Задачи и методы семейной педагогики.

Семейная педагогика призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. В круг её задачвходит следующее:

- разработка теоретических проблем семейного воспитания;

- изучение опыта семейного воспитания;

- внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;

- исследование путей повышения педагогической культуры родителей;

- обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия (сотрудничества) родителей и профессиональных педагогов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на 2 группы:

1) методы воспитания и обучения в семье;

2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института.

Изучение семьи всегда вызывает определённые трудности, так как она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Эмпирическим путём собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, документации, опытная работа и др.

В последние годы широко применяются социологические методы: социологические опросы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются психологические методы (например, с целью улучшения взаимоотношений между близкими людьми), методы изучения семьи глазами ребёнка, а также математические методы.

На теоретическом уровне используются следующие методы: теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический метод, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или косвенно представлен в художественной форме:

в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества.

Таким образом, методы изучения семьи и семейного воспитания представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются и обобщаются данные, характеризующие семью, устанавливаются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Л Е К Ц И Я № 2

Семья в светской и христианской культурах

1. Семья и брак.

2. Типы семей в современном обществе.

3. Функции семьи.

4. Нравственные нормы брака и семейного воспитания в светской и

христианской культурах.

5. Народные традиции русской православной семьи.

6. Воспитательный потенциал семьи.

Источники

1. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет.

2. Измайлова, А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребёнка

младенческого возраста: монография. – Владимир, 2001. – 547 с.

3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

– 232 с.

4. Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию. – М., 1994.-

- 192 с.

5. Православная педагогика в России: Учебное пособие … - Владимир,

1998. – 202 с.

6. Рогачёва, Е.Ю., Даведьянова, Н.С. Педагогика межнационального

общения: уч. пособие… - Владимир, 2009. – 132 с.

***************

Семья и брак.

В процессе изучения семейной педагогики особое значение приобретает изучение семьи, являющейся одним из социальных институтов формирования личности ребёнка.

Семья –это основная ячейка общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

Семья– это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Внутри семьи различают 2 вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Брак– это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (обычаи, религия, табу, право, мораль)сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака – создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Брак и семья возникли в разные исторические периоды (сначала – брак, а затем – семья). Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей и родственников (или просто близких им людей) (Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999. – С.22-25).

В истории человечества семья прошла несколько этапов своего становления и развития: от первобытного (полуживотного) состояния с неупорядоченными половыми связями, через возникновение брачных отношений между полами к групповому браку, затем к полигамии, а в позднепервобытной общине – к моногамному парному браку. Парный брак знаменовал начало домашне-семейного воспитания, которым занимались родители и другие члены рода. Возникла хозяйственная ячейка из мужа, жены и детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами, так как жена и дети не могли обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась её подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно менялся и сам характер брака: его целью стало создание семьи, содержание и воспитание детей. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 8 – 9 веках. Семья была многодетной, что гарантировало её хозяйственную надёжность. Дом и семья становились начальной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, а девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению родительских функций.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Это объясняется не только социально-экономическими достижениями человечества, но и моралью и нравственным развитием людей, ростом их эстетической культуры, усилением роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

Итак, по мере развития общества на стабилизацию брачно-семейных отношений всё большее влияние оказывают не внешние факторы (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин), а внутренние факторы (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

2. Типы семей в современном обществе.

Существуют разные классификации семей. В данную лекцию включена типология, представленная в учебнике Т.А.Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание».

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

1. Самым древним типом семьи, который прошёл многовековую проверку в историческом опыте человечества, является патриархальная (традиционная) семья. Как правило, это большая по численности и крепкая семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В такой семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эти семьи сохранились, главным образом, в сельской местности, малых городах, в среде священнослужителей и глубоко верующих людей.

2. В индустриальном и постиндустриальном обществе большого размаха достиг процесс нуклеаризации (от слова «нуклеар» - ядро) и сегментации семьи. Нуклеарные семьи состоят из родителей и детей (до вступления детей в брак). Среди них различают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Последние носят вынужденный характер, поскольку из-за отсутствия собственного жилья молодая семья не может отделиться от родительской (где проживают ещё бабушки и дедушки). В нуклеарных семьях наблюдается тесное содружество супругов (уважение, взаимопомощь, открытое проявление заботы), но часто возникает ослабление эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, снижается возможность оказания взаимопомощи, передачи жизненного опыта (в том числе – педагогического).

3. В последние десятилетия растёт число малых семей. Среди них – «пустые гнёзда» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда», а также неполные семьи, возникшие в результате развода или смерти одного из супругов. Это печальная примета нашего времени, где одинокий родитель (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей).

4. Такова же структура материнской (внебрачной) семьи, где мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. Здесь уместно напомнить о печальной статистике «внебрачной» рождаемости в России: каждый 5 – 6-ой ребёнок появляется у незамужней мамы. Речь идёт либо о девушках 15-16 лет, не способных ни содержать, ни воспитывать ребёнка, либо о зрелых женщинах около 40 лет, сознательно решивших «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются с одним родителем в результате развода. В России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.

5. Сегодня значительную популярность приобрёл так называемый «гражданский брак». С точки зрения традиционных религий, подобное партнёрство является грехом, явным нарушением Божьих заповедей. В просторечии его называют фактическим браком, или «сексуальным сожительством».Психологи ввели более мягкий термин – «промежуточная семья», так как она в любой момент может принять какую-то окончательную форму: либо распадётся, либо будет закреплена документально (часто «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая по одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. В России более 7 % супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнёрства «двух независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы ещё молоды для брака, надо материально встать на ноги». По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, это – проявление крайней степени гедонизма, эгоизма, безответственности, желания подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

Функции семьи.

Семья – специфический социальный институт, первичная ячейка общества, в которой переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждой личности в отдельности.Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право, нормы морали, реальная помощь государства. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи меняются. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи, но многие исследователи единодушны в определении следующих функций:

1) репродуктивная (функция продолжения рода) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. На уровень рождаемости оказывают влияние такие факторы, как социально-экономическая стабильность в стране, благосостояние семьи, её обеспеченность жильём и работой, социально-культурные нормы, национальные и религиозные традиции, образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников, профессиональная деятельность и характер занятости женщины, место жительства. Учёные вывели несколько закономерностей: рождаемость ниже в городе, чем в селе, падает с ростом достатка, образования и обеспеченности жильём. При более благоприятных условиях в семье проявляются эгоистические тенденции супругов («пожить для себя»), и они переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учёбу, потребление, досуг, творчество. Сегодня остро стоит вопрос о количестве детей и их физическом и психическом здоровье. Существуют разные мировоззренческие подходы к решению этого вопроса: светский или религиозный. На практических занятиях мы специально рассмотрим эти проблемы, в том числе проблемы «планирование семьи» и «демографическая ситуация в России»;

2) духовная (ценностная) функция– функция выстраивания системы ценностей супругов и их детей, которая и определяет стиль жизни, выбор целей и способы их достижений. В ходе семейного воспитания родители прививают ребёнку понимание того, что в жизни есть высший смысл. Для христианина – это Господь Бог – наш Творец, Промыслитель, Искупитель, Спаситель и Судия. Для неверующего человека – это совокупность высших нравственных и эстетических культурных ценностей;

3) хозяйственно-бытовая функция обеспечивает многообразные экономические и организационные потребности семьи;

4) социокультурная и досуговая функцияимеет целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных культурных потребностей семьи. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, произошло от глагола «досягать» и буквально означало время, когда можно чего-то достичь. Сегодня, кроме традиционных форм досуга, появились такие формы, как общение в сети Интернет, разного рода игровые клубы, занятия экстремальными видами спорта и др. К сожалению, некоторые формы досуга наносят ощутимый вред физическому, психическому и нравственному здоровью семьи или отдельных её членов;

5) эмоционально-психологическая функцияимеет целью установление гуманных взаимоотношений, атмосферы доверительности, дружбы и любви, защищённости, которая располагает всех членов семьи выразить своё эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться и радостью, и горем, получить совет и наставление, ощутить сострадание, участие, помощь. Оптимистический настрой, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, преодоления невзгод и неудач;

6) воспитательная функция– важнейшая функция, заключающаяся в духовном воспроизводстве человечества. В семье дети и взрослые влияют друг на друга. В этом деле особенно велика моральная ответственность родителей, передающих детям свой жизненный опыт.

Наши рекомендации