Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель родительского собрания:
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи
· Познакомить родителей друг с другом.
· Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
· Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
Вступительное слово
- Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих будущих учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я, так как я только начинаю свой профессиональный путь и я очень надеюсь на Вас, на Ваше понимание, Вашу помощь и поддержку. Ведь без Вашего участия моя работа будет неэффективна. Именно от нашего сотрудничества зависит успех будущих первоклассников, их комфорт, обучаемость и обученность, воспитуемость и воспитанность. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.
2. Уважаемые родители, я прошу Вас сейчас заполнить анкеты, они необходимы для формирования социального паспорта. (заполняют анкету) — прил.1
Рассказ о себе, своих целях и задачах. Знакомство с родителями.
- Позвольте немного рассказать о себе. Меня зовут Дарья Анатольевна, я сама окончила эту школу и теперь решила вернуться сюда в роли преподавателя. Учителем я решила стать давно, это мой осознанный выбор и шла я к нему целенаправленно. Своей основной целью я ставлю создание трехстороннего сотрудничества: учитель-ученик-родитель. Мои задачи: воспитание разносторонне развитых личностей, формирование заинтересованности в познании, максимально уютных условий для первоклассников, а так же максимально облегчить адаптационный период, формирование дружного и устойчивого коллектива, не только детей, но и родителей.
- Теперь я передам шарик следующему родителю и Вы расскажите вкратце о себе и своем ребенке/детях (на шарике написан «план ответа»: ФИО родителя(ей), имя ребенка, ваши отличительные черты характера, чего ожидаете от классного руководителя).
Рассказ о программе «Школа России»
- Класс будет заниматься по программе «Школа России». Эта программа доступна, даёт хорошие вычислительные навыки, учит детей работать самостоятельно. Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - это воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. Соблюдается преемственность в содержании курса обучения между начальной школой и среднем звеном. С 2011 года все школы перешли на новые стандарты. Все учебники комплекта «Школа России» переработаны в соответствии со стандартами, к каждому учебнику идёт рабочая тетрадь.
- С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, первый учитель, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом Вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Конечно, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учиться вместе со своими первыми учениками, их родителями буду и я — для меня это бесценный опыт! Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
СПИСОК принадлежностей для 1-ого класса представлен на следующем листе.
Социализация и адаптация.
Ваш ребенок пошел в 1-й класс. Как вы думаете, уважаемые родители, как изменилась его жизнь, что нового появилось, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути?
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 19 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребенка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они “старались”. В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.
В этот же период жизни, в 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Для адаптации семилетнего ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми.
Давайте разберемся что такое адаптация в общем (примеры родителей).
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, а чаще еще и физическое, его отношение к школе и обучению.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников, так как никто, как мама и папа, не сможет поддержать и помочь ребенку в этот момент, по одной простой причине: я ваших деток пока еще не знаю, они ваши капельки и ВЫ знаете их как никто другой на свете. Поэтому, что бы максимально облегчить этот период, Вам необходимо запомнить следующие моменты:
1. Будите своего ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос, даже если у вас проблемы, постарайтесь ребенка оградить от негативных эмоций. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
2. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка, он еще совсем мал.
3. Не отправляйте ребёнка в школу без любимой игрушки или купленного талисмана (пусть у ребенка будет «друг»).
4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.д. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день, таким образом вы создадите условия для мотивации и ситуацию успеха.
5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте – это не займёт много времени.
6. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам (если же Вы очень волнуетесь и не находите себе места — лучше позвоните мне).
7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (в первом классе хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
8. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки» (это тоже своего рода акцент на режиме школы). Лучше, если они будут подвижными.
9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребёнку работать самому (так как в классе мне физически не успеть помочь каждому и ему приходится справляться самому). Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон; поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»); похвала (даже если не очень получается) необходимы – ситуация успеха. Никогда не сравнивайте своего ребенка со старшими братьями/сестрами или с его одноклассниками/друзьями!
10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то …», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Еще сложнее отучить ребенка от подобной системы «дам на дам», ребенок должен получать сюрпризы, но не в качестве «зарплаты» за проделанную работу.
11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент для ребенка важнее всего именно его дела, заботы, радости и неудачи.
12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с классным руководителем или школьным психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
13. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это показатели трудности учёбы — психосоматические проявления. В таком случае можно поговорить с самим ребенком, расспросить как у него дела с учебой, со взаимоотношениями в классе с ребятами, учителем. Если ребенок не говорит, можно опять таки обратиться к классному руководителю.
15. Учтите, что даже «большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день, и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
Рефлексия.
На каждом уроке мы с ребятами проводим рефлексию, т.е. даем самооценку. Сейчас попрошу заполнить последнюю анкету, эта анкета будет оценкой моей работы.
Спасибо за внимание!
Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель родительского собрания:
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи
· Познакомить родителей друг с другом.
· Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
· Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
Вступительное слово
- Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих будущих учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я, так как я только начинаю свой профессиональный путь и я очень надеюсь на Вас, на Ваше понимание, Вашу помощь и поддержку. Ведь без Вашего участия моя работа будет неэффективна. Именно от нашего сотрудничества зависит успех будущих первоклассников, их комфорт, обучаемость и обученность, воспитуемость и воспитанность. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.
2. Уважаемые родители, я прошу Вас сейчас заполнить анкеты, они необходимы для формирования социального паспорта. (заполняют анкету) — прил.1