Раздел v. фронтальные уроки по развитию слухового восприятия и коррекции произношения

Фронтальные уроки по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводятся учителем-дефектологом в кабинете слуховой работы в соответствии с расписанием. Продолжительность урока – 45 минут. Содержание фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и обучению произношению включает три раздела:

1) развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями;

2) развитие слухового восприятия с помощью речи;

3) автоматизация и коррекция произносительных навыков.

В отдельных случаях в процессе фронтального урока может осуществляться работа только по восприятию на слух речи или неречевых звучаний.

М.А. Данилов и Б.П. Есипов выделяют следующие типы фронтальных уроков:

1) комбинированные уроки, направленные на проверку ранее усвоенного учащимися материала, восприятие ими новых знаний и первоначальную работу над закреплением этих знаний;

2) уроки, целью которых по преимуществу является ознакомление учащихся с новым материалом;

3) уроки, имеющие основной целью закрепление знаний учащихся;

4) уроки, направленные на закрепление умений и навыков путем упражнений;

5) контрольные, проверочные уроки.

Структура фронтального урока определяется его типом, темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала и может быть различной. Л.П. Назарова определяет структуру фронтального урока следующим образом:

I. Установка режима усиления. Учитель-дефектолог предлагает детям надеть телефоны и установить регулятор громкости на соответствующий уровень. Затем предъявляет учащимся для восприятия несколько слов, чтобы убедиться, что дети хорошо воспринимают речь.

II. Перекличка учащихся. Может осуществляться на слухо-зрительной или слуховой основе. Учащимся для восприятия (различения, опознавания) предъявляются их имена (фамилии).

III. Организация деятельности учащихся: сообщение темы и плана урока.

IV. Различение неречевых звуков.

V. Физкультминутка.

VI. Различение речевого материала.

VII. Закрепление материала (игры, кроссворды, слуховые диктанты).

VIII. Организация окончания занятия.

На фронтальных уроках практически в равном соотношении используются слухо-зрительное и слуховое восприятие. При работе с глухими детьми первичным является слухо-зрительное восприятие. На слух материал предъявляется только в том случае, когда сформировано умение учащихся различать его с использованием зрения. Слабослышащим учащимся материал сразу предъявляется на слух. Слухо-зрительное восприятие неречевых звучаний и речи может использоваться в виде помощи.

В процессе фронтальных уроков используются различные формы речи: устная, письменная, дактильная. Их соотношение будет зависеть от этапа работы над темой. Так, при первичном предъявлении глухим учащимся речевого материала и в процессе его закрепления рекомендуется использовать все перечисленные формы речи. В дальнейшем весь знакомый речевой материал предъявляется учителем-дефектологом только устно. Если у учащихся возникают затруднения в восприятии, устная речь подкрепляется дактильной, а затем этот же речевой материал снова предлагается учащимся устно.

При отборе речевого материала для фронтальных уроков соблюдаются те же принципы, что и для индивидуальных занятий. На занятиях, предусматривающих работу над фонетической структурой речи, различными сторонами ритмико-интонационной структуры, часть материала отбирается в соответствии с фонетическим принципом.

Одним из основных требований к фронтальным урокам является смена видов работ и видов деятельности (чередование менее самостоятельных и более самостоятельных видов работ, включение элементов занимательности).

При планировании материала на учебную четверть учитель опирается на следующие документы:

- программу развития слухового восприятия;

- программу коррекции произношения;

- сведения о состоянии слуха и усвоении произносительных навыков учащимися данного класса.

Особенностью фронтальных уроков является то, что они, как правило, являются не однотемными. Тема урока должна соответствовать программным требованиям, быть четко сформулирована и отдифференцирована от задач.

Планирование уроков должно отвечать ряду требований:

1) каждый урок должен представлять собой нечто целое, законченное и в то же время находиться в тесной связи с предыдущим и последующим уроками;

2) связь уроков с индивидуальными занятиями должна быть двусторонней: первичные произносительные умения, приобретенные на индивидуальных занятиях, закрепляются на фронтальных уроках в процессе выполнения тренировочных упражнений и наоборот, сведения, полученные на уроках, закрепляются на индивидуальных занятиях;

3) важно, чтобы до составления плана каждого отдельного урока была продумана в общих чертах вся система уроков по данной теме.

Поскольку в каждом классе могут быть дети с различными остатками слуха, у учителя-дефектолога возникают трудности при организации фронтальной работы по развитию речевого слуха (определении способов предъявления материала, последовательности опроса учащихся). В этих случаях рекомендуется опрашивать детей по одному, начиная с более слабых (чтобы исключить ориентировку на ответы лучше слышащих). Целесообразно организовывать взаимопомощь, когда лучше слышащие ученики по просьбе учителя слухо-зрительно предъявляют воспринятый материал однокласснику, указывают на соответствующую картинку и т.д.

Вопросы и задания

1. Раскройте специфику проведения фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и коррекции произношения при работе с глухими и слабослышащими школьниками.

2. Должен ли учитель-дефектолог при проведении фронтальных уроков учитывать индивидуальные особенности учащихся? Аргументируйте свой ответ.

3. Охарактеризуйте преемственность в работе по развитию слухового восприятия и коррекции произношения на индивидуальных занятиях и фронтальных уроках. Приведите конкретные примеры.

4. Перечислите требования к планированию фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.

5. Составьте схему анализа фронтального урока по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.

РАЗДЕЛ VI. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ

Одним из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения. В связи с этим важно, чтобы развитие слухового восприятия и коррекция произношения осуществлялись не только на специальных занятиях, но и в процессе общеобразовательных уроков и во внеклассное время.

Наши рекомендации