Ау, уа, ал, уп, at, ут, та, ту, па, пу, ип

2. Речевая зарядка.

- Повторяйте за мной:

АУ-У, У-А, А-У-И, ПА-ПО-ПУ, ТА-ТУ-ТА, ПТА-ПТО, ПТА-ПТУ, ПТА-ПТО-ПТУ

3. Угадывание звуков по беззвучной артикуляции. Вызывается ребенок, который беззвучно артикулирует гласные звуки, а дети повторяют громко.

4. - Назовите гласные звуки, которые мы изучали (У, А,И, Э), согласные(П, Т).

5. Постановка цели:

- Сегодня будем учить новый звук К. Уточнение артикуляции звука К.

- Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта.

- Этот звук согласный, твердый, глухой.

- Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите К. А теперь скажите звук Г. Когда мы произносим звукГ, горло больше дрожит. Этот звук звонкий, мы говорим его с голосом, а звук К - без участия голоса, поэтому он глухой.

6. Выделение звука К из ряда слогов и слов:

- Я буду называть слоги, а вы, как услышите слог со звукомК, хлопните в ладоши:

КА-ТА-КА-ПА-ТА-ГА-КА.

- А теперь я назову слова, а вы определите, в каком слове есть звук К.

кот - губы - каток;

гамак - муха - танк;

Галя - мука - вагон.

Один из детей называет все слова со звуком К.

Прогулка по лесу.

Дети подходят к волшебным грибам, вынимают из шляпки картинки и называют картинки, где звук К первый.

8. Игра "Какая картинка спряталась?".

На доске выставляется ряд картинок, дети закрывают глаза, одна картинка убирается, а затем она угадывается и называется.

Физкультминутка.

Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:

- Я вам буду бросать мяч и называть один предмет, а вы мне обратно бросите мяч и скажете про много таких предметов. Например: паук - пауки - много пауков.

Слова: кот, танк, конь, кит, утка, мак, кепка, нитка, конфета, канава.

10. Определение первого и последнего звука в слове. На столе появляется волшебный замок, в котором на первом и третьем этажах вместо окон почтовые ящики. Дети подходят к "полю чудес", где разложены разные картинки, и отбирают только те, название которых начинается или заканчивается на звук К. Выбранные картинки расселяются в соответствующие почтовые ящики.

Слова: кот, кнут, каток, танк.

11. Игра "Закончи слово звуком К".

Логопед произносит слово без последнего звука К и показывает картинку, а дети называют все слово:

nay., .от, ма., тан..

12. "Кто самый внимательный?".

- Ребята, у меня на столе лежат разные картинки. Кого я вызову, тот попросит у меня ту, в названии которой есть звук К, например: "Дайте мне мак".

- Я спрошу: "Что я дала?" Вы ответите: "Вы мне дали мак".

Аналогично: танк, кнут, коньки, кубик, кухня.

Итог занятия.

- Какой звук учили? (К)

- Вспомните слова со звуком К.

- Дети получают значок с соответствующей картинкой.

Тема. Звук Л'

Цель: закрепление правильного произношения звука Л'. Введение понятия - "мягкий согласный". Выделение звука Л' из начала слова. Практическое употребление глаголов прошедшего времени множественного числа.

Организационный этап.

Дети садятся на свои места, если логопед называет их ласковыми именами: Леночка, Оленька, Лев, Левушка, Коленька и т. д.

2. Логопед предлагает отгадать загадки, а затем запомнить и найти картинки-отгадки.

Дети купаются, На лодке катаются, Цветы собирают, Когда это бывает? (Летом)

Рыбам зиму Жить тепло, -Крыша - толстое стекло. (Лед)

Хищника клык, Страшный рык, Слышат звери, обомлев, Угадайте, это - (лев)

Кто на себе Свой домик носит?

(Улитка)

Картинки выставляются на доске и проговариваются детьми хором и индивидуально: лед, лев, лето, улитка.

Логопед обращает внимание детей на то, что во всех этих словах повторяется звук Л'. "Это мягкий звук, говорим его ласково".

Дети имитируют песенку, распевая слоги:ля-ля-ля, ле-ле-ле, лю-лю-лю и т. д.

Дети разбиваются на две команды: I - произносит слоги с одним ударением:ля-ля-`ля, ле-ле-`ле; II - с другим: `ля-ля-ля, `ле-ле-ле и т. д.

На доске выставляются символы мягкого и твердого звуков (ватка, кусок металла - на картоне).

3. Логопед предлагает детям внимательно послушать слоги и слова, которые он будет произносить. Если они услышат твердый звук, поднимут один символ, если мягкий - другой:ла -ля, ло - ле, лу - лю;

лампа - лямка

пол - моль

лань - лень

лоб - лед

лук - люк и т. д.

Дети должны запомнить и назвать все слова со звуком Л'.

4. Игра "Слушай и выполняй".

Дети встают парами, слушают и выполняют задания логопеда.

Логопед: пойте, гуляйте, бегайте, покупайте и т. д. Затем дети рассказывают, что они делали. (Мы пели, гуляли, бегали, покупали и т. д.)

Логопед еще раз обращает внимание детей на то, что во всех словах повторяется мягкий звук Л".

5. Дети выходят на волшебную поляну. Появляется Мальвина. Она разбрасывает лепестки цветов, на которых нарисованы разные картинки. Надо собрать букет, где были бы только картинки со звуком Л', и четко их проговорить.

6. Когда букет собран, Мальвина просит детей повторить за ней чистоговорки:

Ли-ли-ли, ли-ли-ли - мы купили лилии. Ля-ля-ля, ля-ля-ля - мы увидели поля. Лю-лю-лю, лю-лю-лю - Лену я люблю. Ле-ле-ле, ле-ле-ле - дайте хлеба Поле.

Итог занятия.

Дети еще раз называют мягкий звук Л", который учились правильно произносить. Логопед, поощряя хорошую работу детей, предлагает самостоятельно каждому составить гирлянду, где три картинки со звуком Л', одна - без этого звука (набор карточек лежит у каждого на столе). Помощник логопеда проверяет правильность выполнения задания. Гирлянды дарят детям.

Тема. Звук О

Цель: обучение различению и правильному произношению звука О.

Организационный этап.

Логопед предлагает сесть тем детям, чье имя начинается на звук А или У (Тим, Аня, Уля, Костя, Антон).

2.Дети называют гласные звуки, которые изучали на прошлом занятии, имена, предметы, которые начинаются со звуков А, У. Далее дети по беззвучной артикуляции угадывают сочетания из нескольких звуков:

АУ, УА, У, АУА

Дети повторяют хором эти звуки, определяя их количество и порядок.

3. Знакомство со звуком О. Перед детьми выставляются 3 картинки: маленькая девочка, школьница, женщина. Называется (хором и индивидуально) каждое имя:

O-O-Оленька,O-O-Оля,O-O-Ольга

Логопед вместе с детьми выделяет первый звук О в этих словах.

4. Игра"Эхо".

Логопед произносит звук О громко, дети - тихо, а затем наоборот. Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука О.

5. Игра "Веселые зайчики".

Логопед произносит разные звуки, а дети, как зайчики, прыгают по "поляне". Услышав новый звук О, они сразу подбегают к логопеду.

6. Игра "Найди себе друга".

Звук О дружит со звуком X, и дети часто произносят их вместе:ОХ, если что-то у них болит. Логопед показывает картинки, где у мальчика перевязана рука, болит зуб, болит живот, болит горло и т. д.

Дети, сочувствуя ребенку, жалобно и протяжно произносят сочетаниеОХ, а затем определяют в нем первый звук О.

Звуку О скучно одному, он решил найти себе друга - звук П (Т, К). Получаются маленькие слоги(ОП, ОТ, ОК). Дети, соединяя звуки, называют слоги, выделяя первый звук О.

7.Физкультминутка.

Дети произносят хором четверостишие и выполняют различные движения:

Не под окном, а около

Каталось "О" и охало.

"О" охало, "О" охало

Не под окном, а около.

8. На стенде расставлены картинки с изображением обруча, овощей, окон, осени, окуня, ос.

Логопед называет их, а дети определяют первый звук в слове. Далее картинки переставляются или переворачиваются, а дети отвечают, что изменилось.

9. Игра-"Один - много"-.

Логопед кидает мяч ребенку, называя один предмет, ребенок, поймав мяч, должен назвать много этих предметов.

Например: окунь - окуни, много окуней, окно - окна, много окон и т. д. При этом интонационно выделяется первый звук в слове.

Итог занятия.

Логопед еще раз уточняет с детьми, какой новый звук изучали на занятии. Ребята, сидящие в первом ряду, произносят этот звук длительно, во втором -кратко.

После этого дети вспоминают картинки, в названии которых первый звук - О.

Тема. ЗвукХ

Цель: закрепление правильного произношения и различения звука Х в самостоятельной речи.

Организационный этап.

На столе у логопеда лежат конверты с наклеенными на них фигурами. Детям предлагается выбрать конверты с фигурами одинакового цвета (величины, формы и т. д.).

Затем оттуда достаются половинки карточек, из которых на доске складываются целые картинки: хата, хобот, хлеб. Дети хором проговаривают их названия и определяют, какой одинаковый звук повторяется в этих словах (X).

2. Игра"Эхо".

Дети делятся на 2 команды. Они поочередно произносят слоги:

ХА-ХА-ХА-ХА (громко - первая команда), ха-ха-ха-ха (тихо - вторая команда), АХ-АХ-АХ-АХ - -- " -- ох-ох-ох-ох - -- " -- ХЫ-ХЫ-ХЫ-ХЫ - -- " --- ых-ых-ых-ых - -- " --

Далее дети длительно произносят звук X, сдувают с ладошки вату и следят, у кого она улетит дальше.

3. Игра "В гостях у Хрюши".

Логопед, обращаясь к детям, просит угадать, кто из героев передачи "Спокойной ночи, малыши" пришел в гости:

"Нос пятачком, а хвост крючком" (Хрюша).

Хрюша любит рисовать, его профессия начинается со звука Х (художник). Дети подходят к фланелеграфу, где расположены Хрюшины рисунки. Они рассматривают их и называют, что забыл нарисовать Хрюша:

у петуха - хвост, у слона - хобот, у зайки - ухо и т. д.

Дети находят нужные детали и дополняют рисунки, при этом проговаривая: у петуха нет хвоста, у зайки нет уха, у слона нет хобота и т. д.

Далее предлагается детям выбрать на фланелеграфе и назвать слова со звуком X.

Каждому ребенку Хрюша дарит свою фотографию и просит внимательно послушать те слова, которые он назовет. Если дети услышат в этих словах звук X, то поднимают Хрюшину фотографию: мука, муха, гамак, мак, мох, вата, хата, утюг, петух и т. д.

4. Игра "Кто самый внимательный?"-.

У каждого на столе лежит по 3 картинки. Дети должны отобрать только ту, в названии которой есть звук X:

дом, мяч, петух;

окно, мох, сыр;

муха, вода, пух и т, д.

Выигрывает тот ребенок, который запомнил и повторил все картинки со звуком Х (петух, мох, муха, пух).

5. Игра "Поможем Хрюше сочинять стихи".

Дети добавляют в потешки недостающие слова со звуком X:

Ox, ox, ох! На болоте растет… (мох).

Ух, ух, ух! Вот летит... (пух).

Ха, ха, ха! На столе сидит... (муха).

Ax, ax, ax! Петух поет в... (кустах).

Далее дети заканчивают предложения, употребляя слово "петух" в разных сочетаниях:

У хозяина был (петух). Хозяин кормит (петуха). У хозяина были (петухи). Пестрые перья (у петуха). Дают зерно (петуху). Хозяин кормит своих (петухов). Хозяин ухаживает за своими (петухами). Хозяин вспоминает о своих (петухах). Хозяин вспоминает о своем (петухе).

6. Игра "Кого пригласил Хрюша?".

Хрюша надевает на голову одного из детей шапочку со своей фотографией. Этот ребенок (звук X) выходит на середину комнаты. Другие дети надевают шапочки с разными гласными звуками. Ведущий поочередно приглашает себе в пару звуки: А, О, У, А. Дети читают, какие при этом получаются слоги: AX, OX, УХ.

Итог занятия.

Дети четко произносят звук, который учились правильно говорить. Далее логопед, бросая мяч ребенку, называет одно слово, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать похожее слово, но со звуком X:

мука (муха), гогот (хохот), мак (мох), робот (хобот), ура (уха).

Тема. Звук Ы

Цель: обучение различению и четкому произношению звука Ы в слогах, словах, предложениях.

Организационный этап.

Дети садятся в последовательности, названной логопедом (Лена, Таня, Ира, Миша, Коля, Оля).

2.Логопед предлагает вспомнить гласные звуки, которые учили на прошлом занятии (А, И, О). Затем по беззвучной артикуляции логопеда дети угадывают сочетания из двух, трех, четырех гласных звуков, произносят их, определяют количество и порядок.

3. Игра"Где мой домик?".

Каждый ребенок выбирает себе любой гласный звук и домик для него. На домике нарисована картинка, начинающаяся на этот звук.

А - аптека О - окна У - улитка И - ива

4. Игра "Чей домик пустой?".

Логопед уточняет, что в одном из домиков никто не живет - он свободный. Надо подобрать и поселить туда новый звук, а какой именно - дети должны угадать, послушав сочетания:

АЫ - УЫ - ОЫ - ИЫ.

Дети громко произносят звук Ы (громко, тихо, длительно, кратко), уточняя еще раз, кто будет жить в свободном домике.

5. Игра"Один - много".

На поляне разложены картинки с изображением одного и нескольких предметов. Девочки ищут картинки с изображением одного предмета, а мальчики - нескольких.

Затем каждый, подбирая себе соответствующую пару, называет их. Например:

кот - коты губа - губы лента - ленты тыква - тыквы конфета - конфеты дуб - дубы

Далее предлагается поставить на доску картинки со звуком Ы. Один из детей, являясь ведущим, проверяет правильность выполнения задания. Затем все встают спиной к доске, и желающие по памяти повторяют слова со звуком Ы. Логопед уточняет, что звук Ы не любит быть первым, чаще всего он находится в конце или середине слова

6. Игра"Закончи слово".

Дети встают в круг Логопед поочередно бросает им мяч, называя начало слова. Они, возвращая мяч, называют все слово. В нем обязательно должен быть звук Ы. Далее дети разбиваются на пары. Логопед дает им имена Вова и Тоста, Лева и Тома, Гена и Люба. Пара выбирает себе по 2 предмета со звуком Ы. Ведущий рассказывает, у кого какие предметы:

У Вовы и Таты - кофты и коты. У Левы и Томы - ягоды и боты. У Гены и Любы - панамы и дубы.

7.Итог занятия.

Дети уточняют, какой звук учились на занятии правильно произносить (Ы). Логопед предлагает им соединить звук Ы с названными им согласными звуками:

Б - БЫ, К - КЬ1, В - ВЫ и т. д.

Наши рекомендации