I. принципы нравственного воспитания

В основу нравственного воспитания детей дошколь­ного возраста положены следующие принципы:

1. Целенаправлен­ность всей жизни и деятельности детей и воспитательной работы с ними.

2. Воспитание в коллективе.

3. Учет возрастных, индивидуальных к специфиче­ских особенностей, обусловленных утратой зрения.

4. Требовательность и уважение к личности ребенка.

5. Систематичность и последовательность требова­ний, единство требований воспитателя и всего педагогическогоколлектива.

6. Упражнения в нравственных поступках.

Целенаправленность пронизывает всю жизнь ребенка, она являетсяосновой организации всей воспитательной работы с детьми.Она должна отражаться в заданиях, которые дети получают на занятиях. В содержании работы воспитателя с деть­ми отражается жизнь социалистического общества, стремления и чаяния народа, борьба за мир. У детей воспитывается любовь к людям, к труду, к нашей социа­листической Родине.

Воспитание детей в коллективе — очень важный принцип в воспитательной работе со слепыми детьми. Самое сложное — организация коллектива и коллектив­ных действий, требующих согласованности, самоконтро­ля и контроля за деятельностью товарища. На занятиях
со слепыми детьми этого добиться очень трудно. Нужна специальная предварительная подготовка и постоянная помощь воспитателя. Очень важно чтобы возникающие ростки коллективных действий и чувств детей не были разрушены из-за трудностей ориентировки на основе осязательного и слухового контроля и самоконтроля. Воспитатель содействует развитию общения детей, взаимопомощи, возникновению товарищеских чувств, зарождающихся в совместных играх и труде. При воспитании нравственных качеств мы пользуемся совокупностью методов, определяемых и выбирае­мых в соответствии с индивидуальными и возрастными с особенностямислепых детей. Это особенно важно в усло­вияхдошкольного воспитания в группах при школах слепых, так как дети, приходящие в группы, кроме слепоты, часто имеют другие нарушения, вызванные различными заболеваниями и накладывающие отпечаток на весь характер отношений в коллективе. Например, у слепых детей снарушениями в эмоционально-волевой сфере и трудности в поведении: им трудно сосредоточиться онилегко отвлекаются, не умеют подчиняться воспитателю, требуют постоянного внимания воспитателя, как во время занятий, так и в свободное время. Педа­гогически запущенные дети также требуют своеобраз­ного, индивидуального подхода.

Если в работе с педагогически запущенными слепыми детьми воспитатели сначала применяют, но преимущест­ву методы показа, основанные на подражании, то по мере развития детей начинает применяться разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы.

Принцип требовательности в отношении слепых де­тей заслуживает особого внимания, так как требова­тельность без скидок на слепоту при уважении к лич­ности ребенка и вере в огромные возможности его раз­вития является принципом, определяющим место сле­пого ребенка в жизни.

Требовательность воспитателя к слепому ребенку вырабатывает у последнего веру в свои возможности. Особенно важна эта вера в собственные силы тем сле­пым детям, которых в семье всячески ограничивали, Которым не давали действовать самостоятельно.

Роль воспитателя при проведении этого принципа в жизнь особенно велика. Воспитатель помогает слепому ребенку овладеть программными знаниями и умениями, ставит такие задачи, которые ему понятны и которые он может выполнять.

Очень важной стороной в нравственном воспитании является создание условий для выполнения требований воспитателя. Это способствует возникновению и разви­тию у детей привычек культурного и организованного поведения.

Принцип планомерности, систематичности, последо­вательности педагогических воздействий, единства тре­бований воспитателя и родителей является очень важ­ным в воспитательной работе со слепыми детьми до­школьного возраста. В нравственном воспитании сле­пых детей особенно часто имеет место несоответствие и несогласованность приемов воспитания в семье и в школе. Нормы поведения, усвоенные детьми в дошколь­ной группе, часто не поддерживают в семье, что ведет к разрушению многих навыков нравственного поведения. У ребенка создается вредное представление о том, что требования, предъявляемые к нему воспитателем, могут не выполняться. Воспитателю необходимо знать нравственный уровень своих воспитанников для того, чтобы последовательно ставить перед ребенком задачи и постепенно преодолевать недостатки.

Наши рекомендации