I. принципы нравственного воспитания
В основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста положены следующие принципы:
1. Целенаправленность всей жизни и деятельности детей и воспитательной работы с ними.
2. Воспитание в коллективе.
3. Учет возрастных, индивидуальных к специфических особенностей, обусловленных утратой зрения.
4. Требовательность и уважение к личности ребенка.
5. Систематичность и последовательность требований, единство требований воспитателя и всего педагогическогоколлектива.
6. Упражнения в нравственных поступках.
Целенаправленность пронизывает всю жизнь ребенка, она являетсяосновой организации всей воспитательной работы с детьми.Она должна отражаться в заданиях, которые дети получают на занятиях. В содержании работы воспитателя с детьми отражается жизнь социалистического общества, стремления и чаяния народа, борьба за мир. У детей воспитывается любовь к людям, к труду, к нашей социалистической Родине.
Воспитание детей в коллективе — очень важный принцип в воспитательной работе со слепыми детьми. Самое сложное — организация коллектива и коллективных действий, требующих согласованности, самоконтроля и контроля за деятельностью товарища. На занятиях
со слепыми детьми этого добиться очень трудно. Нужна специальная предварительная подготовка и постоянная помощь воспитателя. Очень важно чтобы возникающие ростки коллективных действий и чувств детей не были разрушены из-за трудностей ориентировки на основе осязательного и слухового контроля и самоконтроля. Воспитатель содействует развитию общения детей, взаимопомощи, возникновению товарищеских чувств, зарождающихся в совместных играх и труде. При воспитании нравственных качеств мы пользуемся совокупностью методов, определяемых и выбираемых в соответствии с индивидуальными и возрастными с особенностямислепых детей. Это особенно важно в условияхдошкольного воспитания в группах при школах слепых, так как дети, приходящие в группы, кроме слепоты, часто имеют другие нарушения, вызванные различными заболеваниями и накладывающие отпечаток на весь характер отношений в коллективе. Например, у слепых детей снарушениями в эмоционально-волевой сфере и трудности в поведении: им трудно сосредоточиться онилегко отвлекаются, не умеют подчиняться воспитателю, требуют постоянного внимания воспитателя, как во время занятий, так и в свободное время. Педагогически запущенные дети также требуют своеобразного, индивидуального подхода.
Если в работе с педагогически запущенными слепыми детьми воспитатели сначала применяют, но преимуществу методы показа, основанные на подражании, то по мере развития детей начинает применяться разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы.
Принцип требовательности в отношении слепых детей заслуживает особого внимания, так как требовательность без скидок на слепоту при уважении к личности ребенка и вере в огромные возможности его развития является принципом, определяющим место слепого ребенка в жизни.
Требовательность воспитателя к слепому ребенку вырабатывает у последнего веру в свои возможности. Особенно важна эта вера в собственные силы тем слепым детям, которых в семье всячески ограничивали, Которым не давали действовать самостоятельно.
Роль воспитателя при проведении этого принципа в жизнь особенно велика. Воспитатель помогает слепому ребенку овладеть программными знаниями и умениями, ставит такие задачи, которые ему понятны и которые он может выполнять.
Очень важной стороной в нравственном воспитании является создание условий для выполнения требований воспитателя. Это способствует возникновению и развитию у детей привычек культурного и организованного поведения.
Принцип планомерности, систематичности, последовательности педагогических воздействий, единства требований воспитателя и родителей является очень важным в воспитательной работе со слепыми детьми дошкольного возраста. В нравственном воспитании слепых детей особенно часто имеет место несоответствие и несогласованность приемов воспитания в семье и в школе. Нормы поведения, усвоенные детьми в дошкольной группе, часто не поддерживают в семье, что ведет к разрушению многих навыков нравственного поведения. У ребенка создается вредное представление о том, что требования, предъявляемые к нему воспитателем, могут не выполняться. Воспитателю необходимо знать нравственный уровень своих воспитанников для того, чтобы последовательно ставить перед ребенком задачи и постепенно преодолевать недостатки.