Глава 6. серпантин и балансе

Рис.34

СЕРПАНТИН НА ПАССАЖЕ

Серпантин (или змейка) на пассаже исполняется лошадью в два следа вправо и влево со строго определенным количеством шагов в каждую сторону (рис. 34). Для правильного красивого перехода от движения с одной стороны на другую лошадь при исполнении серпантина должна делать только нечетное количе­ство шагов в каждую сторону (три или пять). Начав серпантин влево, лошадь ставит влево ноги левой диагонали, затем правой, снова левой и, подняв диагонально расположенные ноги, выдержи­вает их несколько дольше и ставит в соответствующую диагональ­ную сторону (например, вправо). Эта выдержка в воздухе диагональ­ных ног перед переходом в новую сторону придает аллюру особую четкость и красоту.

На серпантине лошадь должна сохранять четкий темп пассажа. Обу­чить лошадь этому движению можно после усовершенствования пас­сажа на движении в два следа. Исполняется серпантин как при дви­жении по прямой, так и при движении по кругу. В последнем случае для избежания однобокости его следует обязательно производить на обе стороны. Серпантин является хорошей подготовкой лошади для пиаффе и балансе.

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Всадник, заставив лошадь идти пассажем, дает ей очень легкое «постановление» налево и усилением правого шенкеля за под­пругой при достаточно сильной поддержке левого шенкеля застав­ляет лошадь пойти в два следа влево, сразу же ведя счет ее шагам. Это в значительной мере помогает всаднику чувствовать все движе­ния ног лошади, без чего исполнение серпантина невозможно. Как только лошадь сделала три шага влево, всадник сильным нажимом шенкелей и легкой полуодержкой поводьев удерживает ее на неко­торый момент в этом положении и тут же изменяет действия по­водьев и шенкелей, то есть дает лошади легкое «постановление» впра­во и, не ослабляя правого шенкеля, усиливает левый шенкель за подпругами. Если от такой перемены в действии поводьями и шенке­лями лошадь, не сбиваясь с темпа пассажа, пошла им в два следа вправо, всадник оглаживает ее, переходит в шаг и все сказанное повторяет, начав движение в два следа вправо. Когда лошадь будет одинаково чисто исполнять переходы на пасса­же в два следа от движения как слева направо, так и справа налево, дрессировщик может исполнять не по одному переходу, а по несколь­ко переходов из стороны в сторону в каждой репризе, следя при этом за:

а) одинаковым количеством шагов как вправо, так и влево;

б) четкой выдержкой в момент перехода с одной стороны на другую:

в) сохранением ровного и правильного движения пассажем;

г) одинаковым «постановлением» головы лошади как влево, так и вправо.

Невыполнение последнего условия больше всего нарушает правиль­ность движений. Слишком сильное постановление головы лошади при движении в два следа как на пассаже, так и на серпантине, не достигает цели, а, нао­борот, тормозит движение плеча лошади при выносе его в сторону. Поэтому основным помощником всадника при исполнении серпанти­на являются шенкеля. Корпус всадника при серпантине играет роль стрелки весов, и его действия должны быть в высшей степени спо­койными и осторожными.

Если, исполняя серпантин, лошадь отклоняется от прямой в одну сторону больше, чем в другую, значит, ее шаги не равны, и в одну сторону она забирает больше пространства, чем в другую. На это об­стоятельство следует обратить внимание в самом начале обучения, чтобы не дать возможности ему укорениться.

Примечание. Часто дрессировщик сам не замечает, как, выезжая лошадь, он позволяет ей работать в одну сторону луч­ше, чем в другую, и это постепенно переходит у лоша­ди в привычку и парализует развитие слабой стороны.

БАЛАНСЕ ЗАДНИМИ НОГАМИ

Эти движения представляют собой тип пассажа с пере­брасыванием на каждом шагу задних ног из стороны в сторону. Та­ким образом, балансе отличается от пассажа тем,, что, согнув сильно в суставах заднюю ногу, лошадь ставит ее не под туловище, а в сто­рону. Балансе можно делать и на месте, в этом случае передние ноги исполняют пиаффе. Чем шире ставит лошадь задние ноги, тем больше эффект. Такое сильное бросание задних ног из стороны в сторону снижает то один, то другой бок лошади и, естественно, сме­щает корпус всадника то вправо, то влево. В целях большего сгиба­ния поднятой ноги и более широкого отбрасывания всадник часто произвольно еще больше смещает свой корпус из стороны в сторону, помогая движению и как бы раскачивая круп лошади. При показе этого рода балансе правильным будет, когда корпус всадника оста­ется спокойным и держится по отвесу (рис. 35).

глава 6. серпантин и балансе - student2.ru Рис.35

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Научить лошадь исполнять балансе задними ногами можно различными способами: и в руках, и под седлом, и в пилярах. Принцип обучения остается одним и тем же при всех способах. Исполнение балансе для лошади легче, чем пиаффе или правиль­ный пассаж, и она охотно начнет делать балансирующие движения задними ногами, как только поймет сущность предъявленных к ней требований. От четкости этих требований и будет зависеть успех обу­чения.

Прежде всего надо довести повороты в обе стороны на передних но­гах до такой точности, чтобы наездник чувствовал на них переступание каждой ноги лошади и особенно переступание задних ног. Осо­бое внимание надо сосредоточить на самом моменте перехода от дви­жения задних ног с одной стороны в другую. Постепенно, уравнивая шаги в стороны, надо делать по три шага и, наконец, — по одному ша­гу в каждую сторону. Затем надо добиваться, чтобы, делая по одному шагу в каждую сторону, лошадь все дальше и дальше ставила ноги одна от другой, широко расставляя их и сгибая в суставах. Сгибания ноги перед ее выносом в сторону должны четко ощущаться всадни­ком, так как этот бок лошади понижается. Здесь может быть применен с пользой длинный хлыст в руках дрессировщика, который он при­кладывает к бедрам лошади в момент сгибания, усиливая его еще больше. Коснувшись концом хлыста ноги в момент ее наибольшего сгибания, хлыст должен мгновенно убираться от этого бока, чтобы лошадь могла вынести ногу в сторону. При тушировании по разным местам лошадь реагирует по-разному:

1. Туширование по плюсне вызывает большее сгибание путового су­става.

2. Туширование по нижней части бедер вызывает большее сгибание в скакательном суставе и поджимание ноги под корпус.

3. Туширование по средней части бедер вызывает раскачивание крупа.

В начале этой работы надо опустить шею и голову лошади ниже нор­мального, чтобы облегчить движение задних ног. Для усиления от­брасывания задних ног применяют прием бокового воздействия, то есть в момент откидывания задних ног влево вместе с действием пра­вого шенкеля набирать повод этой же стороны. Соблюдение советов облегчает исполнение балансе и устанавливает центр вращения на передних ногах. Усилением шенкелей наездник переводит лошадь на рысь. Это сразу же облегчает исполнение ло­шадью балансе и делает его ритмичным. Балансе задними ногами можно исполнить при движении по барьеру траверсом, при движении по прямой и на месте. Исполнить балансе в положении траверс легче, чем по середине манежа, так как пе­редними ногами лошади дает направление барьер. Все ошибки на балансе легко подметить при движении по прямой.

Наши рекомендации