Формы текущего и промежуточного контроля
Для контроля знаний в течение семестра проводятся семинарские (практические) занятия, выполняются индивидуальные задания. По окончании 1 семестра учебным планом предусмотрен зачет.
Примерная тематика рефератов
1. «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» как учебная и научная дисциплина.
2. Система высшего юридического образования в Российской Федерации.
3. История становления высшей школы.
4. Методическая система вуза.
5. Подготовка учебно-методических программ по юридическим дисциплинам.
6. Основы организации учебно-воспитательного процесса в вузе.
7. Методика работы преподавателя юриспруденции с учебным материалом.
8. Активные и интерактивные формы проведения занятий по юридическим дисциплинам.
9. Типы обучения в вузе: традиционный, проблемный.
10. Модульно-рейтинговая система обучения юридическим дисциплинам.
11. Программированное обучение.
12. Методика учебно-исследовательской деятельности студентов.
13. Методика научно-исследовательской деятельности студентов.
14. Воспитание в высшей школе: сущность и основные принципы.
15. Методы воспитания студентов высшей школы.
16. Преподаватель юриспруденции как куратор учебной группы.
17. Особенности самоуправления в вузе.
18. Организация самостоятельной работы в вузе.
19. Содержание и структура деятельности преподавателя юриспруденции.
20. Проведение лекции по юридическим дисциплинам.
21. Особенности проведения семинара (практического занятия) по юридическим дисциплинам.
22. Юридическая клиника: сущность и виды деятельности.
23. Проведения экзаменов и зачетов по юридическим дисциплинам.
24. Современные образовательные технологии.
25. Организация контроля знаний студентов по юридическим дисциплинам.
26. Технические средства обучения в преподавании юридических дисциплин.
27. Личность преподавателя юриспруденции.
28. Педагогическая культура преподавателя юриспруденции.
29. Компьютеризация в системе высшего образования.
30. Организация работы кафедры вуза.
31. Место и роль методики преподавания юридических дисциплин в подготовке специалиста-юриста.
32. Основные принципы организации учебно-воспитательного процесса.
33. Методические правила отбора учебного материала.
34. Классификация и характеристика форм организации обучения.
35. Понятия «тип обучения» в высшей школе. Традиционное обучение.
36. Проблемное обучение.
37. Модульно-рейтинговая система обучения
38. Программированное обучение.
39. Методика учебно-исследовательской деятельности студентов.
40. Методика научно-исследовательской деятельности студентов.
41. Сущность воспитания в высшей школе. Общая характеристика методов воспитания.
42. Научно-теоретические и организационные основы работы куратора группы.
43. Самоуправление в вузе, основные принципы и направления его организации.
44. Развитие и формирование студенческого коллектива.
45. Содержание и структура деятельности преподавателя вуза.
46. Методы педагогического общения и его особенности в вузе.
47. Способы коммуникативных взаимодействий преподавателя и типы его взаимоотношений с обучаемыми.
48. Методика деятельности коллектива кафедры.
49. Формирование культуры поведения и дисциплинированности у студентов.
50. Методика индивидуальной учебно-воспитательной работы со студентами.
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе».
2. Основные исторические этапы развития высшей школы.
3. Предмет и функции педагогики высшей школы.
4. Система высшего и послевузовского профессионального образования в РФ. Структура современного юридического образования в РФ.
5. Правовые основы высшего профессионального образования в РФ.
6. Организационные основания высшего профессионального образования в РФ.
7. Формы получения образования и их влияние на методику преподавания.
8. Общие требования к организации образовательного процесса в вузе. Структура педагогической деятельности.
9. Методика разработки учебных программ в вузе
10. Основы дидактики высшей школы.
11. Методы и средства обучения в высшей школе. Активные методы обучения.
12. Основные формы организации учебного процесса в вузе.
13. Технические средства обучения юриспруденции.
14. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции.
15. Понятие и виды самостоятельной работы студентов. Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов.
16. Методика преподавания отдельных юридических дисциплин: общее и особенное.
17. Промежуточная аттестация студентов: общие требования к организации и проведению.
18. Государственная итоговая аттестация выпускников вузов.
19. Структура профессиональной образовательной программы по специальности (направлению) «Юриспруденция».
20. Ознакомительная, производственная и преддипломная практика студентов.
21. Особенности воспитания и развития личности студента вуза.
22. Юридические дисциплины в структуре образовательных программ неюридического профиля.
23. Правовое обучение на различных уровнях системы образования. Правовое воспитание и просвещение в РФ.
24. Лекция как основная форма учебных занятий в вузе: понятие и классификация.
25. Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы.
26. Нетрадиционные методики чтения лекции по юриспруденции.
27. Практические занятий как вид учебных занятий в вузе: понятие, виды, структура.
28. Методика подготовки преподавателя юриспруденции к практическим занятиям.
29. Сущность и тенденции развития современных образовательных технологий.
30. Применение активных форм обучения при проведении практических занятий по юридическим дисциплинам.
31. Организация юридической клиники: основные требования. Виды деятельности юридических клиник.
32. Методика проведения зачетов и экзаменов.
33. Методика организации и проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ и диссертаций.
34. Профессионально-педагогическая культура преподавателя юриспруденции.
35. Творчество в деятельности преподавателя юриспруденции.
Критерии оценки знаний студентов
Знания, умения и навыки студента при текущем и промежуточном контроле определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Результаты сдачи зачетов - «зачтено» и «не зачтено». Зачеты с дифференцированными оценками - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Результаты внутрисеместровой аттестации - «аттестован», «не аттестован».
Критерии оценки знания студентов:
«Отлично» - если студент глубоко и прочно усвоил программный материал учебной дисциплины, исчерпывающе, грамотно и логически верно отвечает на поставленные вопросы, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
«Хорошо» - если студент твердо знает программный материал учебной дисциплины, грамотно и по существу отвечает на поставленные вопросы, не допускает существенных неточностей в ответах, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми знаниями и навыками при выполнении практических заданий.
«Удовлетворительно» - если студент усвоил только основную часть программного материала учебной дисциплины, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, дает недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
«Неудовлетворительно» - если студент не знает значительной части программного материала учебной дисциплины, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.
При оценке знаний и практических навыков студентов по дисциплинам, имеющим утвержденные нормативы, преподаватели руководствуются ими.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
«Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»
Нормативно-правовые акты
Основная литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный Закон "Об образовании".
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": http://base.garant.ru/70291362/# ixzz3I7xrAnpT
8.2. Основная литература.
1. Голованова Н.Ф. Педагогика. – М.: Изд. Юрайт, 2016. – 377 с.
2. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / М. Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=377155).
3. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2015. - 432 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=472873).
4. Новгородцева, И. В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин [электронный ресурс]: учеб. пособие модульного типа / сост. И.В. Новгородцева. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 378 с.
5. Особенности преподавания юридических дисциплин в современных условиях: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 27 марта 2015 г.) / под. общ. ред О.Д. Жука. – М., 2015. – 216 с.
6. Особенности преподавания юридических дисциплин в отраслевых и ведомственных вузах: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 28 апреля 2016 г.) / под. общ. ред О.Д. Жука. – М., 2016. – 204 с.
7. Столяренко А. М. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел [Электронный ресурс]: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 512 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=390122).
8. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=377154).
9. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе [Электронный ресурс] / Г.А. Торгашев. - М.: РАП, 2010. - 344 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=518217).
8.3. Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: Материалы Всероссийской научно-практического семинара [Электронный ресурс]. Отв. ред. Н.В. Витрук. – М.: Российская академия правосудия, 2008. – 324 с.
2. Алексеев Р.А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права // Вестник Московского государственного областного университета. серия: юриспруденция. – 2011. - №.1. – С. 31-36. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=15605183).
3. Вавилин Е.В. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузе // Вестник СГАП. – 2010. № 2 (72). – С. 171 – 174.
4. Галас М.Л. Инновационные методики и технологии в профессиональном образовании: проблемное обучение // Экономика. Налоги. Право. – 2015. - №2. – С. 146-151. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=23855772).
5. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
6. Зражевская Т.Д. Новации в методике преподавания конституционного права // Вестник Тюменского государственного университета. социально-экономические и правовые исследования. – 2007. - №2. – С. 159-162. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=9516095)
7. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
8. Подкасистый Л.И.Педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2009. – 430 с.
9. Прохорова Л.В. Правовое воспитание российской молодежи в вузе: проблемы и опыт // Социальная наука и социология. – 2009. - №8. – С. 304-309. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=22936637).
10. Пугина О.А. Проблемы методики преподавания права // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2003. - №2. – С. 64-67. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=15597087)
11. Симаев Е.П. Совершенствование методики преподавания гражданского права в высших учебных заведениях // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2010. - №12. – С. 100-104. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=15203688).
12. Труба А.Н. Преподавание специальных курсов цивилистического цикла при переходе к подготовке магистров права // АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. – 2009. – №2. – С. 239-243. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=18027392)
13. Фокина Л.В. Инновационные методы преподавание права // Мир науки, культуры, образования. – 2014. - №3. – С. 42-44. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=21728420).
14. Чучаева А.И. Поиск новых методик преподавания уголовного права // LEX RUSSICA. – 2007. - №5. – С. 997-1013. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=9613424).
15. Шелудько В.О. Совершенствование методики преподавания истории государства и права в образовательных учреждениях России // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2006. - №142. – С. 237-238. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=15243579).
16. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития/А.В.Борисов, А.В.Корнев, Л.А.Петручак - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
17. Язев В.А. Методика преподавания права в неюридическом заочном ВУЗЕ // Известия высших учебных заведений. правоведение. – 1978. - №1. – С. 42-46. (доступ http://elibrary.ru/item.asp?id=23858419).
18. .