Индивидуальные подгрупповые занятия
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, ы), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д.). Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательное их восприятие на слух, создав, таким образом, основу для самостоятельного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;
б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з ставится звук ж, отб — д от д — т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.
Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используются зрение, осязание и кинестетические ощущения.
При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
а) в открытых слогах (звук в ударном слоге):
са — сани су — сук
со — совы сы — сын
б) в обратных слогах: ос — нос;
в) в закрытых слогах: сас — сосна;
г) в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска;
д) в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например:
са — ша ша—са саша шаса саш сош сашаса
саша шаса шас шос шасаша
В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.
Фронтальные занятия
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
1 ЭТАПзакрепления правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
II ЭТАП дифференциации звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивационно насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систем этические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.
Подготовка к овладению грамотой
В процессе овладения, фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.
1 период обучения
(сентябрь, октябрь, первые две недели ноября)
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.
На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот — ль. Такая последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию, слухового восприятия.
В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Например, по правилам игры в "Эхо" дети делятся на две команды: 1-я произносит звуки а, у, и — громка; 2-я — эти же звуки — тихо. Или другая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зависимости от их величины, одни дети произносят звуки длительно плавно, другие — отрывисто. Во время игры "Кто кого перетянет" детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя при этом длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее "дорожка". Играя в игру "Убери лишний звук", дети получают от ведущего символы гласных звуков. Логопед произносит ряд из нескольких гласных звуков (ааау; иииои и т д.). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и объясняют, почему. Можно предложить и более усложненный вариант, например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишний был звук и и т.д. Или игра "Звуки и грибочки". Один ребенок отбирает несколько грибков, а другой называет такое же количество гласных. Все эти упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков.
Отработка правильного произношения простых гласных звуков (ппь, т, ккь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове (паук), затем конечную (паук). Мною внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та-ат, пу-уп-пу и г д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например:
па, па, па
па, па, па
па па па
Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Сюда включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра "Кто самый внимательный?". На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: а, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра "Добавь пропущенное слово" (в нем должен быть звук т). Построили новый дом, а рядом сидит собака Том. Сидит дома девочка Тома.
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра ""Кто в домике живет?" Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем «расселяют» их в 3-х этажном домике. На первом этаже — картинки со звуком т в начале слова, на 2-м — в середине, на 3-м — в конце (Таня, кот, плита, коты, Том, утка, Тома, Тоня, боты, тыква, хата и т.д.).
Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к- анализу и синтезу обратных слогов (ат, aн,ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в "живые звуки", корда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (уп, ут и т.д.). В то же время их учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп — oп — от и т.д.).
Период обучения
(вторая половина ноября — первая половина февраля)
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 3 раза в неделю.
На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости и мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (ссь, ззь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков ссь, ззь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый ссуществительными 3-х родов; при отработке дифференциации звуков л — ль включались задания на преобразование глаголов типа: гуляет — гуляли — погуляли; копает копали — выкопали и т.д.; звуков ы-и — на закрепление категории числа существительных: тыквы — кубики, боты — битки, коты —соки, лилии —липы и т.д.
На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: ль — ы — и, с, ссь, з, з-зь, с-з, сь-зь, и, б-п, ш, ж, с-ш, з-ш, з-ж, с —ш — з — ж. Количество занятий колеблется от 2-х до 3-х на каждый звук. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.
В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Широко используется фланелеграф. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.
Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц-цу и т.д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. В конце 2 периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.). В то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение.
Период обучения
(февраль, март, апрель, май)
Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью.
На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными кружочками, согласные — синими. К концу 3 периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.
Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Период обучения
Звуки | У, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу | Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука от ут-ит. |
Закрепление лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты — боты, у Нины — конфеты, у Вовы — кубики, а у Толи — утки). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик, моя утка, конфета, мое окно). Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купали, мыли). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме. |
Период обучения
Звуки | Ль, йот, ы – и, с, сь, з – зь, ц, бп, ш, ж, с – ш, с- ш- з -ж |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу | Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су. |
Закрепление лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи | Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто, образования относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком, снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег-снежинка, снега — снежный — снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стеклянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки). Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту, Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений2 |
2Рекомендуется использовать дидактический материал.
Период обучения
Звуки | Л, р, л – ль, р – рь, ль, л – р – р-, ч, щ, ч - щ |
Звуковому анализу и синтезу | Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их, среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, лара-лоро) Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков. |
Закрепление лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи | Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло — мылить, обмылки, мыльница); приставочных глаголов (машина поехала к дому, подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала) . Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый - тонкий, короткий - длинный) . Образование существительных от глаголов и наоборот (читать - читатель, читательница; учить — учитель — учительница, воспитывать — воспитательница, пловец — плавать, летчик — летать; краснота — краснеть). Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; оречевление серии выполненных действий. |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Одним из необходимых условий успешной работы логопеда является ведение четкой документации, позволяющей:
а) выявлять и регистрировать всех детей, нуждающихся в логопедической помощи;
б) фиксировать результаты психолого-педагогического обследования ребенка;
в) планировать этапы обучения;
г) отражать содержание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий;
д) определять преемственность в работе логопеда, воспитателя, родителей;
е) подводить итоги логопедической работы.
Правильно оформленная документация позволит более объективно оценить эффективность коррекционного обучения.