Сурдопедагогика в период феодализма и эпоху Возрождения
Глухонемые — отверженные средневекового общества. Падение Рима (476) знаменовало наступление новой, феодальной эпохи, эпохи средневековья, в которую господствующим становится класс феодалов. Хронологические рамки феодальной общественно-экономической формации определяются примерно концом V и серединой XVII века. Однако для ряда стран феодальный период характерен и в более позднее время.
Идеологическим оплотом феодализма являлась церковь. Ее идеологи отвергали культуру античной древности как языческую. В апостольских посланиях (IV в.), служивших церковным руководством к воспитанию христиан, говорилось: «Воздерживайся от всяких языческих книг... Ибо какие недостатки находишь ты в законе господнем, чтобы стоило тебе обращаться к этим языческим басням?»1.
Отношение церкви к народному просвещению хорошо иллюстрирует письмо папы Григория I к одному из католических епископов (ок. 600 г.): «...дошло до нас, и о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь кого-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас впечатление очень тяжелое...»2.
В эту мрачную эпоху просвещение становится монополией попов и приобретает богословский характер; церковь проповедует покорность и терпение, трудолюбие и аскетизм, умерщвление плоти как идеал земной жизни и обещание блаженства в жизни загробной. Принципы богословия определяли характер школьного обучения. Осуществлявшееся в школах различного типа обучение некоторой части населения было подчинено интересам церкви. Грамматика изучалась в целях понимания священного писания, риторика — для произнесения проповедей, а диалектика (философия) — для борьбы с еретиками. Обучение вне этих целей церковь рассматривала как преступление.
В условиях диктатуры церкви нельзя было рассчитывать на положительное отношение к мысли об обучении глухих. Церковники и богословы видели в глухоте, как и в других человеческих недугах, божественную предопределенность. Вместе с тем, пытаясь дать какое-то обоснование нетерпимого отношения к глухим, они использовали высказанное еще Аристотелем положение, согласно которому глухой не способен правильно воспринимать и познавать окружающий мир. Тем самым подтверждалась правильность заключения В. И. Ленина: «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое».
Известный религиозный идеолог и церковный деятель Августин (V в. н.э.) в своих богословских сочинениях утверждал, что глухие не способны усвоить религиозные понятия, потому что вера основывается на проповеди, которую они не могут слышать. Тем более они не способны, по мнению Августина, научиться писать и читать.
Такие не имеющие ничего общего с наукой взгляды на глухоту и глухих в средние века оставались господствующими; они поддерживали суеверное и нетерпимое отношение к глухим. Попытки преодолевать глухонемоту как следствие заболевания преследовались инквизицией. Глухих нередко сажали в тюрьмы, а бывали случаи, когда их и сжигали на кострах инквизиции.
За весь период раннего феодализма известен едва ли не единственный случай, когда была предпринята попытка обучать глухого. Но и эта попытка в результате имела своеобразное истолкование. Епископ Джон из Гексгама (Англия) у дверей своего дома ежедневно встречал глухого нищего, лицо которого всегда выражало трогательную благодарность за милостыню. Епископ решил, что глухой мыслит, а следовательно, он способен к обучению. Глухого нищего удалось обучить нескольким словам, на что окружающие смотрели как на чудо.
Научный подход к объяснению явления глухоты был связан с возникновением и развитием университетского образования в странах Западной Европы, в особенности с деятельностью естественных и медицинских факультетов. Первые университеты появились в наиболее развитых по тому времени странах Западной Европы. В XII веке были открыты Болонский (Италия), Парижский (Франция), Оксфордский и Кембриджский (Англия) университеты. В XIII веке они возникают в Испании, а несколько позже (XIV в.) открываются славянские университеты в Праге и Кракове. В стремлении укрепить свое влияние на науку церковь создавала свои университеты. Господствующее положение среди других в университетах занял богословский факультет.
В XII—XIII веках появляется схоластика, пытавшаяся примирить религию и науку. На первых этапах своего существования схоластика развивала формально-логическое мышление. Однако в дальнейшем она себя изжила и превратилась в бесплодное умствование. В то же время возникали философские учения, заключавшие в себе материалистические элементы. Материалистические тенденции в развитии философии, естествознания и медицины подготавливали новый подход к объяснению причин глухоты. Но эти изменения оказывались процессом медленным, длительным, проходившим в ожесточенной, подчас драматической борьбе науки с религиозным мракобесием средневековья.
Опыты индивидуального обучения глухих и сурдопедагогическая мысль в эпоху Возрождения. Развитие торговли и мануфактуры в недрах феодализма, рост городов, возникновение капиталистического способа производства и прогрессивного для того времени класса буржуазии подготавливали начало эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.). Ф. Энгельс писал, что эта эпоха «создала в Европе крупные монархии, сломила духовную диктатуру папы, воскресила греческую древность и вместе с ней вызвала к жизни высочайшее развитие искусства в новое время...».
В эпоху Возрождения быстро развивались науки, и прежде всего те, что были связаны с производством, торговлей, мореплаванием (механика, астрономия, география, математика). Высочайшей степени развития достигло искусство. В эпоху Возрождения жили и создавали свои произведения гениальные Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан. По словам Энгельса, это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
В эпоху Возрождения наука восстает против церкви и теологии. На эти столетия приходится деятельность титанов научной мысли — Коперника, Галилея, Кеплера. В эту эпоху были сделаны великие научные открытия и изобретения, имевшие выдающееся значение для последующего развития науки и просвещения: открытие Америки, водного пути в Индию, изобретение книгопечатания (1436), микроскопа (1590), телескопа (1600).
Вместе с выступлением на историческую арену нового класса — буржуазии появляется и новая идеология. В противовес мрачному аскетизму церковного учения выдвигается культ человека здорового и жизнерадостного.
Одновременно формируется новая, гуманистическая педагогика, школа в значительной мере эмансипируется от церкви. Церковной авторитарной педагогике средневековья педагогика гуманизма противопоставила принципы активности ребенка, внимательного отношения к его индивидуальности, веру в его творческие силы и возможности.
Педагоги-гуманисты проявляли огромный интерес к культуре античного мира. Однако принципы гуманистической педагогики в то время носили буржуазно-аристократический характер. Они распространялись лишь на детей социальной верхушки, детей знати, купцов, зажиточных горожан. В эпоху Возрождения народные массы продолжали оставаться объектом нещадной эксплуатации со стороны феодалов, светских и церковных, а кроме того, и со стороны нового буржуазного класса — владельцев мануфактур и богатых купцов. Педагогика гуманизма не затрагивала вопросов обучения и воспитания детей «простонародья», а тем более его детей с физическими недостатками.
Развитие сурдопедагогики в XIV—XVI веках своим источником и стимулом имело стремление приобщить к более или менее полноценной жизни глухих из семейств знатных и богатых. Что касается церкви, то она по-прежнему продолжала враждебно относиться к подобным стремлениям, видя в глухоте «кару божью». Тем не менее попытки индивидуального обучения глухих множились; происходили они в ожесточенной борьбе с религиозной мистикой. Ученые и педагоги искали естественнонаучных объяснений причин глухоты и способов ее преодоления. Естествознание и медицина вместе с гуманистической педагогикой, несмотря на церковные запреты, делали проблемы глухоты предметом изучения, удовлетворяющего требованиям тогдашней науки. Тем самым создавались основы для сурдопедагогики и ее прогрессирующего развития. Все это давало новое направление сурдопедагогической мысли, порождало уверенность в возможности обучения глухих, показывало несостоятельность суеверных представлений о «божественной» предопределенности судьбы глухого. Материалистическое объяснение фактов обучаемости глухого укрепляло мысль о том, что успешное решение этой проблемы следует искать на путях изучения явлений природы и самого человека.
Научные искания в этом направлении явились вызовом теологическим учениям и встречали постоянные препятствия со стороны церкви. В эпоху Возрождения сурдопедагогика развивалась в ожесточенной борьбе с религиозными воззрениями, обогащаясь новыми знаниями о природе глухоты, порожденной болезнью, а не «греховностью» глухого человека или его родителей.
В XV веке нидерландский ученый Рудольф Агрикола (1443—1485) приводил новые, ранее неизвестные факты обучаемости глухих. В своей книге «Об открытии диалектики» он писал: «Как это не удивительно, но я своими глазами видел, как один с детства глухой и, стало быть, немой выучился все понимать, что другой писал и даже умел записывать все свои мысли последовательно и точно так, как будто он умел говорить»3. При этом Р. Агрикола говорил об этих фактах не как о чудесах, а как о результате применения определенных приемов и методов обучения. В данном случае использовалась письменная речь как средство общения глухого с окружающими.
В рассматриваемую эпоху большой вклад в разработку средств и методов обучения и умственного развития глухих внес выдающийся деятель науки своего времени Джероламо Кардано (1501—1576).
Д. Кардано родился 24 сентября 1501 года в Италии. Это был человек разносторонних знаний: философ, математик, физик, физиолог и врач. Д. Кардано был профессором университета в Павии. В своих физиологических исследованиях он много внимания уделял изучению физиологии органов чувств. Интерес Д. Кардано к сурдопедагогике, особенностям функционирования нарушенного органа слуха, к вопросам умственного развития глухих, его поиски возможностей обучения и воспитания глухих определялись также и тем, что его собственный сын страдал недостатком слуха.
В произведении Д. Кардано «О тонкостях» (1550) давалось физиологически обоснованное объяснение причин глухоты и немоты. Глухота, как справедливо утверждал Д. Кардано, происходит от болезни, а немота от глухоты. На этой основе Д. Кардано разработал классификацию глухих, теоретически осмысливая и систематизируя известные ему данные.
В его классификации глухие различались по времени наступления глухоты и наличию речи:
1) глухие от рождения;
2) рано потерявшие слух (до того, как ребенок научился говорить);
3) позднооглохшие, которые сохранили речь. В другой работе Д. Кардано — «О физиологии чувств» доказывалось, что глухих можно научить произносить и понимать читаемые слова, выражать свои мысли письменно и устно. Глухие, утверждал автор, могут заниматься с успехом также и искусством.
В автобиографической книге «О моей жизни» (1575) и других своих работах Д. Кардано неоднократно подчеркивал мысль о том, что обучать глухих чтению и письму, в особенности ранооглохших, следует на основе замещения потерянного слуха зрением.
Отвечавшие требованиям науки, своего времени работы Д. Кардано опровергали широко распространенное, односторонне и тенденциозно интерпретировавшееся в средние века утверждение Аристотеля о том, что орган слуха есть главный орган познания, а лишенный слуха не способен к познанию окружающей действительности, к развитию и разумной деятельности вообще. Исследования Д. Кардано были созвучны идеям гуманистической педагогики эпохи Возрождения, они показывали нелепость наивных и злостных суеверий об одержимости глухих «злым духом», суеверий, которые поддерживались и распространялись духовенством, обрекавшим глухих к участи отверженных общества. Они подрывали идеалистические представления о зависимости судьбы человека от «божественных» сил.
Подтверждавшиеся на практике выводы и утверждения Д. Кардано имели большое значение для последующего развития сурдопедагогики.
Позднее, уже в XVII веке, в Италии теоретические предположения по вопросам обучения глухих высказывал Фабрициус Аквапенденте (1537—1619). В своей книге «Рассуждение о зрении, голосе и слухе» он развивал мысль о том, что глухие при определенных условиях могут научиться говорить. Но практики обучения автор этой книги не касался.
Большой интерес представляла в свое время сурдопедагогическая деятельность итальянского профессора риторики Франческо Лана Терци (1631 —1687), который проводил занятия с глухими. Он учил их говорить, считывать с губ; объяснял значение слов, указывая на предмет. Л. Терци считал, что потеря одного органа чувств дает повышенную остроту другому. В рассматриваемый период в Испании было осуществлено обучение и воспитание глухих в условиях семьи и монастыря.
Проблемы сурдопедагогики в этой стране разрабатывались современником Д. Кардано — Педро Понсе, а несколько позднее, в начале XVII века,— Хуаном Пабло Бонетом. В Испании эпохи Возрождения, как и в ряде других стран Европы, большое влияние на школу и практику обучения оказывали педагоги-гуманисты, требовавшие внимательного отношения к ребенку как развивающейся личности. К этому времени под влиянием развития наук изменяется характер образования, расширяется содержание обучения. В период раннего средневековья оно ограничивалось семью науками («семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка); педагоги-гуманисты в общем образовании придавали первостепенное значение изучению античной культуры, филологии, древнегреческого и латинского языков, произведений древних писателей, природы. В содержании образования усиливаются светские элементы; много места отводится изучению математики. Требование педагогов-гуманистов о необходимости полноценного образования для всех детей знатного происхождения распространялось ими и на глухих детей. В содержание обучения глухих входили латинский и греческий языки, математика, астрономия, история, испанский язык.
Первые известные нам опыты обучения глухих в Испании связаны с деятельностью П. Понсе. Педро Понсе де Леон (1508 — 1584) был монахом одного из католических монастырей Испании в Онья. Он получил образование в Саламанском университете, но, не имея прав на наследство, вынужден был уйти в монастырь. Обучение глухого по религиозным и монастырским законам того времени считалось тягчайшим преступлением. Однако богатство и знатность родителей глухих детей позволяли обходить эти запреты и законы и практиковать обучение глухих в условиях семьи или монастыря. Учителями глухих детей были монахи, а в редких случаях и врачи. Педро Понсе был одним из таких учителей.
К сожалению, после себя он не оставил ни трудов, ни каких-либо других письменных свидетельств об использовавшихся им методах обучения. Об этом мы узнаем лишь по отрывочным рассказам его друзей и современников. На основании этих свидетельств можно видеть, что в основе обучения, осуществлявшегося П. Понсе, лежало преодоление немоты — обучение глухих словесной речи. Для этого он использовал обучение грамоте, письменной, дактильной и устной формам речи. П. Понсе рассматривал обучение как средство общения и накопления словаря. В этих целях он широко практиковал упражнения в чтении и рассказывании.
По имеющимся данным, можно сделать заключение, что воспитанники П. Понсе были позднооглохшими детьми. Но это обстоятельство не может умалить заслуг П. Понсе, его роли в истории обучения глухих, развитии сурдопедагогики. Результаты обучения глухих П. Понсе, описанные его современниками, внушают уважение и даже вызывают удивление. Ведь некоторые из учеников П. Понсе научились не только чтению, письму, счету, но и устной испанской речи, а также латинскому и греческому языкам. Его ученики знали всеобщую историю, астрономию и математику, т. е. овладевали тем кругом знаний, который в то время предназначался для учащихся общеобразовательной школы педагогами-гуманистами.
С опытом обучения глухих П. Понсе связано также признание интеллектуальных и нравственных качеств личности глухого. Даже церковь вынуждена была признать выдающиеся заслуги испанского педагога в обучении глухих. Но одновременно она позаботилась о том, чтобы материалы о методике обучения, организации занятий П. Понсе не выходили за пределы монастыря.
Позднее буржуазные историки характеризовали П. Понсе как первого в мире учителя глухих. Эта националистическая версия была создана испанской буржуазией в то время, когда она мечтала о мировом господстве. Объективно оценивая деятельность П. Понсе, нужно сказать, что он был талантливым сурдопедагогом, добившимся выдающихся успехов в обучении глухих детей знатных родителей на основе письменной, дактильной и устной форм речи в условиях индивидуального обучения. Его достижения создавали у педагогов уверенность в успехе подобной деятельности.
Истории сурдопедагогики известен опыт и другого испанского учителя — X. П. Бонета (1579—1633). Мальчик из знатной семьи, которого обучал X. П. Бонет, оглох в двухлетнем возрасте.
Свой опыт обучения X. П. Бонет изложил в книге «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить». Эта книга была опубликована в 1620 году в Мадриде. В ней подробнее, чем в других источниках, раскрываются цели и задачи воспитания и обучения глухих в тот период. Этот труд состоял из трех частей и приложения (дактильной азбуки на отдельных листах). Содержание каждой из частей этой книги свидетельствует о том, что автор направлял внимание читателя на возможность обучения глухого словесной речи, и прежде всего его обучения родному языку. На основе словесной речи X. П. Бонет стремился дать своему ученику и общее развитие. Книга X. П. Бонета характеризовала тот уровень, которого достигла сурдопедагогическая мысль в Испании начала XVII века.
X. П. Бонет ставил перед собой цель научить глухого устной и письменной речи посредством зрения. Зрение, по мнению X. П. Бонета, может заменить потерянный слух. «Глухонемые обладают значительной ловкостью,— говорит он,— при помощи лица понять всякое обучение и найти таким путем средство заменить слух; стало быть, лицо есть орудие для обучения»4.
X. П. Бонет ввел пальцевую азбуку, как воспринимаемую более легко, чем движение губ.
Обобщая опыт обучения глухих языку, X. П. Бонет выдвинул ряд специфических дидактических требований к методам обучения глухих:
1) Необходимой базой для обучения является их обучение дактильной форме речи и осмысленному чтению с ее употреблением.
2) При обучении глухих словесной речи следует исключить жестовые знаки. При общении надо использовать только дактильную речь.
3) Необходимо тщательно и постоянно работать над глаголами, используя вопросо-ответную форму речи.
4) Следует стремиться развивать и совершенствовать умственную деятельность глухих учащихся.
5) Глухих детей должен обучать специальный учитель, имеющий творческие способности и убежденность в успехе дела. Включенная в учебный процесс X. П. Бонетом дактильная форма речи как средство обучения нашла широкое применение в последующей сурдопедагогической практике.
В Испании в XVII веке был известен еще один учитель глухих — Эмануил Рамирец Каррион (1579—1652). Он вел занятия с глухими в семье знатного испанца, выполняя одновременно обязанности его секретаря. Э. Р. Каррион опасался инквизиции и вуалировал проводившиеся занятия различными процедурами медицинского характера. Он опирался на тактильно-вибрационное чувство и даже остатки слуха. Лекарственные же препараты ему были нужны для того, чтобы оградить себя от подозрений католической церкви.
Итак, изложенные в данной главе материалы показывают, что развитие сурдопедагогики определялось прежде всего социальными факторами. Феодализм средневековья, враждебное отношение религии и церкви к просвещению создавали почти непреодолимое препятствие на пути развития сурдопедагогики. Поэтому история того времени знает лишь немногие, единичные попытки обучения глухих детей знатных и богатых родителей. Результаты такого обучения получали религиозное, идеалистическое истолкование со стороны церкви и ее идеологов.
Заметное, сравнительно быстрое развитие сурдопедагогической мысли было связано с появлением на исторической арене нового, прогрессивного для того времени класса — буржуазии. На развитие сурдопедагогики большое влияние оказали возникшие в странах Западной Европы университеты, естественный и медицинский факультеты университетов. Опыты успешного обучения глухих множились особенно в эпоху Возрождения, когда наука бросила вызов религиозному мракобесию и церкви, отстаивая права человека на всестороннее развитие.
Опыты индивидуального обучения в Италии, Испании доказывали способность глухих к обучению и развитию. Предпринятые в то время попытки обучать глухих словесной речи на основе речи письменной, обучение устной словесной речи и ручной азбуке увенчались успехом. К этому времени относятся и первые серьезные попытки дидактического осмысливания опытов обучения и воспитания глухих, разработка отдельных принципов и методов сурдопедагогики, о чем свидетельствуют труды таких ее деятелей, как Д. Кардано, X. П. Бонет.
В трудах деятелей сурдопедагогики этого периода отчетливо прослеживается влияние педагогики гуманизма, прогрессивных общепедагогических принципов того времени (наглядность, последовательность, систематичность), на основе которых разрабатывались методы обучения глухих грамматике, счету, самостоятельному использованию устной и письменной речи. Важнейшим выводом сурдопедагогики данного периода было положение о том, что обучать глухих должен учитель, имеющий специальные знания и опыт и убежденный в успехе своей деятельности.
Вопросы
1. Каким было отношение церкви к вопросу обучения глухих в период раннего средневековья?
2. Какие факторы оказались благоприятными для опытов индивидуального обучения в эпоху Возрождения?
3. Что вы знаете о теоретических высказываниях Д. Кардано о глухих?
4. В чем состояли заслуги П. Понсе перед сурдопедагогикой?
5. Каковы важнейшие положения работы X. П. Бонета «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить»?