ПЕДАГОГИКА: Конспект лекцИй В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра педагогики, методики и менеджмента образования

Л.В. Штефан

ПЕДАГОГИКА: Конспект лекцИй В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ

для аспирантов

всех форм обучения

Харьков 2017

Обращаем Ваше внимание на то, что в тексте использованы следующие условные обозначения:

В - воспитание;

ЗУН - знания, умения, навыки;

К –контроль;

ПТ -педагогическая технология;

ПО - процесс обучения;

СО - содержание образования;

** - словарное слово

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

**Педагогика(от греч. paidos – дети, ago – веду: детоведение): наука о воспитании человека на протяжении всей жизни

Этапы развития педагогики:

Донаучный (народная педагогика).

Развитие педагогических идей в рамках философии.

Развитие педагогической науки как системы (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).

Категории педагогики:

**Воспитание:целенаправленный и организованный процесс формирования личности

**Развитие: объективный процесс количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека.

**Обучение: процесс усвоения индивидом социального опыта, накопленного человечеством.

**Образование: процесс и результат обучения.

**Система педагогических наук:

· общая педагогика:

· история педагогики:

· возрастная педагогика:

· специальная педагогика (дефектология):

· социальная педагогика:

· сравнительная педагогика:

· этнопедагогика:

· методики:

· профессиональная педагогика:

Источники развития педагогики:

· научно-педагогические исследования; передовой педагогический опыт;

· философия; психология; история; физиология; этика; эстетика; гигиена;

· кибернетика; математика; социология и др.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

3.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

**Форма В - доступный внешнем восприятии способ взаимодействия педагога и студентов

Классификация форм В:

· массовые;

· групповые;

· индивидуальные.

**Виды форм В:

Воспитательный час, устный журнал, викторина, аукцион знаний, соревнование, диспут, круглый стол, торжественное мероприятие.

Технология разработки плана воспитательной работы:

· Составление характеристики группы и отдельных обучаемых.

· Знакомство с общим планом воспитательной работы учебного заведения.

· Разработка воспитательных дел на год, исходя из целостного подхода и задач воспитательного процесса.

· Обсуждение проекта плана с коллегами и студентами с целью его корректировки.

· Обсуждение плана на собрании группы, закрепление ответственных за его организацию и проведение.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ПО)

**Дидактика (с греч. “изучающий”, “поучающий”) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Классическая дидактика отвечает на вопрос: “Как и чему учить?”

Современная дидактика отвечает также и на вопросы:

Впервые понятие ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635). Ему принадлежит произведение - «Короткий отчет о дидактике или искусство обучения от Ратихия”.

Основатель дидактики – великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670), обосновал дидактические основы в своем произведении «Великая дидактика».

**Категории дидактики:

· Обучение:

· Преподавание:

· Учение:

· Образование:

· Знания:

· Умения:

· Навыки:

· Содержание образования:

· Форма обучения:

· Метод обучения:

· Средство обучения:

**ПО:специально организованная познавательная деятельность, которая моделируется (определяются цели, задача, содержание, структура, методы, формы) для ускоренного овладения человеком социального опыта, накопленного человечеством.

Структурные элементы ПО:

· цели, задачи обучения;

· содержание образования;

· методы обучения, средства;

· организационные формы обучения;

· контроль, оценка.

**Функции обучения:

· Образовательная.

· Воспитательная.

· Развивающая.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Историческая справка о развитии взглядов на методы обучения:

30 г.г. ХХст.: Метод - способ передачи знаний и развития умений и навыков обучаемых

40-50 г.г. ХХст.: Метод – путь, с помощью которого педагог, опираясь на сознание и активность обучаемых, вооружает их ЗУН.

Современный этап: Метод – упорядоченная по определенному принципу общая целенаправленная деятельность педагога и обучаемого.

Различают: методы обучения и методы преподавания.

**Прием: часть метода, направленная на его улучшение.

**Средство обучения: инструментарий для осуществления процесса обучения.

«Пирамида обучаемости»:

· Лекция-монолог 5%

· Чтение (самостоятельное) 10%

· Аудио-видеообучение 20%

· Показ (демонстрация) 30%

· Дискуссионная группа 50%

· Практика в процессе деятельности 75%

· Обучение других (студент обучает студента) 90%

Классификация методов обучения:

**І. По источнику получения знаний:

словесные:

· лекция

Виды лекций:

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.

3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне обобщения.

4. Проблемная лекция. Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники.

6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика

слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5 -

10 мин.

· объяснение;

· беседа: - эвристическая; катехизисная; вступительная; контрольная;

· диспут;

· дискуссия;

· работа с книгой;

наглядные:

· наблюдение;

· иллюстрация;

· демонстрация;

·

практические:

· упражнение;

· лабораторный метод;

· практические работы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

ІІ. По характеру познавательной деятельности (М.М.Скаткин, И.Я.Лернер):

· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

· репродуктивные (воспроизводящие);

· проблемного изложения;

· частично-поисковые (эвристические);

· исследовательские.

ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ

**Виды обучения:

Догматическое обучение.

Проблемное обучение.

Модульное обучение.

Дистанционное обучение.

Концепции обучения

**Развивающие обучение: обучение ориентировано на развитие потенциальных возможностей тех, кто учится, их интеллектуальной, волевой и чувствительной сфер.

Система Л.В.Занкова:

реализует такие дидактические принципы: высокий уровень трудности; высокий темп обучения; ведущая роль теоретических знаний; гибкие формы обучения; оценки отображают развитие ученика; главное – позитивные отношения между субъектами обучения.

Система В.В. Давидова:

реализует следующие дидактические принципы: обучение от общего к частичного (развивает теоретическое мышление); широкое применение учебно-поисковой деятельности; использование коллективной и групповой работы

**Личностно ориентированное обучение: признает самобытность, самоценность каждого студента, который владеет неповторимым субъективным опытом, опираясь на который организовывает обучение.

Реализуется через принципы: педагог выступает как консультант; создаются условия дидактического выбора на фоне свободной атмосферы; обеспечиваются условия для творчества и самостоятельной деятельности; происходит постоянный анализ и оценка учебной работы; стимулируется самооценка деятельности; складываются индивидуальные карточки и коррекционные программы обучения.

**Авторские концепции: возникли в 80-90гг. ХХ ст., реализованные в педагогике сотрудничества (В.Ф. Шаталов, Е.Н.Ильин, И.П.Волков, Ш.А.Амонашвили и др.). Реализуются такие принципы: положительное отношение к обучению на основе доброжелательных отношений между субъектами обучения; обучение без принуждения; идея опоры; идея выбора; идея опережения программы; идея самоанализа деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра педагогики, методики и менеджмента образования

Л.В. Штефан

ПЕДАГОГИКА: Конспект лекцИй В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ

для аспирантов

всех форм обучения

Харьков 2017

Обращаем Ваше внимание на то, что в тексте использованы следующие условные обозначения:

В - воспитание;

ЗУН - знания, умения, навыки;

К –контроль;

ПТ -педагогическая технология;

ПО - процесс обучения;

СО - содержание образования;

** - словарное слово

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

**Педагогика(от греч. paidos – дети, ago – веду: детоведение): наука о воспитании человека на протяжении всей жизни

Этапы развития педагогики:

Донаучный (народная педагогика).

Развитие педагогических идей в рамках философии.

Развитие педагогической науки как системы (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).

Категории педагогики:

**Воспитание:целенаправленный и организованный процесс формирования личности

**Развитие: объективный процесс количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека.

**Обучение: процесс усвоения индивидом социального опыта, накопленного человечеством.

**Образование: процесс и результат обучения.

**Система педагогических наук:

· общая педагогика:

· история педагогики:

· возрастная педагогика:

· специальная педагогика (дефектология):

· социальная педагогика:

· сравнительная педагогика:

· этнопедагогика:

· методики:

· профессиональная педагогика:

Источники развития педагогики:

· научно-педагогические исследования; передовой педагогический опыт;

· философия; психология; история; физиология; этика; эстетика; гигиена;

· кибернетика; математика; социология и др.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

3.

Наши рекомендации