Индивидуальные подгрупповые занятия

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нару­шения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в те­чение года периодически меняется. Это обусловлено динамичес­кими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Инди­видуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов слож­ного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артику­ляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая рабо­та включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, ы), наиболее доступ­ные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д.). Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуля­цией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательное их восприятие на слух, создав, таким образом, основу для са­мостоятельного появления в речи детей отсутствующих зву­ков, но и увеличить внятность речи в целом;

б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. После­довательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следую­щей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение на­чинается с з и б, в дальнейшем от звука з ставится звук ж, отб — д от д — т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, лого­пед имеет возможность подготовить детей к фронтальным за­нятиям.

Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляцион­ного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.

В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произно­шении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдель­ного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используются зрение, осязание и кинестетические ощущения.

При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

а) в открытых слогах (звук в ударном слоге):

са — сани су — сук

со — совы сы — сын

б) в обратных слогах: ос — нос;

в) в закрытых слогах: сас — сосна;

г) в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска;

д) в словах, где изучаемый звук находится в безудар­ном слоге: маска, киска, миска.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.

Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например:

са — ша ша—са саша шаса саш сош сашаса

саша шаса шас шос шасаша

В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.

Одновременно с постановкой звуков проводятся уп­ражнения по их различению на слух. Восприятие звука сти­мулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему разли­чению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приу­чают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатывае­мых звуках воспитывает активность и осознанность фонема­тического восприятия.

Фронтальные занятия

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя несколько эта­пов. Все они тесно связаны между собой и взаимообуслов­лены.

1 ЭТАПзакрепления правильного произношения изу­чаемого звука. При подборе лексического материала необ­ходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изу­чаемым звуком, при этом исключить по возможности де­фектные и смешиваемые звуки.

Рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (един­ственное и множественное число существительных, согласова­ние прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, состав­ление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В про­цессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определен­ные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

II ЭТАП дифференциации звуков (на слух и в произно­шении). Процесс овладения детьми произношением преду­сматривает активную мотивационно насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно про­износить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систем этические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

Подготовка к овладению грамотой

В процессе овладения, фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава сло­ва. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фоне­матического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.

1 период обучения

(сентябрь, октябрь, первые две недели ноября)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.

На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот — ль. Такая последо­вательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к слож­ным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную дея­тельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию, слухового восприятия.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учиты­вая возрастные особенности детей, все задания предлагают­ся в игровой форме.

Например, по правилам игры в "Эхо" дети делятся на две команды: 1-я произносит звуки а, у, и — громка; 2-я — эти же звуки — тихо. Или другая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зави­симости от их величины, одни дети произносят звуки длитель­но плавно, другие — отрывисто. Во время игры "Кто кого перетянет" детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя при этом длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее "дорожка". Играя в игру "Убери лишний звук", дети получают от ведущего символы гласных звуков. Логопед про­износит ряд из нескольких гласных звуков (ааау; иииои и т д.). Дети выстраиваются в определенной последователь­ности, а затем определяют, какой звук лишний и объясняют, почему. Можно предложить и более усложненный вариант, например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишний был звук и и т.д. Или игра "Звуки и грибочки". Один ребенок отбирает несколько грибков, а другой называет такое же ко­личество гласных. Все эти упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроиз­водить нужное количество звуков.

Отработка правильного произношения простых гласных звуков (ппь, т, ккь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие дан­ного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную пози­цию звука в слове (паук), затем конечную (паук). Мною внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та-ат, пу-уп-пу и г д. Эти слоги произносятся с разной интона­цией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например:

па, па, па

па, па, па

па па па

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. По­степенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Сюда вклю­чаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использова­нием различного дидактического материала. Например, игра "Кто самый внимательный?". На столе у детей лежат картин­ки. Логопед называет разные звуки: а, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра "Добавь пропущенное слово" (в нем должен быть звук т). Построили новый дом, а рядом сидит собака Том. Сидит дома девочка Тома.

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра ""Кто в домике живет?" Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем «расселя­ют» их в 3-х этажном домике. На первом этаже — картинки со звуком т в начале слова, на 2-м — в середине, на 3-м — в конце (Таня, кот, плита, коты, Том, утка, Тома, Тоня, боты, тыква, хата и т.д.).

Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к- анализу и синтезу обратных слогов (ат, aн,ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в "живые звуки", корда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (уп, ут и т.д.). В то же время их учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп — oп — от и т.д.).

Период обучения

(вторая половина ноября — первая половина февраля)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направ­ленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости и мягкости, глухости и звон­кости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвя­щается закреплению и дифференциации свистящих звуков (ссь, ззь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. На­пример, при закреплении правильного произношения звуков ссь, ззь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый ссуществительными 3-х родов; при отработке дифференциации звуков л — ль включались задания на пре­образование глаголов типа: гуляет — гуляли — погуляли; копает копали — выкопали и т.д.; звуков ы-и — на закреп­ление категории числа существительных: тыквы — кубики, боты — битки, коты —соки, лилии —липы и т.д.

На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: ль — ы — и, с, ссь, з, з-зь, с-з, сь-зь, и, б-п, ш, ж, с-ш, з-ш, з-ж, с —ш — з — ж. Количество занятий колеблется от 2-х до 3-х на каждый звук. В зависимости от индивидуальных особен­ностей детей, динамики их продвижения, логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.

В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Широко использу­ется фланелеграф. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.

Продолжается работа по закреплению навыков звуко­вого анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц-цу и т.д. В это же время детей учат опреде­лять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. В конце 2 периода обучения дети самостоятельно в уст­ной форме анализируют слоги типа са-со-су соединяют отдель­ные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобра­зуют их (са-су, цу-цо и т.д.). В то же время на практике ус­ваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение.

Период обучения

(февраль, март, апрель, май)

Индивидуальная работа проводится по мере необходи­мости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, ус­воении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их диф­ференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных выска­зываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными зна­чениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подби­рать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершен­ствованию практического навыка употребления и преобразо­вания грамматических форм (категории числа существитель­ных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструк­ций. Отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью.

На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными кружочками, согласные — синими. К концу 3 перио­да дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стече­нием согласных. В самостоятельной речи они должны дос­таточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предло­жений.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Период обучения

Звуки У, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь
Подготовка к звуковому анализу и синтезу Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из на­чала слова. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего со­гласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изме­нения одного звука от ут-ит.
Закрепление лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи Закрепление навыка употребления ка­тегории множественного числа суще­ствительных (утка-утки, конфета-кон­феты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты — боты, у Нины — конфеты, у Вовы — кубики, а у Толи — утки). Согласование притяжательных место­имений мой, моя, мое с существитель­ными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик, моя утка, кон­фета, мое окно). Категории числа и лица глаголов настоя­щего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного чис­ла (гуляли, пели, катали, купали, мы­ли). Составление предложений по демон­страции действий. Объединение этих предложений в ко­роткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме.  

Период обучения

Звуки Ль, йот, ы – и, с, сь, з – зь, ц, бп, ш, ж, с – ш, с- ш- з -ж
Подготовка к звуковому анализу и синтезу Дифференциация звуков на слух, вы­деление их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение глас­ного звука в положении после соглас­ного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су.
Закрепление лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи Закрепление навыка согласования при­лагательных с существительными в роде, числе падеже (синий пояс (зе­леный), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто, образования отно­сительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, мехо­вой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком, снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с сущест­вительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег-снежинка, снега — снежный — снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстра­ции действий, картине, вопросам. Рас­пространение предложений путем вве­дения однородных подлежащих, сказуе­мых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стек­лянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, ко­пали яму, поливали пионы, лилии, маки). Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту, Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений2

2Рекомендуется использовать дидактический материал.

Период обучения

Звуки Л, р, л – ль, р – рь, ль, л – р – р-, ч, щ, ч - щ
Звуковому анализу и синтезу Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их, среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, лара-лоро) Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова Индивидуальные подгрупповые занятия - student2.ru Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков.
Закрепление лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи Закрепление навыка образования уменьшительной формы существитель­ных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюк­венный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло — мылить, об­мылки, мыльница); приставочных гла­голов (машина поехала к дому, подъе­хала к дому, отъехала от дома, объ­ехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала) . Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным зна­чением (толстый - тонкий, короткий - длинный) . Образование существительных от гла­голов и наоборот (читать - читатель, чи­тательница; учить — учитель — учитель­ница, воспитывать — воспитательни­ца, пловец — плавать, летчик — летать; краснота — краснеть). Закрепление навыка употребления сло­жносочиненных предложений с разными придаточными (Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он оби­делся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; оречевление серии выпол­ненных действий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Одним из необходимых условий успешной работы логопеда является ведение четкой документации, позво­ляющей:

а) выявлять и регистрировать всех детей, нуждающих­ся в логопедической помощи;

б) фиксировать результаты психолого-педагогического обследования ребенка;

в) планировать этапы обучения;

г) отражать содержание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий;

д) определять преемственность в работе логопеда, воспитателя, родителей;

е) подводить итоги логопедической работы.

Правильно оформленная документация позволит более объективно оценить эффективность коррекционного обу­чения.

Наши рекомендации