Лист самооценки учебных умений

№ п/п Компоненты учебной деятельности
На занятиях умею слушать преподава­теля и записывать основной материал          
Умею читать схемы, графики, таблицы          
Умею выступать на семинарах и аргу­ментировано защищать свои позиции          
Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме          
Умею составлять аннотации          
Умею составлять назывной план по лю­бому информационному тексту          
Умею конспектировать статьи, книги          
Умею составлять тезисы          
Умею использовать и оформлять цитаты          
Умею составлять рецензию на прочи­танный текст          
Умею реферировать несколько источни­ков по одной проблеме и оформлять рефераты          
Умею работать со справочными материа­лами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.)          

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому ад­ресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), оп­ределиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в кни­ге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более деталь­ное ознакомление со структурой книги, логикой изложения ма­териала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск от­ветов на вопросы, возникшие у читателя.

Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от це­лей, которые ставит перед собой читатель.

Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделен-

ные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки поня­тий, отдельные абзацы, выводы.

Скоростное чтение, которому обучаются по специальным ме­тодикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и

осмысленно.

Аналитическое {глубоко осмысленное) чтение имеет несколько

подвидов:

фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст вни­мательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения ос­новного содержания книги;

разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непо­нятные места;

критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопо­ставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей

собственной;

творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы [7, с. 183 — 184].

Задание

Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими вида­ми чтения.

При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.

1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Жела­тельно иметь под рукой справочники и словари.

2. При чтении необходимо внимательно следить за мыслью ав­тора и вести записи. Запись — лучшая опора для памяти.

3. Чтение должно быть активным, т.е. чтением-размышлением. Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его

усвоить.

4. После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему

новому она вас научила.

5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать
новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе

знаний.

6. Следует по возможности связывать содержание книги с соб­ственным жизненным опытом.

7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попы­таться разобраться в них самому и только потом обратиться за помощью к преподавателям [13, с. 112—113].

Для будущего педагога важно также читать периодическую пе­дагогическую литературу. Представление о педагогической перио­дике могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора прохо­дит в несколько этапов.





Первый этап

Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить об­зор. Это могут быть газеты («Учительская газета», «Первое сентяб­ря», «Школьный психолог», «Педагогический вестник» и др.) и журналы («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Директор школы», «Классный руководи­тель» и др.).

Второй этап

Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; по­стоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.

Третий этап

Определить, какую помощь может оказать это издание в про­цессе профессиональной подготовки и в практической деятель­ности.

Четвертый этап

Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурс­ники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.

Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть раз­ными: составление аннотации, простого или сложного плана ин­формационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефера­тов.

Аннотирование.Аннотация — краткая характеристика печатно­го издания (или его части) с точки зрения содержания, назначе­ния, формы и других особенностей. Аннотация включает сведе­ния о содержании произведений печати, его авторе и достоин­ствах работы, носит пояснительный или рекомендательный ха­рактер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.

Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и пробле­матики, дает представление об объекте, цели работы и ее резуль­тате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведе­ние печати в сравнении с другими, родственными ему по темати­ке и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем ан­нотации 500 печатных знаков [15, с. 24]. Итак, аннотация пред­ставляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.

Виды аннотаций.По содержанию и целевому назначению ан­нотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, которые также называют описательны­ми или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критичес­кой оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оцен­ку ее пригодности для определенной категории читателей, с уче­том уровня подготовки, возраста и других особенностей.

По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специа­лизированные.

Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об ис­следуемой области.

Специализированные аннотации представляют лишь определен­ную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является ана­литическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справоч­ный характер.

Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотиро­ванных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др. [8, с. 163 — 166].

Задание

Прочитайте аннотации. Определите их вид. Аргументируйте свой ответ.

Орлов А. А. Введение в профессиональную деятельность: Практикум по педагогике. — М., 2003. — 240 с.

Содержание и методический аппарат практикума ориентированы на включение студентов в продуктивную самостоятельную работу с целью раз­вития мотивов и умений учения, формирования профессиональной направ­ленности мышления, профессиональных ценностных ориентации и этичес­ких позиций, а также стимулирования потребности в профессиональном са­мообразовании и самовоспитании. Представлена система индивидуализи­рованных заданий, выполнение которых позволит студентам самим выби-





рать направления, формы и темпы продвижения в изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».

Для студентов первого курса высших педагогических учебных заведе­ний и работающих с ними преподавателей.

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образова­ние за рубежом: История и современность. — М., 2003. — 240 с.

В пособии представлены современные системы общественного воспи­тания за рубежом (Ф.Фребеля, М.Монтессори, С.Френе, Л.Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризована постановка дошкольного образова­ния в разных странах — США, Великобритании, Ирландии, Франции, Гер­мании, Китае, Японии и др. Материал пособия дан в проблемном изложе­нии — с точки зрения возможного использования зарубежного опыта в оте­чественной педагогике.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошколь­ного образования», «Педагогика и методика начального образования».

Задания

1. Прочтите аннотацию следующей книги.

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования пе­дагога: Пособие / Под ред. Ю. М.Забродина. — М., 1994. — 344 с.

В пособии приведены история, теория и методика профессионального педагогического самообразования, которое в понимании автора выступает как органическая составляющая педагогической деятельности. Микропрак­тикумы, содержащие тексты и различные практические задания и рекомен­дации, помогут изучающим настоящее пособие в самопознании личност­ных особенностей и профессиональной склонности к работе учителя, в оп­ределении уровня сформированности самообразовательной и педагогичес­кой деятельности.

Для преподавателей вузов, педколледжей и педучилищ, студентов, слу­шателей системы повышения квалификации, учителей школ и учащихся педагогических классов.

2. Ответьте на вопросы:

Получили ли вы общее представление о книге? Содержится ли в аннотации основная идея книги? Может ли эта книга быть вам полезна? чем?

При написании курсовых и дипломных работ могут быть полез­ны справочные аннотации, поскольку они предоставляют инфор­мацию о новейших достижениях в различных областях науки и по­могают экономить время на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций способствует адек­ватному извлечению основных положений источника по теме ис­следования и их оформлению в соответствии с требованиями нор­мативных документов.

Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следу­ющие вопросы.

Как называется работа (статья, монография)?

Где и когда напечатана?

Чему посвящена?

Какие вопросы рассматриваются в данной работе?

Кому она адресована?

В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет биб­лиографическое описание.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты ори­гинала. Основное содержание первоисточника передается лако­нично и емко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).

Задание

Прочтите статью (на ваш выбор) из любого педагогического жур­нала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннота­цию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведенным ниже.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в жур­нале (газете)...

Монография вышла в свет в издательстве...

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)...

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, ана­лиз, описание — указать чего?)...

Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавлива­ется на следующих проблемах, касается следующих вопросов)...

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается — что?)...; говорится (о чем?)...; дается оценка (анализ, обобщение — че­го?)...; представлена точка зрения (на что?)...; поставлен вопрос (о чем?)...

Статья адресована...; предназначена (кому?)...; может быть ис­пользована (кем?)...; представляет интерес (для кого?)...

Составление плана информационного текста.План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последователь­ность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Уме­ние составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и по­следовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план по­могает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконт­роля.

Удачно составленный план свидетельствует об умении анали­зировать текст, о степени усвоения его содержания.





Лист самооценки учебных умений - student2.ru

Типы планов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема [8, с. 41]. Каждый из этих планов по-своему фиксирует ин­формативные центры текста.

При составлении вопросного плана использует вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.).

Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из пред­ложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к рефера­ту»), — назывной, а если действие обозначено глаголом в неопре­деленной форме (например, «Подготовить материал к реферату») — тезисный.

План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опора­ми могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста. Например, на основе текста книги С. В. Попо­вой «Формирование музыкального кругозора подростка на уроке музыки и внеклассных занятиях» (М., 1988) можно составить план-опорную схему (см. схему).

Последовательность действий при составлении плана:

1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.

2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смыс­ловые границы, т. е. те места, где кончается одна мысль и начина­ется другая.

3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.

4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.

Формулирование пунктов плана.При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называет ка­кой-либо отрывок текста. Поэтому наиболее приемлемы форму-

лировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать. В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.

Следует помнить, что работа над составлением плана не само­цель, а средство проникновения в содержание текста.

Задание

Прочитайте текст. Подумайте, на какие смысловые части (абза­цы) их можно разделить. Выделите информационные центры в абза­цах. Поставьте и запишите вопросы к ним.

Наши рекомендации