Преподаватель Бахорина Ольга Сергеевна

1. Теоретические основы и сущность дошкольного обучения.

2. Учебно-познавательная деятельность и ее особенности в дошкольном возрасте.

3. Дидактические принципы, их психолого-педагогическое обоснование.

4. Методы и приемы обучения, современные и традиционные классификации методов обучения.

5. Особенности психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

6. Занятия как форма обучения детей раннего и дошкольного возраста. Виды занятий, структура, методика проведения.

7. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений.

8. Экскурсия как особая форма обучения, организация и методика проведения.

9. Обучение вне занятий. Роль обогащения развивающей предметно-пространственной среды в организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

10. Модели и типы обучения детей дошкольного возраста.

11. Особенности работы с одаренными детьми.

12. Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста.

Теоретические основы и сущность дошкольного обучения

В истории человечества обучение (как и воспитание) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его таким образом к самостоятельной жизни. Обучение первоначально носило интуитивный характер и сводилось в основном к случайной передаче информации и подражанию детей деятельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целенаправленный, планомерный процесс, который осуществлялся в школе, университете.

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Эту миссию выполнил Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали И. Г. Песталоцци, И.Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи и многие другие педагоги.С конца XIX в. начинается интенсивное изучение психологии обучения.

Отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования получила название дидактика. Ее содержанием является общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения.

В процессе обучения общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной категории детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия - общения.

Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает (А. Н. Леонтьев). При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика. Процесс обучения не остается неизменным даже на протяжении одного периода детства: обогащается и усложняется его содержание, изменяются формы, становятся более разнообразными способы воздействия на растущего человека.

В современном обществе обучение направлено на целостное развитие личности. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

Теории обучения детей дошкольного возраста

Зарубежные авторы

Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения педагог видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе. Великому педагогу принадлежит честь в разработке первой в истории педагогики программы знаний, предназначенной для обучения маленьких детей в семье. В книге «Материнская школа» определены пути овладения этими знаниями, причем явное предпочтение отдается организации чувственного познания.

Следующий весомый шаг в создании дидактики детского сада сделал Ф. Фребель, разработавший систему обучения в детском саду. Основу этой системы составляют:

- детально проработанная программа, сочетающая знания и способы деятельности;

- организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

В трудах Ф. Фребеля впервые в истории педагогики представлена точно расписанная методика обучения, вплоть до словесных объяснений «садовницы» (воспитательницы), ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.

Отечественные педагоги

В.Ф.Одоевскийзанимался вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Одоевскому удалось выявить основную особенность начального обучения - его содержание представляет собой «науку до науки». Главная задача дошкольного обучения - научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. В. Ф. Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.

К.Д.Ушинскийрассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного, «докнижного обучения» он видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Успешное решение этих задач - залог подготовки ребенка к школе.

Е. Н.Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.

Н.К.Крупскаясчитала, что дошкольное обучение должно гарантировать ребенку право на образование, т.е. право на познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний. В связи с этим ею было высказано много ценных конкретных предложений к созданию программы для детского сада.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А.П.Усова. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Существенным вкладом в теорию были полученные в ходе исследований характеристика учебной деятельности детей и направления ее развития в условиях специально организованного обучения.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать поставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось прямое обучение детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.

Введение в практику работы отечественных дошкольных учреждений систематического обучения (1953) вызывало необходимость разработки частных методик.

Наши рекомендации