Отрицание. утверждение. улыбка. голос

Лошадь легко приучается к трюкам: покачивание голо­вой, принимаемое как отрицание; помахивание головой, выражающее как бы согласие или приветствие; поднимание верхней губы, ассо­циируемое с улыбкой.

Тренируя отрицательный жест, дрессировщик, находясь сбоку от ло­шади, слегка дотрагивается хлыстом ее уха. Лошадь, уклоняясь от хлыста, начинает покачивать головой и постепенно приучается толь­ко по движению хлыста вверх к уху покачивать головой. Отрабатывая положительный и приветственный жест, дрессировщик ударяет слегка рукояткой хлыста по нижней губе. От удара лошадь взмахивает головой. Хваля и подкармливая ее, приучают выполнять это движение головой по команде дрессировщика и незначительному движению хлыста к нижней губе.

Для обучения «улыбке» используют какие-либо раздражители, из­дающие резкий запах, отчего лошадь поднимает и морщит верхнюю губу. Некоторые лошади сами любят поднимать губу, чем можно вос­пользоваться, отработав условный рефлекс на команду «Смейся!». Эти трюки отрабатывают с подкормкой, сначала в стойловых услови­ях, затем на манеже.

«СКУЛЬПТУРА»

Задача этой работы состоит в том, чтобы заставить ло­шадь или несколько лошадей оставаться неподвижными, сохраняя в течение необходимого времени различные позы, приданные им дрес­сировщиком.

Для создания «Скульптуры» наиболее подходят лошади светлосерой масти или альбиносы. Подбирают для этой работы спокойную лошадь в возрасте не моложе 8—10 лет.

До начала тренировки лошадь следует предварительно хорошо пого­нять, а затем поводить, чтобы она остыла. Дрессировщик становится около лошади и, держа ее за короткую лонжу, зацепленную за коль­цо удил, говорит спокойно с приказной интонацией «Стоять!», «Ти­хо!» и следит за тем, чтобы лошадь не шевелилась. При малейшем движении ее любой частью тела тут же нужно одернуть за лонжу и прикрикнуть на нее. Если лошадь простоит определенное время спокойно, не двигаясь, нужно каждый раз погладить, похвалить, дать подкормку.

Тренируя лошадь на спокойное стояние, постепенно начинают обу­чать разным позам и усложнять их, добиваясь полного спокойствия и необходимой продолжительности в выполнении их, сообразуясь и не превышая по времени физических возможностей лошади сохра­нять неподвижность в определенных позах. Номера в этом плане строятся на сочетании скульптурных поз ло­шади и человека, с одним артистом-дрессировщиком или с несколь­кими артистами, а также с несколькими лошадьми и другими живот­ными. Художественно-постановочное решение, композиция могут быть подсказаны литературным сюжетом, придуманы и заимствова­ны из произведений искусства скульптуры и живописи, из естест­венных жизненных красивых поз и движений. Высокое мастерство и в таком виде дрессировки в сочетании с постановочным решением, световым, музыкальным и материальным оформлением дают воз­можность создавать новые оригинальные номера.

«ПИРАМИДА»

В дрессировке «на свободе» «Пирамида» представляет собой трюковую фигуру из нескольких поставленных на задние но­ги вплотную одна за другой лошадей, опирающихся передними нога­ми на круп стоящей впереди лошади (рис. 66). Начинают обучать сперва двух лошадей. На первую лошадь надева­ют толстый мягкий чепрак, закрывающий спину и круп, необходи­мый при обучении для защиты от возможных ударов передними но­гами второй лошади почек и позвоночника первой. Второй лошади пристегивают за кольца удил две средние лонжи и надевают штрабаты на передние ноги.

отрицание. утверждение. улыбка. голос - student2.ru Рис.66

Первую лошадь ставят передними ногами на барьер, вторую подводят сзади вплотную к первой. По команде «Пирамида!» дрессировщик поднимает на задние ноги вторую лошадь и подводит к крупу первой лошади, направляя ее лонжами, одной из которых действует сам дрессировщик, другой — помощник, находящийся за барьером около ног первой лошади, устанавливает лонжами от штрабат ноги второй лошади на круп первой, следя все время за тем, чтобы она не двигала ногами и не била ими по крупу. Лошадей, поставленных в пирамиду - тут же оглаживают и дают им подкормку. По команде «Вниз!» дрессировщик разрешает опуститься и снова поощряет лошадей.

Таким методом обучают каждую лошадь отдельно, затем добавляя по одной, доводят группу в пирамиде до четырех лошадей, первая из которых стоит, опираясь передними ногами на барьер, а три — по­следовательно на крупы.

На представлениях лошадям не надевают страховочных чепраков, по­этому необходимо добиться того, чтобы все лошади ставили ноги аккуратно и спокойно опирались на круп, не били передними ногами. Если лошадь нервная, не поддается приучению к трюку, бьет нога­ми, то такую лошадь следует исключать из пирамиды для предотвра­щения травм почек и позвоночника и ушибов крупа другой лошади.

Наши рекомендации