Охранительный режим в специализированном

ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

Обеспечение благоприятных условий для зрительной рабо­ты детей с патологией зрения является важнейшей задачей спе­циализированных дошкольных учреждений. При организации всех сторон жизни ребенка в детском саду необходимо преду­преждать отрицательное влияние на детей таких факторов, как:

недостаточное освещение

неудовлетворительное оформление книг и наглядных пособий

неудачное размещение мебели,

неправильная осанка детей и их посадка за столом во время за­нятий,

переутомление детей в результате неправильного плани­рования различных видов занятии и т. д.

Это возможно при условии, если весь коллектив дошколь­ного учреждения, а также родители осознают свою ответственность за здоровье детей и нормализацию их развития.
Сложность создания охранительного режима состоит в том, что специализированный детский сад для детей с патологией зрения призвано обеспечить успешное усвоение воспитанниками программы и подготовить их к обучению в школе. Такая подготовка предусматривает не только усвоение каждым ребенком определенных умений и навыков, но и гармоническое развитие в целом. В связи с этим в детском саду осуществляется система мероприятий, направленных на умственное, физическое, эстетическое, нравственное воспитание детей. Каждый ребенок должен выполнить достаточно большой объем работы и при этом не только сохранить, но и улучшить состояние зрения.

Опыт работы лучших дошкольных учреждений с патологией зрения показывает выполнимость этой задачи при условии неукоснительного соблюдения охранительного режима. Создание охранительного режима в специализированном дошкольном учреждении предполагает согласованную деятельность всех лиц, причастныx к воспитанию, лечению и организации быта воспитанников.
Особенное значение в этом приобретает выполнение рекомендаций врача - офтальмолога в отношении зрительной нагрузки на каждого ребенка и норм освещенности помещений.
Для выполнения данных рекомендаций воспитатели должны быть не просто механическими исполнителями предписаний, но и понимать их смысл и необходимость. Кроме того, в повседневной практике воспитательной работы с детьми с на­рушениями зрения возникает много непредвиденных ситуаций, в которых воспитателю надо самостоятельно принимать решения.
К числу требований, связанных с использованием средств оптической коррекции, можно отнести следующие:

- постоянный контроль за правильностью ношения детьми очков

- своевременное выключение зрения;

- воспитание у детей бережного обращения с очками.

Несоблюдение этих, требований приводит, в частности, к тому, что ребенок видит не через центр очкового стекла, а через другой участок, в результате чего глаз получает нечеткое изображение на сетчатке. При неправильном положении оправы на лице ребенок излишне гримасничает, желая поправить ее, смотрит поверхочков, что затрудняет лечение амблиопии и задерживает выздоровление больного глаза.

Педагог должен знать, насколько понижено зрение у воспитанника, и какую зрительную нагрузку в связи с этим ему наз­начить. Для этого на каждого ребенка заводится тетрадь, где записываются данные о характере зрительной нагрузки в зави­симости от состояния остроты зрения, характера косоглазия. Врач-офтальмолог ведет записи один раз в 1—2 месяца (не ис­ключена необходимость и более частого изменения назначении). Одной из мер, способствующих эффективному соблюдению охранительного режима, является создание благоприятных ги­гиенических условий и, прежде всего, хорошего освещения по­мещения. Это достигается при освещении помещения рассеян­ным отраженным светом. По существующим нормам на рабочем месте достаточно 300 люксов при обычных лампах накаливания и 500 люксов при люминесцентном освещении. Поверх­ность столов рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это повышает освещенность на рабочих местах. С этой же целью следует ограничить проникновение в помещение прямых сол­нечных лучей, которые образуют на поверхностях столов и дос­ки солнечные блики и вызывают перегревание помещений. Сол­нцезащитные занавеси или специальные жалюзи не должны мешать проникновению света в помещение, когда в нем нет де­тей.

Так же как и в школах для слабовидящих детей, столы в группах детского сада целесообразно расставлять не далее 0,5 м и от внутренней и наружной стены. Расстояние между ряда­ми столов — 0,7 м.

В помещениях необходимо поддерживать стабильный уро­вень освещенности. Для этого нужно следить за частотой окон­ных стекол, осветительной арматуры (протирать ее не реже I раза в неделю) и вовремя заменять перегоревшие лампы.

Желательно иметь в детском саду одноместные столы с настольными лампами, пюпитры и т. д.

Большое значение имеет соблюдение в дошкольном учреждении благоприятного воздушного режима. Прогулки на воздухе, в частности, не должны подменяться другими режимными

моментами.

Выполнение описанных выше требований будет способство­вать более успешному решению лечебных коррекционно-воспитательных задач в дошкольных, учреждениях для детей с патологией зрения.

Наши рекомендации