Перечень логопедических пособий

Подробное выявление недостатков речи позволяет обеспе­чить не только большую эффективность логопедических заня­тий, но и выбрать правильное направление коррекционного воздействия.

Психолого-педагогическое обследование дошкольников с речевой патологией, исправление дефектов речи осуществля­ются на материале, доступном возрасту и индивидуальным особенностям детей с учетом программного материала детского сада.

Логопед пользуется играми, имеющимися в методичес­ком кабинете детского сада, и дополнительно оформляет дидактический материал, необходимый ему и воспитателям на разных этапах работы с ребенком.

Нередко встречаются дети, речевая патология которых обуславливается снижением слуха или интеллекта. Поэтому в логопедическом кабинете должны быть предусмотрены пособия для обследования слуховой функции, интеллектуальной деятельности.

Недостатки речи касаются разных ее сторон и проявля­ются в неодинаковой степени. Поэтому обследование должно быть разносторонним: выявлять уровень развития связной речи, степень сформированности лексико-грамматических средств языка, звуковую сторону речи и фонематические про­цессы. При подборе дидактического материала выделяются и соответствующие разделы.

Пособия для обследования:

а) интеллекта;

б) слуха.

Пособия для развития (а в случае необходимости и обследования):

а) связной речи;

б) лексического запаса;

в) грамматического строя речи;

г) произношения;

д) фонематического восприятия.

Желательно включить в список необходимого оборудо­вания магнитофон, проигрыватель, магнитную азбуку.

Обследование интеллекта

Для проверки интеллектуального развития рекомендуется иметь следующие материалы:

а) лото с шариками;

б) пирамидки из 4-8 колец;

в) "почтовый" ящик;

г) кубики разного цвета и размера;

д) разрезные картинки разной конфигурации;

е) набор матрешек и полных кубиков;

ж) счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и др.);

з) лото "живое - неживое"; "бывает - не бывает" (сюжеты с элементами фантастики);

и) игра "Сравни и отличи" (наборы картинок типа: самолет - птица; кукла - девочка; солнце - лампа и т.д.);

к) наборы карточек на обобщающие темы.

В процессе обследования интеллекта не только выявля­ются знания ребенка, уровень развития познавательной деятельности, но и отмечается интерес к заданию, целенаправленность, умение продуктивно использовать помощь взрослых, перенос предложенных приемов при выполнении других видов упражнений.

Важно оценить критичность ребенка в отношении конечного ре­зультата работы. Предлагая различные варианты заданий, обра­щают внимание на способ решения задачи.

Счет и счетные операции

Проверяется: счет прямой, от заданного числа; умение определить количество предметов, разложить их парами; срав­нение количественных групп предметов, когда они находятся на различном расстоянии друг от друга и различны по величи­не; отбор предметов по принципу "столько - сколько", срав­нение смежных чисел, умение из неравенства сделать равенство (5 больше 4; если к 4 добавить 1, будет 5, поровну).

Эти задания доступны детям пятилетнего возраста.

"Четвертый - лишний"

Проверяется уровень обобщения ребенка, умение выде­лить ведущие признаки предмета. По каждому тематическому циклу рекомендуется изготовить 15-20 комплектов предмет­ных картинок, помогающих определить их сходство по общим признакам. Например:

кепка, фуражка, панама, платье;

шкаф, стол, стул, лампа;

машина, колесо, самолет, пароход;

светильник, солнце, лампочка, настольная лампа; нога, сапог, туфли, тапочки3.

Такие задания можно предлагать детям после 4-х лет.

__________________________________

3Более подробно аналогичные задания см. в пособии "Подготовка к школе детей с ОНР". М., 1992,

Разрезные картинки

Разрезные картинки подбираются разной сложности: поделенные пополам, на 3, 4, 5, 6 частей.

Перечень логопедических пособий - student2.ru

Перечень логопедических пособий - student2.ru

Дети с первично сохранным интеллектом после неболь­шого обучения складывают картинку из 2-х частей уже в 3-х летнем возрасте.

"Почтовый ящик"

В комплект этого пособия входят наборы разных гео­метрических фигур в двойном размере. Поэтому при выполне­нии задания важно отметить, насколько экономно действует ребенок, опуская фигуры в соответствующие прорези (под­бирает сразу 2 треугольника, 2 квадрата и т.д.). Правильно выбранный способ выполнения задания учитывается при оценке конечного результата работы. В норме с этим заданием дети справляются в 5 лет, а в 6 лет - действуют на основе только зрительного соотношения.

Обследование слуха

Проверка слуха осуществляется уже в период игровой дея­тельности ребенка. Пользуясь экраном, логопед называет ребен­ка по имени: сначала у затылка, затем у его правого и левого уха.

Затем - шепотом - предлагается взять названные игрушки. Они распределяются по принципу: слова низко- и высокочастотные:

ракета мышка

рыба спички

пароход чашка

волк зайчик

лопата часы

кукла шашки

В норме эти слова дети слышат на расстоянии 5-6 м. Кроме игрушек и картинок в кабинете должен быть набор звучащих предметов (колокольчик, барабан, бубен, дудочка, погремуш­ка, свисток) и "поющие" игрушки (петушок, птичка, соловей).

Развитие речи4 набор сюжетных картин и серии сюжетных картин для составления рассказов разной сложности

При этом используются комплекты: "Времена года", "Домашние и дикие животные", "Животные и их детены­ши", '"Детские забавы", "Мы играем" и т.д.

Подборка текстов для пересказа

Сюда включаются адаптированные рассказы Л.Толстого, К.Д.Ушинского, русские народные сказки и др.5

______________________________________

4Пособия, предложенные для обследования речи, успешно используются в дальнейшем в коррекционной работе.

5Необходимые тексты можно выбрать из "Дидактического материала" пособия "Подготовка к школе. Учись говорить правильно"/Л.П.Успенская, М.Б.Успенский. М., 1973.

Интересны для детей рассказы с небольшими иллюстраци­ями.

Перечень логопедических пособий - student2.ru

 

Наши рекомендации