Цели: познакомить родителей со способами и приемами формирования мышления у детей с особенностями развития.
Раскрыть методы развития мышления у детей с отклонениями в развитии.
Материалы и оборудование
Буклет с играми.
Ход занятия
Одно из самых важных направлений работы по подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе является развитие мышления. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Этот возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятий, выведение следствия. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, то в школе он обычно переходит в разряд неуспевающих. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Вот почему проблема развития мышления дошкольников является актуальной сегодня.
Мышление – это психический процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, классифицирования и абстрагирования.
Выделяют 3 вида мышления:
1) Наглядно-действенное мышление (когда задача представлена наглядно, а способ решения выполняется практическими действиями).
2) Наглядно-образное мышление (такой вид мышления, когда задача представлена наглядно, а решается с помощью образов).
3) Словесно-логическое мышление (такой вид мышления, когда задача представлена словесно, а решаем с помощью логики).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с трех, четырех лет. Он постигает свойство предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести–семи годам начинает более интенсивное формирование словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Последний вид мышления самый сложный. С ребенком необходимо играть в различные игры, на которых развиваются такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно - следственных связей, способность рассуждать.
Необходимо всегда помнить, что успешное начало школьного обучения во многом определяет дальнейшую успешную адаптацию ребенка в быстро меняющемся мире.
Игра основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в поликлинику, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.
(Родителям раздаются буклеты с описанием игр, можно предложить поиграть в форме соревнований между родителями заранее разделив их на группы.)
! Обратить внимание родителей на то, что, играя с ребенком, следует отмечать даже небольшое продвижение вперед. Не всегда можно использовать форму игры-соревнования, пока ребенок не научился спокойно проигрывать.
Важно правильно организовать занятия в условиях семьи. Комната, в которой проходят занятия, должна быть проветрена, хорошо освещена. Продолжительность одного занятия с ребёнком в среднем должна составлять от 30 до 45 минут.
Ребёнок с ОВЗ даже в процессе занятия нуждается в коротком отдыхе. В этой связи в структуру занятий необходимо включать паузу. Дети-инвалиды в большей степени нуждается в опоре на образец, аналогию, предварительный показ выполнения задания, чем его нормально развивающиеся сверстники.
Материал для отработки с детьми необходимо предъявлять небольшими порциями и систематически закреплять ранее усвоенное.
Дети с ОВЗ для более прочного и глубокого усвоения материала нуждаются в использовании различного рода наглядных опор. Объяснение игры обязательно сопроводите примером или показом. В этой связи целесообразно широко использовать предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. После того как ребенок освоит наглядные опоры, научился собирать из частей картинки можно переходить на задания с таблицами, схемами, картами.
Игры для домашних занятий:
Работа с картинками:
1) Подобрать сюжетную картинку и по ней составить описание. Что изображено, что делают, можно предположить возможный диалог героев картинки.
2) Можно подобрать серию интересных для ребёнка иллюстраций, составить с опорой на них короткие рассказы или диалоги между изображёнными героями. Например, можно воспользоваться представленными ниже сюжетными картинками.
3) Разрезные картинки. Начинать необходимо с разрезных предметных картинок на 2 части по вертикали или горизонтали. Начинать необходимо с опорой, т.е. показ целой такой картинки. Далее собирать разрезные картинки из 3, 4 ,5,6 частей, макси пазлы, пазлы из 9 частей.
4) Как вариант собирать кубики с нанесенными на них картинками – 2 части,4, 6, 8 частей и более, как только поймет принцип сборки картинки из кубиков.
Игры со схемами:
1) конструирование из строительного материала – выполнить постройку по картинке (заранее построенную взрослым, можно фотографии, картинки);
2) мозаики – (лучше подбирать крупные фишки диаметр 20мм, удобные для захвата пальцами);
3) игры В.Ф Кайе «Зеленые поляны», «Мосты и берега». Работа с карточками с фрагментами зеленого орнамента.
4) «Математический, архитектурный силуэт» М. Монтессори. Работа с проекциями, развитие мелкой моторики, подготовка к черчению, геометрическому конструированию, математической фантазии.
5) Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Крестики», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Соты» и др.); и др.
6) Игры Никитина (квадраты)
Игры, задания и упражнения для развития логического мышления:
· игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности: «Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Кодирование» и др.
· Составление предложений.
Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
· Продолжить предложения
1) Если пойдет снег….
2) Пригласили в гости….
· Задание обобщить слова – огурец, помидор, редис. Все это овощи. Диван, стул, кровать – мебель и т.д.
· Игра «Поиск общего»
Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
· Игра «Исключение лишнего слова»
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
· Игра «Поиск аналогов»
Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
· Игра «Поиск «противоположных» предметов»
Цель: Формировать способность находить в предмете общее и различие.
· Игра «Поиск предметов по заданным признакам».
Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
· Игра «Поиск соединительных звеньев»
Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
· Игра «Способы использования предмета»
Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
· Игра «Сократить рассказ»
Цель: Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.
· Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям.
· Дидактические настольные игры.
Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
- настольно-печатные игры «Цвет и форма», «Найди похожую фигуру», «Логический домик» и др.;
- игры на объемное моделирование «Тетрис», «Геометрический конструктор» и др.);
- игры-забавы лабиринты, перевертыши и т.д..
· Логические задачки
1) Подходят к реке 2 девочки, а навстречу им 2 мальчика. Сколько детей будет купаться в реке? (2 девочки – мальчики уже искупались).
2) В январе на клумбе распустилось 2 одуванчика, потом еще 3. Сколько одуванчиков распустилось на клумбе в январе? (ни одного, Январь – зимний месяц, а зимой одуванчики не растут).
5) Сколько рогов у двух коров? - (4). У двух ослов? (ни одного – у ослов рога не растут).
6) У палки 2 конца. Сколько концов у 2 с половиной палок (6 концов, нет разницы целая палка или половина).
7) Белочка нашла грибов больше 8, но меньше 10. Сколько грибов у белочки? (9).
8) Еж принес домой 4 гриба. Столько же принесла ежиха. Половину грибов они отдали старому ежу-соседу. Сколько грибов осталось у ежей? - (4)
9) У девочки 3 кошки и 2 собаки. Сколько лап у одной кошки? (4). Сколько всего животных у девочки? (5). Сколько ушей у всех животных? (10).
10) Высоко в небе летели 4 страуса. 1 опустился на землю. Сколько страусов продолжали путь? (ни одного, потому что страусы не умеют летать).
11) Футболка сохнет на солнце 1 час. За сколько часов высохнут 2 футболки? 5 футболок? (За 1 час высохнут все футболки, сколько бы их ни было).
12) Два осла везли поклажу. Первый – 5 кг сахара, второй – 5 кг ваты. Переходя реку, они долго купались с поклажей. Когда вышли из реки, один побежал легко, а другой с трудом тащил свой груз. Что случилось? (сахар первого осла растаял в воде. Вата второго осла намокла и стала намного тяжелее – он с трудом ее понес).
13) Наташе 5 лет, а Ире 3 года. Сколько лет было девочкам в прошлом году? (Наташе – 4, Ире – 2). Кто из них будет старше через год? (Наташа всегда будет старше Иры на 2 года). Сколько лет будет девочкам через 3 года? (8 и 6). На сколько старше будут девочки через 2 года? (на 2 года).
Главными целями данных игр является не только освоение и закрепление математических понятий и умений, но и овладение способами познания (сравнение, обследование, классификация, сериация и пр.), накопление логико-математического опыта и развитие мышления, сообразительности.
Чаще используйте такой или подобный материал для развития наблюдательности. Ваше общение с ребёнком станем приятным, а занятия будут полезными.
Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка
Учите сравнивать пары предметов или явления – находить сходство и различия между ними;
- изучайте классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
- находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными;
- разрезные картинки;
- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
- задания на сообразительность, логические рассуждения.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Для того чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:
- выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;
- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;
- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.
Итог занятия. Рефлексия
Родители отвечают на вопросы:
ü Что беспокоит сейчас родителей?
ü Что хотели бы обсудить?
ü Ваши пожелания на следующую встречу.
ЗАНЯТИЕ 6. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Цели:дать родителям представление об особенностях формирования восприятия у детей с ограниченными возможностями.
Познакомить со способами и методами развития восприятия у детей с отклонениями в развитии.
Ход занятия
Теоретическая часть
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств, он готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать и т. п. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной. Формирование полноценного восприятия окружающего мира - сенсорное воспитание. Его задача - помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов.
Восприятие это психический процесс отражения предметов и явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств.
Свойства восприятия:
1) Целостность – воспринимает предмет, как целое,
2) Осмысленность воспринимаемого объекта,
3) Избирательность – это преимущественное выделение одних объектов, по отношению к другим.
4) Объект и фон. Что нас интересует, на чем фокусируемся, является объектом. Фон все то, что окружает объект. Фон и объект может меняться местами.
5) Апперцепция – зависимость восприятия от опыта, знаний человека.
6) Константность – это относительное постоянство цвета, формы, величины при изменении расстояния, освещенности.
7) Иллюзия – ошибка восприятия.
Выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.
Поскольку сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности:
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка и кругозора на базе ближайшего окружения;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т. е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства.
У детей с отклонениями в развитии сенсорика отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Задержка развития отмечается уже с раннего возраста, поэтому все дети с ДЦП нуждаются в коррекционно-развивающей работе, которую необходимо начинать как можно раньше. Это объясняется некоторыми особенностями: у проблемных детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. У таких детей потребность в общении развивается очень медленно, иногда не возникает совсем. Характеризуется большими трудностями в поведении, отсутствием внимания, слабой и не координированной моторикой. Из-за нарушений коммуникативной функции такие дети испытывают трудности в общении друг с другом. Часто не воспринимают словесные инструкции, не могут действовать по подражанию и образцу, поэтому действия с предметами выполняются совмещено, т. е. взрослый действует с предметами руками ребенка.
Это побуждает психолога к постоянному поиску наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания (подбор развивающих игр, дидактического, стимульного и демонстрационного материала), созданию индивидуальных коррекционных маршрутов, направленных на максимальное развитие и реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Основной целью воспитательной работы в таких группах является коррекция психофизических дефектов, подготовка детей к школьному и трудовому обучению и к адекватному включению в окружающую социальную сферу. Чтобы помочь таким детям полнее воспринимать окружающий их предметный мир и тем самым реализовать программу социальной адаптации, очень важно уделять внимание развитию у детей умения различать предметы по их основным признакам, с учетом возможностей каждого ребенка.
Практическая часть
Большой трудностью в обучении является то, что таких детей трудно побудить к действиям и привлечь их внимание, поэтому большое значение необходимо уделять воспитанию внимания детей к предметам и действиям с ними путем игровых и эмоциональных приемов.
После того, как ребенок научился видеть предмет - учить фиксировать его внимание на одном изучаемом признаке — например, на величине. Величину ребенок учится различать практически. Пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. В процессе действий с игрушками проблемный ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное восприятие величины будет более точным.
Зная особенности детей, надо стараться вызвать у детей непроизвольный интерес, либо яркой игрушкой, либо звуком колокольчика, погремушки, музыкальной игрушки и т. п., чтобы можно было начать действие с предметом. Очень важно заинтересовать ребенка, вызвать желание играть с дидактическим материалом, создать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
При действиях с предметами используются разнообразные приемы руководства: вначале утвердительные формы предложений: «Это большой мяч», «Это маленький мячик» и т. п. Затем содержание в вопросе утвердительного ответа: «Это большой мяч? » (показывая на большой мяч) «А это маленький? » (при ошибке используется прием отрицания: «Это не большой, а маленький» и т. п.). Выбор предметов из двух контрастных величин. Цель этих упражнений - фиксировать внимание детей на величине предметов.
Из-за ограниченных возможностей детей, восприятие нового, подборка пособий на первый период работы была сделана так, чтобы в них был выделен только один признак - величина. Дети с отклонением в развитии часто не видят сходства или различия одного и того же предмета, поэтому приходится довольно долго работать в этом направлении. После того, как ребенок научился правильно выделять величину (это большой, это маленький, используются игры и упражнения с усложнениями).
Чтобы детям не надоедали однообразные упражнения, на одно задание используются разные пособия. К следующим упражнениям переходить тогда, когда ребенок полностью усвоит предыдущие упражнения. Важно, чтобы у детей возникали положительные эмоции при восприятии материала.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо - зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.
Для развития у ребенка восприятия формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.
Это такие практические действия, как:
наложение фигур,
прикладывание,
сопоставление элементов фигур,
обведение пальцем контура,
ощупывание,
рисование.
После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция. Можно обследовать предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон).
С трех лет ребенок отбирает фигуры по образцу, выполняет действие сопоставления с помощью таких операций, как группировка форм, прикладывание, положение, т. е. он может и не запоминать названия геометрических форм.
С четырех лет ребенок может запоминать название геометрических фигур.
Знакомство с разновидностями форм формирует эталон каждой формы в виде образа – представления, который помогает освоить операцию ощупывания, моделирования новых форм.
С пяти лет может распознавать формы зрительно, узнавать их в любом положении и сочетании, размере. Действие сопоставления он выполняет уже зрительно, без ощупывания манипулирования руками.
С шести лет ребенок сам начинает обследовать предметы, свободно вычленяет существенные детали любой знакомой формы, применяет свои умения к обследованию сложных форм, находит в них знакомые формы и их детали.
Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как:
наложение,
прикладывание,
ощупывание,
измерение,
группировка предметов по одинаковому признаку.
Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваивается ребенком самостоятельно, но на основе предыдущего параметра.
При восприятии каждого параметра осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а затем выполняются в уме с опорой на рисунок.
Поэтому для каждого параметра предлагаются по три типа игр:
- с предметами,
- с плоскими фигурами,
- с рисунками.
Для правильного определения величины у детей формируют умения:
· подбора одинаковых величин по образцу;
· различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
· расположения по возрастающей и убывающей величине;
· закрепления названий за предметами разной величины «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;
· сопоставления частей и деталей предмета по величине.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На 1 этапе ребенка учат сличению цветов.
На 2 этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На 3 этапе он сам называет тот или иной цвет.
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.
· Сначала дети осваивают цвет на примере 2-3 наиболее контрастных основных цветов (красный, желтый, синий).
· Затем учатся различать еще несколько цветов (оранжевый, зеленый, черный) учась подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. Вначале не нужно добиваться запоминания цвета. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляются белый и фиолетовый цвета.
· Голубой цвет ребенок начинает воспринимать с трех - четырех лет; с трех до пяти ребенок осваивает 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также белый и черный цвета.
Самая главная функция восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств.
Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:
конструирование предметов из составных элементов,
узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению,
обнаружение похожего и различного в предметах,
словесное описание предметов,
узнавание предметов по словесному описанию.
Игры и упражнения на развитие восприятия: «Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу-схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др.
Итог занятия. Рефлексия
Родители отвечают на вопросы:
ü Что беспокоит сейчас родителей?
ü Что хотели бы обсудить?
ü Ваши пожелания на следующую встречу.