Охранительный режим в специализированном
ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ
Обеспечение благоприятных условий для зрительной работы детей с патологией зрения является важнейшей задачей специализированных дошкольных учреждений. При организации всех сторон жизни ребенка в детском саду необходимо предупреждать отрицательное влияние на детей таких факторов, как:
недостаточное освещение
неудовлетворительное оформление книг и наглядных пособий
неудачное размещение мебели,
неправильная осанка детей и их посадка за столом во время занятий,
переутомление детей в результате неправильного планирования различных видов занятии и т. д.
Это возможно при условии, если весь коллектив дошкольного учреждения, а также родители осознают свою ответственность за здоровье детей и нормализацию их развития.
Сложность создания охранительного режима состоит в том, что специализированный детский сад для детей с патологией зрения призвано обеспечить успешное усвоение воспитанниками программы и подготовить их к обучению в школе. Такая подготовка предусматривает не только усвоение каждым ребенком определенных умений и навыков, но и гармоническое развитие в целом. В связи с этим в детском саду осуществляется система мероприятий, направленных на умственное, физическое, эстетическое, нравственное воспитание детей. Каждый ребенок должен выполнить достаточно большой объем работы и при этом не только сохранить, но и улучшить состояние зрения.
Опыт работы лучших дошкольных учреждений с патологией зрения показывает выполнимость этой задачи при условии неукоснительного соблюдения охранительного режима. Создание охранительного режима в специализированном дошкольном учреждении предполагает согласованную деятельность всех лиц, причастныx к воспитанию, лечению и организации быта воспитанников.
Особенное значение в этом приобретает выполнение рекомендаций врача - офтальмолога в отношении зрительной нагрузки на каждого ребенка и норм освещенности помещений.
Для выполнения данных рекомендаций воспитатели должны быть не просто механическими исполнителями предписаний, но и понимать их смысл и необходимость. Кроме того, в повседневной практике воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения возникает много непредвиденных ситуаций, в которых воспитателю надо самостоятельно принимать решения.
К числу требований, связанных с использованием средств оптической коррекции, можно отнести следующие:
- постоянный контроль за правильностью ношения детьми очков
- своевременное выключение зрения;
- воспитание у детей бережного обращения с очками.
Несоблюдение этих, требований приводит, в частности, к тому, что ребенок видит не через центр очкового стекла, а через другой участок, в результате чего глаз получает нечеткое изображение на сетчатке. При неправильном положении оправы на лице ребенок излишне гримасничает, желая поправить ее, смотрит поверхочков, что затрудняет лечение амблиопии и задерживает выздоровление больного глаза.
Педагог должен знать, насколько понижено зрение у воспитанника, и какую зрительную нагрузку в связи с этим ему назначить. Для этого на каждого ребенка заводится тетрадь, где записываются данные о характере зрительной нагрузки в зависимости от состояния остроты зрения, характера косоглазия. Врач-офтальмолог ведет записи один раз в 1—2 месяца (не исключена необходимость и более частого изменения назначении). Одной из мер, способствующих эффективному соблюдению охранительного режима, является создание благоприятных гигиенических условий и, прежде всего, хорошего освещения помещения. Это достигается при освещении помещения рассеянным отраженным светом. По существующим нормам на рабочем месте достаточно 300 люксов при обычных лампах накаливания и 500 люксов при люминесцентном освещении. Поверхность столов рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это повышает освещенность на рабочих местах. С этой же целью следует ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей, которые образуют на поверхностях столов и доски солнечные блики и вызывают перегревание помещений. Солнцезащитные занавеси или специальные жалюзи не должны мешать проникновению света в помещение, когда в нем нет детей.
Так же как и в школах для слабовидящих детей, столы в группах детского сада целесообразно расставлять не далее 0,5 м и от внутренней и наружной стены. Расстояние между рядами столов — 0,7 м.
В помещениях необходимо поддерживать стабильный уровень освещенности. Для этого нужно следить за частотой оконных стекол, осветительной арматуры (протирать ее не реже I раза в неделю) и вовремя заменять перегоревшие лампы.
Желательно иметь в детском саду одноместные столы с настольными лампами, пюпитры и т. д.
Большое значение имеет соблюдение в дошкольном учреждении благоприятного воздушного режима. Прогулки на воздухе, в частности, не должны подменяться другими режимными
моментами.
Выполнение описанных выше требований будет способствовать более успешному решению лечебных коррекционно-воспитательных задач в дошкольных, учреждениях для детей с патологией зрения.