Выделение основных сущностей предметной области

Выявление связей (соответствий, в частности, отношений) между сущностями.

Классификация отношений. Описание сущностей. Разбиение задачи на подзадачи.

Выделение основных сущностей предметной области.

Результатом является полный список сущностей (объектов, концептов). В списке необходимо выделить основные сущности.

Оформление результатов: текст (список).

Выявление связей между сущностями

Результатом является граф, вершины которого обозначают сущности, а дуги - отношения между ними (в случае функциональной семантической сети - двудольного графа - отношения заносятся в соответствующие вершины). Возможно исключение некоторых сущностей, включенных на этапе разработки Содержательной модели.

Оформление результатов: текст, рисунки с пояснительным текстом (при необходимости).

Классификация отношений

Основные типы отношений: элемент-класс, род-вид; часть-целое; объект-атрибут (свойство, признак) объекта; объект-объект и т.д. Расширение и/или детализация данного списка разрешается и выражается в более высокой оценке работы.

Результатом является:

а) список отношений и их классификация (элемент-класс, род-вид; часть-целое; и т.д.);

б) классификация дуг (род-вид; часть-целое; и т.д.) и граф с помеченными дугами.

Оформление результатов: текст, содержащий список отношений и их классификацию. В тексте на рисунках графов помечены дуги.

Описание сущностей.

Каждой из сущностей устанавливается в соответствие ее краткое определение и описание (1-3 предложения), с указанием ссылок на литературу.

Результатом является совокупность описаний сущностей и соответствующих вершин графа, полученного на предыдущем этапе.

Оформление результатов: текст на бумажном носителе с рисунками, аккуратно выполненный от руки, или текстовый файл в формате Word.

Разбиение задачи на подзадачи

Результат: дерево подзадач, дерево решений, дерево состояний, И-ИЛИ-граф, и т.п.

Оформление результатов. Соответствующие графы (деревья и т.п.)

В разделе “III. Формализация” нужно представить следующие результаты.

Формальные модели представления (как знаний или данных, фактов, правил) тех сущностей и отношений, которые выделены на этапе Концептуализации в свете сформулированных целей и задач на этапе Идентификация, а именно:

логические МПЗ (предикатные и т.д.), логико-математические МПЗ (функциональные и т.д.), продукционные МПЗ, логико - лингвинистические МПЗ,

реляционные МПЗ, сетевые (в частности, иерархические) МПЗ, семантические МПЗ (семантические сети, в том числе функциональные),

фреймовые МПЗ, информационные МПЗ (фрагменты интерфейса или диалога пользователя с ИИС как с ПС - программной системой), онтологические МПЗ (и МПДанных),

алгоритмические МПЗ (алгоритм, блок-схема), элементы (фрагменты) Пролог-программы (программный код).

Разработка элементов Машины Выводов и Механизма Выводов (стратегий вывода, принятия решений и т.п.) на основе результатов, полученных при выполнении предыдущих этапов и их подэтапов.

Результаты. Перечисленные выше МПЗ, “встроенные” в соответствующие части ИИС (и/или в Пролог-программу): БД, БП, БФ, МВ, Интерфейс или в ВС (вычислительную подсистему разрабатываемой Вами ИИС).

Оформление результатов: текст с рисунками на бумажном носителе, аккуратно выполненный от руки, или текстовый файл (в формате Word) с рисунками.

Пример.

Описание предметной области

Сервисный центр – организация, занимающаяся оказанием услуг по сервисной поддержке и обслуживанию техники, оборудования и другой продукции.

Существуют 3 основных типа сервисных центров:

• Авторизированный сервисный центр – это предприятие по ремонту техники, которое заключает договор непосредственно с производителем по обслуживанию и диагностике товаров. Главным плюсом этих центров является то, что если случай поломки признан гарантийным – вы получаете бесплатный ремонт, кроме того, будут использованы оригинальные детали и материалы, что препятствует дальнейшим сбоям в работе. Однако стоит помнить, что такой ремонт занимает длительный промежуток времени. Связано это с поставкой деталей и разнообразными экспертизами.

• В обычных сервисных центрах все немного проще. В товаре устраняют неисправности на платной основе. О гарантии речь не идет, поскольку к производителям такие заведения не имеют никакого отношения.

• Существуют также сервисные центры не авторизированные у производителей, но имеющие право на гарантийное бесплатное обслуживание. Создаются они, как правило, при крупных магазинах или торговых сетях, которые дают свою собственную гарантию на товар.

При покупке товара устанавливается срок гарантии на изделие и срок его службы. В течение гарантийного срока покупатель имеет право на бесплатный ремонт товара или (в особых случаях) на его замену. По истечении срока гарантии, ремонт техники осуществляется за деньги потребителя. По истечении срока службы товара, компания-изготовитель вправе отказать потребителю в ремонте данного товара.

Обращаясь в сервисный центр, вам нужно обязательно иметь при себе правильно заполненный гарантийный талон, он выдается при покупке, желательно кассовый или товарный чек.

В сервисном центре работает администратор, мастер по ремонту. Администратор занимается оформлением и ведением базы данных, а мастер по ремонту – ремонтом.

При обращении клиента в сервисный центр, администратор оформляет заявку на принятие заказа. Проводится анализ объекта, в результате которого, делается вывод – будет ли ремонтироваться, меняться товар или вовсе будет отказано в обслуживании. Существует ряд условий предусмотренных законодательством, руководствуясь которыми администратор делает вывод.

На рисунке 2.1 отображена диаграмма, которая представляет функционал сервисного центра.

Выделение основных сущностей предметной области - student2.ru

Рисунок 2.1 – Диаграмма функционала сервисного центра

Все данные о сотрудниках, клиентах, товарах хранятся в базе данных. Также администратор ведет журнал действий, в который записываются данные о дате операции, об объекте ремонта, о сотруднике, который работает с объектом и о типе операции над ним (ремонт либо замена).

Наши рекомендации