Необходимость их учета в профессиональной деятельности.

Следует тактично относиться к стремлению старшеклассников выработать самостоятельную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям (учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, не зрелые заключения учащихся, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов).

Необходимо проявлять терпение, оказывать заинтересованную помощь в том случае, если стремление к самовыражению приобретает у старшеклассника гипертрофированные формы (стремление обратить на себя внимание, демонстративное увлечение модными вещами, порой и не совсем безобидными).

Необходимо поддерживать интерес к ``вечным'' проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности, религии.

В юношеском возрасте не принимается снисхождение в связи с повышением критериев оценок и требований к учителям и взрослым.

Существует опасность затягивания профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащихся, ознакомлении с различными видами деятельности, практическом приобщении к труду, учете потребности школьников в специальной профориентационной информации.

17. Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основные задачи педагогики:

-выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;

-изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;

-разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

-прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;

-внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Методы:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей и т. д.

18. Становление и развитие педагогической мысли. Видные представители педагогической науки.

В развитии первобытного общества и самого человека огромную роль играла трудовая деятельность людей. Изготовление простейших орудий труда привело к постепенному усовершенствованию руки человека, послужило основой для развития его сознания. Совместная трудовая деятельность сплотила членов первобытного общества, вызвала появление членораздельной речи, помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. На заре истории человечества специфической особенностью являлось групповое, коллективное воспитание. Воспитание зародилось в интегративно- синкретическом виде, т. е. одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, оно сопутствовало передаче жизненного опыта. На ранней ступени развития первобытнообщинного строя в дородовом обществе воспитание приобретает более многосторонний и планомерный характер в условиях родовой общины.

Позднее основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы изменили задачи воспитания, которое превращается из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное. В истории народной педагогики можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики — идей, традиций, опыта. Появляются специально назначенные лица, владевшие опытом организованного воспитания: старейшины, священнослужители. В родовых общинах начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. Существуют разные подходы к выявлению этапов становления и развития педагогики. В России на рубеже XIX-XX вв. известный педагог П. Ф. Каптерев определил такие периоды в развитии педагогики: церковно-религиозный, государственный и общественный. А. М. Лушников, выделяя этапы в развитии педагогики, исходил из связи педагогики с конкретной деятельностью людей: практика воспитания, зарождение и развитие педагогической мысли, педагогическая наука.



Наши рекомендации