Методика обследования ребенка
Изучение уровня сенсорного развития, включающего состояние зрительного, осязательного, слухового восприятия, способов действии по цветоразличению, форморазличению, различению величины предмета, а также анализирующего наблюдения, проводится путем наблюдения за познавательной деятельностью ребенка. Ему предлагается сложить пирамидку из колец, дифференцируя их по цвету и величине, осмотреть незнакомый предмет, например новую куклу, и рассказать, какая она, что он о ней знает. После этого ребенок подирает для куклы подходящую по размеру одежду из нескольких предложенных комплектов.
Навыки изобразительной деятельности выявляются путем предъявления ребенку заданий (соответственно его возрасту). Например: «Нарисуй мальчика, бегущего hа лыжах (для ребенка седьмого года жизни).
Игровая деятельность изучается путем наблюдения за поведением ребенка в свободное oт занятий время. При этом, в сюжетно-ролевой игре выявляются умения использовать атрибуты, развивать сюжет (количество звеньев), контактировать с играющими. В дидактической игре важно выявить уровень развития интереса (что привлекает ребенка в этой игре: внешнее оформление, процесс игры или выигрыш, конечный результат игры, стремится ли он к выполнению правил).
Речевое развитие воспитанников изучается по общепринятой логопедической методике обследования.
Понимание смысла слов проверяется путем включения их в разговорную речь: «Расскажи о раме (ране, осе, дыме и т. д.)».
Словарный состав и грамматический строй устной речи изучается в процессе непринужденной беседы с ребенком о знакомом и близком ему (квартире, садике и т. д.).
Развитие трудовых и двигательных навыков, состояние координации движении выявляются путем наблюдения и выполнением трудовых зданий по самообслуживанию, а также за действиями ребенка в подвижных играх и на занятиях по физкультуре.
Раздел «Характеристика личности» заполняется на основе наблюдений за поведением ребенка, его отношением к окружающему, к трудностям, возникающим при выполнении познавательных и других заданий.
При обследовании ребенка выявленные у него представления, умения и навыки отмечаются цветным карандашом в соответствующих разделах карты (при повторном обследовании ребенка по этой же карте нужно пользоваться карандашом другого цвета).
После обследования детей учитель-дефектолог составляет перспективный план индивидуальной и подгрупповой работы за год. Упражнения и игры могут использоваться воспитателями и родителями в работе с детьми 5—8-го года жизни.
Индивидуальная карта обследования ребенка
Фамилия, имя.
Год, месяц рождения.
Дата заполнения.
Тифлопедагог:
Врач-офтальмолог:
I. Общие сведении
1. Откуда прибыл.
2. Краткие анамнестические данные:
а) бытовые условия; состав семьи, взаимоотношения и семье; когда обнаружили слабовидение; позиция ребенка в семье(обижен, опекаем), обязанности по дому и т. д.;
б) внутриутробный период, роды, рост, вес ребенка;
в) раннее моторное развитие (когда начал держать головку, сидеть, ходить);
г) время появления: первых слов, первые фраз, связной речи.
3. Состояние артикуляционного аппарата.
4. Состояние слуха.
5. Состояние центральной нервной системы.
6. Состояние опорно-двигательной системы (моторика, наличие парезов, параличей).
7. Количество перенесенных заболеваний по данным листов уточненных диагнозов.
8. Внешний вид ребенка, поведение во время обследования, контактность.
II. Состояние зрения
Состояние зрения определяется при поступлении ребенка в дошкольное учреждение и ко времени выпуска по таким основным показателям:
1. Острота зрения без коррекции и с коррекцией.
2. Поле зрения.
3. Характер зрения (монокулярное, бинокулярное, одновременное).
4. Состояние фиксации (правильная, неправильная).
5. Угол косоглазия.
6. Количество перенесенных операций.
7. Длительность окклюзии.
8. Очки.
9. Диагноз офтальмолога.
10. Рекомендации по лечению заболевании зрения.
Сенсорное развитие
1. Уровень развития зрительного и осязательного восприятия и процессе осматривания объекта:
а) взгляд беглый, скользящий, движение рук хватательное;
б) взгляд по центру фигуры, ощупывание ладонью одной руки;
в) фрагментарное восприятие (обследование двумя руками отдельных частей фигуры);
г) взгляд по контуру, последовательное обследование кончиками пальцев всего контура фигуры (моделирование контура).
2. Развитие слухового восприятия (различает по высоте звучания звуки музыкального ряда: высокий, низкий, выше, ниже; различает па слух и воспроизводит звучащие фонемы).
3. Развитие способов предметных действий:
а) использует предметы по назначению;
б) владеет приемами сравнения (накладывание, сличение, определение на глаз разницы в цвете, форме, величине).
4. Уровень развития анализирующего наблюдения:
а) перечисляет части предмета;
б) называет цвет;
в) фрагментарно описывает одну или несколько частей предмета
г) последовательно, развернуто описывает его основные качества и свойства (цвет, величину, форму, поверхность,
фактуру и т.д.)
5. Общие выводы об особенностях сенсорного развития.
Организационная работа
1. Оборудование коррекционного дефектологического кабинета мебелью, игрушками и пособиями. Тематические подборки натуральных предметов, муляжей, изображений для закрепления понятий по темам:
-овощи;
-фрукты;
-деревья;
-цветы;
-звери;
-птицы;
-насекомые;
-посуди;
-одежда;
-транспорт и т. д.
Подбор игрушек, игр для сенсорного развития, развития внимании, памяти, мышлении, наблюдательности, для дифференциации и автоматизации звуков, приобретение альбомов для занятий изодеятельностью и т. д.
2. Обследование детей, поступающих в специальное дошкольное учреждение и комплектация групп:
а) изучение детей совместно с врачом-офтальмологом (развитие их зрительных возможностей и особенностей, сенсорный опыт, представления, речевая активность, пространственное ориентирование, игровая, трудовая деятельность и т. д. ).
б) повторное обследование детей, уходящих в школу, и оформление документации.
Развитие сенсорных функций
1. Развитие цветоразличения:
а) усвоение системы цветовых эталонов;
б) формирование способа сопоставления предметов с цветовыми образцами;
в) формирование зрительного анализа цветовых сочетаний.
2. Развитие форморазличения:
а) усвоение форм геометрических фигур;
б) формирование способа сопоставления форм предметов с геометрическими образцами;
в) развитие действия анализа сложной формы путем использования полисенсорных взаимосвязей: осязательно - зрительных и зрительно-двигательных сенсорных функций;
г) развитие аналитического восприятия сложной формы и воссоздание ее из элементов.
3. Развитие глазомера:
а) усвоение соотношения предметов по величине и по отдельным ее измерениям;
б) формирование способа сопоставления (сличения) предметов ПО величине.
4. Развитие анализирующего наблюдения:
а) формирование способа последовательного обследования предмета с помощью сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, фактуры и т. д.);
б) развитие связной речи в процессе развернутого описания обследуемого предмета;
в) сравнение предметов и выделение существенных опознавательных признаков.