Глава 6. серпантин и балансе
Рис.34
СЕРПАНТИН НА ПАССАЖЕ
Серпантин (или змейка) на пассаже исполняется лошадью в два следа вправо и влево со строго определенным количеством шагов в каждую сторону (рис. 34). Для правильного красивого перехода от движения с одной стороны на другую лошадь при исполнении серпантина должна делать только нечетное количество шагов в каждую сторону (три или пять). Начав серпантин влево, лошадь ставит влево ноги левой диагонали, затем правой, снова левой и, подняв диагонально расположенные ноги, выдерживает их несколько дольше и ставит в соответствующую диагональную сторону (например, вправо). Эта выдержка в воздухе диагональных ног перед переходом в новую сторону придает аллюру особую четкость и красоту.
На серпантине лошадь должна сохранять четкий темп пассажа. Обучить лошадь этому движению можно после усовершенствования пассажа на движении в два следа. Исполняется серпантин как при движении по прямой, так и при движении по кругу. В последнем случае для избежания однобокости его следует обязательно производить на обе стороны. Серпантин является хорошей подготовкой лошади для пиаффе и балансе.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Всадник, заставив лошадь идти пассажем, дает ей очень легкое «постановление» налево и усилением правого шенкеля за подпругой при достаточно сильной поддержке левого шенкеля заставляет лошадь пойти в два следа влево, сразу же ведя счет ее шагам. Это в значительной мере помогает всаднику чувствовать все движения ног лошади, без чего исполнение серпантина невозможно. Как только лошадь сделала три шага влево, всадник сильным нажимом шенкелей и легкой полуодержкой поводьев удерживает ее на некоторый момент в этом положении и тут же изменяет действия поводьев и шенкелей, то есть дает лошади легкое «постановление» вправо и, не ослабляя правого шенкеля, усиливает левый шенкель за подпругами. Если от такой перемены в действии поводьями и шенкелями лошадь, не сбиваясь с темпа пассажа, пошла им в два следа вправо, всадник оглаживает ее, переходит в шаг и все сказанное повторяет, начав движение в два следа вправо. Когда лошадь будет одинаково чисто исполнять переходы на пассаже в два следа от движения как слева направо, так и справа налево, дрессировщик может исполнять не по одному переходу, а по несколько переходов из стороны в сторону в каждой репризе, следя при этом за:
а) одинаковым количеством шагов как вправо, так и влево;
б) четкой выдержкой в момент перехода с одной стороны на другую:
в) сохранением ровного и правильного движения пассажем;
г) одинаковым «постановлением» головы лошади как влево, так и вправо.
Невыполнение последнего условия больше всего нарушает правильность движений. Слишком сильное постановление головы лошади при движении в два следа как на пассаже, так и на серпантине, не достигает цели, а, наоборот, тормозит движение плеча лошади при выносе его в сторону. Поэтому основным помощником всадника при исполнении серпантина являются шенкеля. Корпус всадника при серпантине играет роль стрелки весов, и его действия должны быть в высшей степени спокойными и осторожными.
Если, исполняя серпантин, лошадь отклоняется от прямой в одну сторону больше, чем в другую, значит, ее шаги не равны, и в одну сторону она забирает больше пространства, чем в другую. На это обстоятельство следует обратить внимание в самом начале обучения, чтобы не дать возможности ему укорениться.
Примечание. Часто дрессировщик сам не замечает, как, выезжая лошадь, он позволяет ей работать в одну сторону лучше, чем в другую, и это постепенно переходит у лошади в привычку и парализует развитие слабой стороны.
БАЛАНСЕ ЗАДНИМИ НОГАМИ
Эти движения представляют собой тип пассажа с перебрасыванием на каждом шагу задних ног из стороны в сторону. Таким образом, балансе отличается от пассажа тем,, что, согнув сильно в суставах заднюю ногу, лошадь ставит ее не под туловище, а в сторону. Балансе можно делать и на месте, в этом случае передние ноги исполняют пиаффе. Чем шире ставит лошадь задние ноги, тем больше эффект. Такое сильное бросание задних ног из стороны в сторону снижает то один, то другой бок лошади и, естественно, смещает корпус всадника то вправо, то влево. В целях большего сгибания поднятой ноги и более широкого отбрасывания всадник часто произвольно еще больше смещает свой корпус из стороны в сторону, помогая движению и как бы раскачивая круп лошади. При показе этого рода балансе правильным будет, когда корпус всадника остается спокойным и держится по отвесу (рис. 35).
Рис.35
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Научить лошадь исполнять балансе задними ногами можно различными способами: и в руках, и под седлом, и в пилярах. Принцип обучения остается одним и тем же при всех способах. Исполнение балансе для лошади легче, чем пиаффе или правильный пассаж, и она охотно начнет делать балансирующие движения задними ногами, как только поймет сущность предъявленных к ней требований. От четкости этих требований и будет зависеть успех обучения.
Прежде всего надо довести повороты в обе стороны на передних ногах до такой точности, чтобы наездник чувствовал на них переступание каждой ноги лошади и особенно переступание задних ног. Особое внимание надо сосредоточить на самом моменте перехода от движения задних ног с одной стороны в другую. Постепенно, уравнивая шаги в стороны, надо делать по три шага и, наконец, — по одному шагу в каждую сторону. Затем надо добиваться, чтобы, делая по одному шагу в каждую сторону, лошадь все дальше и дальше ставила ноги одна от другой, широко расставляя их и сгибая в суставах. Сгибания ноги перед ее выносом в сторону должны четко ощущаться всадником, так как этот бок лошади понижается. Здесь может быть применен с пользой длинный хлыст в руках дрессировщика, который он прикладывает к бедрам лошади в момент сгибания, усиливая его еще больше. Коснувшись концом хлыста ноги в момент ее наибольшего сгибания, хлыст должен мгновенно убираться от этого бока, чтобы лошадь могла вынести ногу в сторону. При тушировании по разным местам лошадь реагирует по-разному:
1. Туширование по плюсне вызывает большее сгибание путового сустава.
2. Туширование по нижней части бедер вызывает большее сгибание в скакательном суставе и поджимание ноги под корпус.
3. Туширование по средней части бедер вызывает раскачивание крупа.
В начале этой работы надо опустить шею и голову лошади ниже нормального, чтобы облегчить движение задних ног. Для усиления отбрасывания задних ног применяют прием бокового воздействия, то есть в момент откидывания задних ног влево вместе с действием правого шенкеля набирать повод этой же стороны. Соблюдение советов облегчает исполнение балансе и устанавливает центр вращения на передних ногах. Усилением шенкелей наездник переводит лошадь на рысь. Это сразу же облегчает исполнение лошадью балансе и делает его ритмичным. Балансе задними ногами можно исполнить при движении по барьеру траверсом, при движении по прямой и на месте. Исполнить балансе в положении траверс легче, чем по середине манежа, так как передними ногами лошади дает направление барьер. Все ошибки на балансе легко подметить при движении по прямой.