают увиденное приблизительно и неточно. Так, на словах точно определив величину, форму, цвет яблока, которое было предложено им в качестве модели, они как будто забыли обо всем, когда взялись за карандаш, и изображение получилось неточным, приблизительным, далеким от натуры. Величину яблока правильно передали лишь пятеро детей, форму — трое, в цвете ошиблись восемь человек. Это занятие завершилось разбором сделанных ошибок.
На следующем занятии было предложено нарисовать с натуры два яблока, отличавшиеся по величине и форме. Предварительно детям были показаны картинки с изображением различных яблок. Ребята не только рассматривали эти картинки, но иобводили изображения пальцем по контуру. Модели, предложенные для рисования, также были обследованы с включением осязания. Уточнив с детьми вес сходства и различия обоих яблок по величине, форме, цвету, мы предложили приступить к выполнению задания. Половина детей успешно справились с ним, передав отличительные свойства того и другого яблока, другие не столь удачно выполнили задание, но результат все же был лучше, чем на первом занятии.
Уже первые занятия убедили нас, что дети с нарушением зрения способны передать особенности натурных объектов со всей возможной точностью, если изобразительная деятельность будет сопровождаться направленным формированием их аналитического — зрительного и осязательного — восприятия.
Руки ребенка еще очень слабы, движения недостаточно координированы, часто дети не могут уверенно и точно произвести необходимое движение, а без данного навыка невозможно и правильное изображение предмета. Эта особенность в большей степени выражена у детей с нарушением зрения, координация движений которых отстает в развитии по сравнению с их нормально видящими сверстниками.
Мы считали необходимым, чтобы наши воспитанники обследовали предмет перед тем, как его изобразить. При этом внимание детей фиксировалось на его форме. Движения руки при такого рода обследовании совпадают с теми линиями, которые нужно произвести, изображая предмет, и зависят от его формы, расположения частей. Чем лучше дети контролируют свои движения взглядом, тем отчетливее и точнее они передают форму модели.
Занятия по рисованию и лепке взаимно связаны. Наши воспитанники обычно сначала лепят предмет, затем рисуют его. Это также значительно улучшает результаты работы. Лепке, как правило, предшествует предварительное обследование детьми модели. При этом воспитатель медленно обводит контур предмета пальцем, фиксируя форму в словах: «Яблоко круглое». Движение в сопровождении слов повторяется несколько раз, после чего предлагается имитировать его детям. Если ребенку движение не удается, воспитатель берет его руку в свою, обводя пальцем ребенка предмет по контуру. После этого всем ребятам предлагается нарисовать модель в воздухе. Опять их руки упражняются в тех движениях, которые необходимы для ее передачи в рисунке. И все же, несмотря на такую поэтапную подготовку, далеко не всем детям удается с точностью воспроизвести необходимое движение непосредственно в процессе выполнения задания. Мы помогаем, беря поочередно руки детей в свои и вместе проделывая нужные движения. Отдельным детям такого рода поддержка была необходима на протяжении нескольких занятий, и только после неоднократной помощи они усваивали нужные приемы.
При обучении рисованию очень важно научить детей правильно держать карандаш и кисть, причем одного показа, как правило, оказывается недостаточно. Приходится вкладывать кисть в пальцы ребенка, тщательно следить за тем, как он держит ее, в процессе рисования неоднократно поправлять. Особенно трудна эта задача для детей, страдающих косоглазием с правосторонним микропарезом. На протяжении долгого времени перед началом занятий мы предлагаем этим ребятам правильно взять карандаш или кисть, а по ходу рисования неназойливо, но настойчиво контролируем и поправляем их.
В течение полугода опытной работы мы систематически давали детям задания лепить, вырезать из бумаги и рисовать предметы разнообразной формы, вырабатывая у них навыки и умения находить общие и отличительные признаки этих предметов. В середине года ребятам было предложено нарисовать в красках цветочный горшок. Они должны были передать его форму, цвет, положение на салфетке. Большинство детей сумели с точностью воспринять и передать все отличительные признаки модели.
В середине года мы ознакомили детей с керамикой, организовав небольшую выставку керамических изделий. После этого ребята лепили вазы, рисовали, вырезали их из бумаги, стараясь передать общую форму. Для изображения предметов округлой формы мы предлагали сосуды различной конфигурации: широкие, узкие, более и менее округлые. Дети рисовали и красками, и черным карандашом.
Весной мы предложили им нарисовать комнатное растение в цветочном горшке. Требовалось передать форму и цвет стебля, листьев, цветов, их расположение— взаимное и относительно горшка. На этом занятии изображение цветочного горшка уже не составляло труда для большинства ребят, и внимание было перенесено на строение растения.
В другом цикле занятий дети изображали объекты прямоугольной формы. Мы обратили их внимание на то, что такие объекты могут рассматриваться как в лежачем, горизонтальном положении, так и в вертикальном. Для наблюдения крупных объектов мы провели специальную прогулку, обратив внимание детей на высоту жилых домов по сравнению с низким зданием нашего детского сада, на характерные детали здании: форму и размер окон, балконы и т. д. Первой работой была коллективная аппликация «Улица». Каждый ребенок получил прямоугольник бумаги и должен был решить, на какой конфигурации здания ему остановиться — высокой, вертикальной или низкой, удлиненной, горизонтальной. Затем вырезали и наклеили все детали, необходимые для того, чтобы прямоугольник приобрел сходство с домом. Когда индивидуальная работа была закончена, совместными усилиями из отдельных зданий составили улицу.
На одном из следующих занятий дети рисовали карандашом здания различных пропорций. Мы обращали их внимание на технические приемы изображения объектов прямоугольных форм, на ровность и твердость линий. В рисунках деревьев подчеркивали особенности их контура.
Представления о породах деревьев и присущих им различительных признаках оказались у детей весьма бедными: достаточно сказать, что из лиственных пород они смогли рассказать только о березе. В сюжетных рисунках мы разрешили ребятам пользоваться теми представлениями, которыми они владели. Но в пейзаже «Мартовский снег», который выполнялся акварельными красками после чтения стихов о весне, изображения деревьев, вошедших в общую композицию, уже не страдали прежней схематичностью. Этому заданию предшествовали разбор картин, наблюдения на прогулках.
За изображение животных по собственной инициативе берутся лишь немногие дети, несмотря на то, что мир живых существ необычайно привлекает их. Надо было выработать у детей подход к изображению животных, чему также предшествовало обследование, наблюдение рыбок в аквариуме, птиц в клетках. Как обычно, были привлечены игрушки и картинки. Начинали с освоения самых простых форм, затем перешли к более сложным, а под конец ставили перед детьми задачу передать динамику движения.
Общий облик медвежонка сначала передали в лепке. Этой цели служила и аппликация, основу которой составил один из эпизодов сказки «Три медведя». Последовавшее за аппликацией задание по рисованию потребовало от детей изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка». Надо было не только точно передать общий вид медведей, но и сложные позы, обусловленные сюжетом картины, привлекая для этого представления, которые были ранее сформированы на занятиях.
Способ изображения в лепке — иной, чем в рисунке, но сформированное в процессе лепки представление об объекте, его форме, строении, составляющих частях позволяет быстрее и самостоятельнее находить способ изображения на плоскости. Постепенно в ходе занятий изобразительной деятельностью у детей вырабатывался общин подход к обследованию и анализу изображаемого предмета.
Одно ил занятие было посвящено выяснению четкости и прочности представлений детей об объектах, ранее ими изображенных, а также того, как формируются у них новые представления. Ребята, не отрывая кисть от бумаги, рисовали краской контуры объектов. Начали с мяча, куклы-неваляшки, затем перешли к изображению рыбки, собаки, кошки, слона. Первые три объекта дети нарисовали без особых затруднений, одной линией довольно точно передав характерный контур. Менее знакомые и более сложные объекты правильно передать смогли только двое. И все же восприятие и передача общей формы были налицо. Отчетливо выступал развитый зрительный контроль за движущейся рукой. Таким образом, несмотря на нарушение зрения, систематическое обучение и постоянные упражнения дали определенные результаты.
Необходимо упомянуть и о работе, направленной па развитие у детей цветовых представлений. Рисуя с натуры, ребята должны были передать цвет изображаемых предметов. Рисуя кактус, дети прибегали к зеленой краске, содержащейся в коробке. Лишь двух ребят не удовлетворил этот цвет, и они начали искать соответствующий тон, смешивая краски на палитре. И это не случайно: к моменту данного занятия у них исправилось косоглазие и начало формироваться бинокулярное зрение.
В процессе занятий по изобразительной деятельности мы все время помнили о нарушении зрения у детей, и они выполняли работу в соответствии со зрительными нагрузками, предложенными офтальмологом. При амблиопии высокой и очень высокой степени мы предлагали ребятам пользоваться преимущественно оранжевыми, красными, зелеными красками и карандашами. Знакомя детей произведениями народного декоративного искусства, мы обращали их внимание на колорит, типичный, скажем, для дымковской игрушки и для современной керамики. Яркость и чистота красок дымковских игрушек оказалась ближе детскому вкусу. По душе детям пришлись и декоративные мотивы украинских вышивальщиц, богатство и разнообразие оттенков в их поделках, крупные красочные пятна. Работу на основе этих мотивов (изучив вышивку, дети рисовали букеты красками) мы совместили с объяснением системы спектральных тонов. Было продемонстрировано изображение радуги и рассказано об этом явлении природы. Некоторые из детей припомнили, что видели радугу. Сначала рассмотрели се на картинке, а затем попытались нарисовать: последовательно брали краски и прибавляли полосы к дуге. Внизу нарисовали лужок, деревья, речку.
Для того чтобы закрепить представление о последовательности тонов, мы предложили ребятам вырезать и наклеить в нужном порядке лепестки цветика - семицветика, предварительно прочитав им одноименную сказку. Некоторые допустили ошибки, но тут же исправили их. Нам хотелось, чтобы наши воспитанники не только знали последовательность цветов в радуге, но и различали их, чувствовали характер каждого цвета, его образную выразительность. Так, видя костер во дворе, мы обращали внимание детей на теплые тона огня, наблюдая весенние лужи, подчеркивали холодные тона.
Строя свою работу, мы руководствовались программой, принятой в массовых детских садах, однако, учитывая особенности восприятия н представления детей с нарушениями зрения, практиковали строго индивидуальный подход, принимая во внимание характер и степень нарушения зрения, перспективы его коррекции.
Большого внимания от нас требовала организационная сторона занятий изобразительной деятельностью — более сложная, чем в массовых детских садах. Каждый раз приходилось тщательно взвешивать, какую натуру дать и как ее лучше поставить; иногда давали общую, чаще — па каждый стол. Рассаживали детей, сообразуясь с их зрением: за первые столы — страдающих амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние — детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
Занятия по изобразительной деятельности очень помогли нашим детям. В комплексе с другими коррекционно - восстановительными мероприятиями были достигнуты определенные успехи: у 90% детей острота зрения увеличилась до нормальной, у многих отмечено исправление косоглазия.
Л. Ю. ФЕОКТИСТОВА,