Красна птица перьем, а человек ученьем.

Физкультминутка
Карусель

Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, кон-
цы которого крепко связаны. Дети, взявшись правой рукой за
шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.

Ходьба с постепенным переходом на бег.

Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра.

Направление меняется. Все повторяется сначала.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

6.1. Игра «Путешественники».

— Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в Африку. Пусть
каждый из вас выберет свой любимый вид транспорта. Кто-то
полетит на самолете, кто-то поедет на машине и т. д.

Дети составляют из букв и слогов слова: САМОЛЕТ, МАШИ-
НА, ЛОШАДЬ, ПАРОХОД, ЛОДКА и т. д.

6.2. Из букв составить отгадки на загадки

Сидит — зеленеет,
Летит — пожелтеет,
Падет — почернеет.

( Листья )

■ Составляются предложения с этими отгадками и «кусти-
ки» слов.

Мы лесные жители —
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

( Муравьи )

Ш Поговорить о пользе этих насекомых.

— Какое веселое слово «спряталось» в отгадке (в слове
муравьи)?

■ - Ура!

7. Чтение карточек.

8. Игровое упражнение «Попробуй сам».

Цель. Формировать умение быстро схватывать смысл услы-
шанного, строить высказывание.

Содержание. Воспитатель начинает предложение, дети закан-
чивают. Предполагается несколько вариантов ответов.

Толя с Васей возвращались из... (школы)
Летом мы решили... (пойти в поход)
С детства мы любим... (читать)

Кошка взобралась на дерево, которое...
Кошка взобралась на дерево, чтобы...
Кошка взобралась на дерево, когда...
Кошка взобралась на дерево, потому что...

9. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 63

Тема.Двойные согласные. Алфавит.

1. Артикуляционная разминка.

Скороговорки

По утрам мой брат Кирилл
Трех крольчат травой кормил.

Возле грядки две лопатки,
Возле кадки два ведра.

2. Работа по теме.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. В. Кольцова
«Косарь». Затем предлагается назвать слова, где согласный зву-
чит более протяжно.

Зажужжи, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава
Подкошенная.

■ Интонационно двойные согласные выделяются.

3. Анализ предложения Жуки жужжат.

■ Предложение составляется на фланелеграфе из букв большой
разрезной азбуки.

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Загадка

Плещет теплая волна
В берега из чугуна.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Соответствующие движения.

5. АЛФАВИТ*.

— Мы говорим — произносим слова, предложения. Мы по-
нимаем друг друга, разговаривая на одном языке. Слова состоят
из звуков. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите
звуки О, Д, М — никто ничего не поймет. Но если эти же звуки
произнести в другом порядке — ДОМ, — сразу становится по-
нятно, что речь идет о строении, в котором живут люди. Почему
так произошло?

Давным-давно звуки речи, складываясь в определенном по-
рядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каждый
звук в слове занимает свое место. Например, в слове котна
первом месте звук К, на втором — О, на третьем — Т. Если мы
изменим порядок звуков (ток, кто),заменим хотя бы один из
звуков (бот, кол)или прибавим еще один (скот),то появятся
новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а
также правильно, грамотно писать слова.

Буквы окружают нас всюду. (Примеры.) В русском языке
33 буквы.

■ По методике Н.А.Зайцева дети учат «Песенку алфавита».

Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?

(Ванна)

Из букв составить слова: ВАННА, АННА, РОССИЯ, СУБ-
БОТА, ССОРА, ДРОЖЖИ. Составить предложения с этими
словами.


А а Б бэ В вэ Г гэ д ДЭ
Е е Ё ё ' 1' жэ 3 зэ И и
Й ий К ка Л эль М эм Н эн
П пэ р эр С эс Т тэ
У У Ф эф X ха ц цэ Ч че
ш ша щ ща Ъ твердый Ы ы Ь мягкий
Э э Ю ю Я я    

6. Дополнительный материал для индивидуальной работы.
Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

КОНСПЕКТ 64

Тема.Закрепление пройденного материала по основным еди-
ницам речи: звуку, слову, предложению.

Задачи.Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких пред-
ложений — повествовательных, вопросительных, восклицатель-
ных; пробуждать интерес к слову, развивать фонематический слух.

Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Б. Заходер

Вопросы-шутки

Как каплюпревратить в цаплю?
Можно ли из ноляполучить соль?

■ Из букв дети составляют слова капля, ноль.Меняя первые
буквы, получают слова цапля, соль.

Загадки

Сама холодная, а людей жжет.

Что за трава, что слепые знают?

( Крапива)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

(Глаза)

Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся.

(Очки)

Из букв составляются слова крапива, глаза, очки.Можно
провести анализ некоторых слов, составить предложения.

7. Чтение карточек.

8. Итоги занятия.

Материал. Разрезная азбука большого формата, магнитная
азбука, индивидуальные разрезные азбуки, таблицы с предложе-
ниями, иллюстрация «Кто тут спрятался?», модель предложения,
сказочный персонаж Гном, муляжи овощей и фруктов, индиви-
дуальные карточки с заданиями, фишки, указки.

1. Артикуляционная разминка.

— Садитесь поудобнее. Сейчас мы с вами совершим путеше-
ствие в страну знаний. Едем на поезде.

Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща.

Какие еще скороговорки вы вспомнили?

■ Ответы детей.

— Давайте вспомним алфавит. Будем называть звуки по
порядку.

Вопросы:

— Чем отличается звук от буквы?

— Какие две буквы не обозначают звука?

2. Чтение трехбуквенных слов по магнитной азбуке.

ШАР СЫН РАК
ЖАР СЫР ЛУК
СОН ДОМ ПУХ

Пословица. Грамоте учиться — всегда пригодится.

3. Чтение слогов и составление слов на тему «Домашние
животные».

КОРОВЫ
СОБАКИ

КОЗЫ
ЛОШАДИ

ЛИСЫ

КО БА ки
ЛО РО ША
со ДИ ВЫ
ЛИ ЗЫ сы

■ Выставляются карточки с изображением этих животных.

Беседа:

— Какое слово лишнее? (Лисы.)

— Почему?

— Чем отличаются дикие животные от домашних?

— Давайте вспомним загадки об этих животных. Можно и
самим придумать.

■ Ответы детей.

— Какую пользу приносят домашние животные? А дикие?
(О лисе.)

4. Чтение предложений по таблице.

■ В одном из предложений делаем замену точки на восклица-
тельный, а затем на вопросительный знак.

— Как надо прочитать предложение, если в конце стоит
точка? восклицательный знак? вопросительный знак?

■ Чтение предложений детьми с соответствующей интона-
цией.

5. Игровая ситуация «В гости пришел Гном».
Стук в дверь.

— Кто это к нам стучится?

■ Один из детей идет к двери и приносит Гнома. У него
картина, на которой изображены животные, но они незамет-
ны сразу — сливаются с окружающей природой.

■ Дети отыскивают жабу, бабочку, кузнечика, ящерицу.

— Как вы думаете, ребята, зачем нужна такая окраска этим
существам?

■ Ответы детей.

— Интересно, а почему это ЖАБА такой большой друг Гнома?
Ведь она такая некрасивая!

■ Рассказы детей о пользе этого животного.

— Чем отличается жаба от лягушки?

6. Звуковой анализ слова ЖАБА.

7. Игровая ситуация «Составим отгадку».

Загадка

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

■ Детям раздаются буквы. На фланелеграфе составляется сю
во БАБОЧКА.

— Сколько слогов в этом слове? Назовите первый, вторс^
третий.

— Какой слог ударный?

— Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в эт(,м
слове.

— Какое слово «спряталось» здесь?

■ БОЧКА.

— Как можно сказать о бабочке? Какая она?

■ Легкая, воздушная, красивая, прекрасная и т. д.

8. Игра «Составим предложение». (Используются моде.и
слов.)

— Давайте, ребята, вспомним слова из песни: «В траве сид,л
кузнечик...» Хотите быть словами в этом предложении?

■ Детям раздаются модели слов. Они выходят в определенней
последовательности. Затем меняются местами, и предлоле.
ние произносится уже по-другому.

Гном: — Спасибо, ребята. Вы так хорошо отвечали, чтоя
решил пригласить вас в гости на свою полянку, где у меня мно0
цветов и бабочек. Но они необычные. У них есть загадки. Том^
кто хорошо прочитает вслух то, что написано на обратной сторо е
картинок, я подарю цветок или бабочку.

■ На «поляне» разбрасываются карточки — цветы и бабочкс
Дети их собирают и, стоя, каждый прочитывает то, чг0
там написано. Ответы детей поощряются фишками.

Физкультминутка

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.

Энергичные движения плечами, прыжки.

Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.

Приседания.

Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!

Прыжки на месте.

9. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

9.1. Чтение слогов.

9.2. Из слогов составить отгадку на загадку.

Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост —
Я б рукой достал до звезд.

( Радуга )

— Какие цвета у радуги?

9.3. Чтение алфавита. Сюрпризный момент.

■ Детям показывается «волшебный мешочек». В нем овощи и
фрукты. Дети на ощупь достают муляж и из букв состав-
ляют его название.

— Чем отличаются овощи от фруктов?

10. Чтение карточек.

11. Итоги занятия. Дети подсчитывают фишки. Воспитатель
отмечает хорошую работу.

Воспитатель: — Мне сегодня было очень приятно работать
с вами. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли
задания. Что вам больше всего понравилось на занятии?

■ Ответы детей.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ
И РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ

1. Аргинская И. И. Обучаем по системе Л. В. Занкова. Первый класс.
М., 1994.

2. Богданова О.А. Скороговорки. Л., 1989.

3. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках.
В двух частях. Изд. 5-е. М., 1987.

4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
М., 1993.

5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.

6. Баренцева Н.С., Старшинская Н.С. Подготовка к обучению гра-
моте в детском саду. Минск, 1992.

7. Горецкий В.Г. Обучение в первом классе. М., 1973.

8. Волина В. В. Праздник числа. М., 1993.

9. Джежелеи О. В. Помогайка. М., 1994.

10. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 3-е.
М., 1966.

11. Кирюшин В.А. Методическое руководство к пособию «Схемы для
слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов при обучении детей
грамоте». М., 1990.

12. Кларина Л.М. Дети и знаки. М., 1993.

13. Климанова Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения.
Методические рекомендации. М., 1975.

14. Климанова Л.Ф. Читалочка. М., 1994.

15. Логинова В. И. Лабораторный практикум по дошкольной педа-
гогике и методикам. М., 1981.

16. Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и
воспитания детей в детском саду. С.-Пб, 1995.

17. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М., 1983.

18. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного
творчества. Методические рекомендации. М., 1994.

19. Поддъяков Н.Н., Бенъова Т. Подготовка детей к школе в СССР
и ЧССР. Москва — Братислава. М., 1989.

20. Редозубов СП. Методика русского языка в начальной школе.
М., 1963.

21. Ремизов В.Б. Азбука Льва Толстого. Тула, 1994.

22. Самсонова Ф.Н. Букварь. М., 1984.

23. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск,
1985.

24. Сукач Л.М. Старинные и современные загадки. Гомель, 1993.

25. Торшенко Е.В. Живая азбука для маленьких. С.-Пб, 1994.

26. Ту макова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.
М., 1991.

27. Ушинскии К.Д. Для детей. Сказки и рассказы. М., 1974.

28. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
М., 1989.

29. Фокина Э.Д. Планирование занятий по развитию познаватель-
ных способностей и речи детей в образовательном учреждении. С.-Пб,
1995.

30. Шабалина З.П. Первый год — самый трудный. Особенности
учебно-воспитательной работы с детьми. М., 1990.

31. Шваико Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
М., 1983.

32. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

33. Агаркова П. Г., Бугрименко Е.А. Чтение и письмо по системе
Д. Б. Эльконина. М., 1993.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ..................... 3

Рекомендации......................6

Особенности метода и образовательно-воспитательные

задачи программы....................7

Структура занятий....................9

Оборудование ...................... 10

Порядок введения звуков и букв.............11

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.................12

Перечень литературы, использованной при составлении
программы и разработке конспектов занятий.......185

Учебно-методическое издание

Дина Григорьевна
ШУМАЕВА

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!.

Обучение дошкольников чтению
Программа-конспект

Главный редактор С. Д. Ермолаев
Редактор С. А. Насонкина
Художник И. Н. Ржевцева
Компьютерная верстка А. С. Белокрылов
Отв. за выпуск Л. П. Семенова

ЛР 063358 от 17.05.94

Сдано в набор 15.03.97. Подписано в печать 21.04.97.
Формат бОхвв1/]^- Печать офсетная. Бумага офсетная.
Гарнитура Школьная. Усл. печ. л. 11,7. Уч.-изд. л. 9,2.
Тираж 15 000. Заказ № 1854.

Наши рекомендации