А.В.Ястребова, Л.Ф.Спирова, Т.П.Бессонова

Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение, совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова

Комплектование групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова

Организация коррекционной педагогической работы..............85

Г.А.Каше, Т.Б.Филичева

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)

Т Б.Филичева, Г.В.Чиркина

Программа коррекционного обучения

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

Обучение на занятиях

II. Общее недоразвитие речи

Р.Е.Левина

Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом

Л.Ф. Спирова, Р.И.Шуйфер

Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи

НА.Никашина

Формирование речи при ее недоразвитии

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

Основные направления коррекционной работы

Н.С.Жукова

Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии

Т Б.Филичева

Четвертый уровень недоразвития речи

Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова

Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Т.Б.Филичева

Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи

А.В.Ястребова

Содержание и приемы коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (1 класс)

Т.Б.Филичева

Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи

Логопедическая работа с детьми первого-второго уровней речевого развития

Логопедическая работа с детьми третьего уровня речевого развития

Логопедическая работа с детьми четвертого уровня речевого развития

В.П.Глухов

Методика обучения детей с ОНР рассказыванию.

Т.В.Туманова

Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ш. Речевые расстройства при интеллектуальных и сенсорных нарушениях (сложный речевой дефект)

Нарушения речи и их коррекция при умственной отсталости и задержке психического развития

М.Е.Хватцев

Особенности речевых недостатков и логопедической работы у умственно отсталых и слепых детей

О.В.Правдина

Организационно-методические указания для логопедов вспомогательной школы

Р.И.Лалаева

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей

Нарушения речи и их коррекция у детей со снижением слуха

О.В.Правдина

Методика логопедической работы (при снижении слуха

Л.ГПарамонова

Методические рекомендации по использованию дифференцированных приемов коррекционного воздействия при разных формах нарушения звукопроизношения

у слабослышащих.

Нарушения речи и их коррекция у детей с дефектами зрения

М.Е.Хватцев

Логопедическая работа со слепыми

Л.С. Волкова

Методика логопедического исследования речи слепых и слабовидящих дошкольников (изучение речевых и неречевых параметров

Л.С.Волкова

История вопроса о становлении речи, ее нарушениях и коррекции у детей с глубокими дефектами зрения

Л.С.Волкова

Как научить слепого ребенка говорить

Памяти Розы Евгеньевны Левиной

посвящается

Введение

В книге представлены материалы по проблемам общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития и речевым расстройствам при интеллектуальных и сенсорных нарушениях (сложном речевом дефекте). Ранее такие тексты и извлечения из авторских работ не включались в учебные пособия хрестоматийного характера. Однако авторы и составители убеждены, что студентам дефектологических факультетов и логопедам крайне необходима литература, в которой классики логопедии и современные ученые представляют результаты своих подлинно научных изысканий по проблемам таких распространенных речевых нарушений, как общее недоразвитие речи и фонетико-фонематические нарушения. В литературе подобного рода остро нуждаются и работники таких детских садов и центров диагностики, коррекции, которые специализируются на наиболее раннем распознавании и методической работе по устранению данной речевой патологии.

Студентам и логопедам сложно найти исследования и материалы, которые были созданы в лаборатории логопедии НИИ дефектологии, руководимой доктором психологических наук, профессором Р.Е.Левиной. В настоящей книге они нашли достойное место и, несомненно, будут необходимы студентам и логопедам для дальнейшего совершенствования работы в детских учреждениях специального образовательного типа.

В предлагаемом учебном пособии представлены и авторские материалы (тексты и извлечения), в которых определяется содержание логопедического обследования и коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальные и сенсорные нарушения. Специалистами признано, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Они оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью и на эффективность их обучения. В настоящее время имеется весьма незначительное количество литературы, в которой отражены современные представления о нарушениях речи и специфике их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью. В публикуемых исследовательских материалах раскрывается общая характеристика нарушений речи у таких детей и особенности логопедической работы с ними. Авторские материалы дают основания судить о том, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, затрагивают все компоненты речи. По этой причине логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.

В специальной литературе отмечается наличие у слабослышащих детей многочисленных и стойких дефектов звукопроизношения. В качестве причины в большинстве случаев указывается на неполноценность слухового восприятия с раннего детства. Рекомендации сводятся к использованию всех анализаторов, но не даются дифференцированные методики. Все это касается учащихся II-го отделения школ слабослышащих. Исследований и методических пособий по выявлению и коррекции звукопроизношения у учащихся 1-го отделения не существовало (до работ Л.Г.Парамоновой). Все методические приемы, представленные в авторских работах данной книги, «живут» при условии их органического включения в целостную речевую деятельность слабослышащего ребенка.

Нарушения устной речи у детей с глубокими дефектами зрения встречаются гораздо чаще, чем у нормально видящих детей. Такие нарушения зачастую, как показывают авторские работы, своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре, вследствие чего требуют и специфической коррекционной работы. Однако до сих пор нет достаточного количества исследовательского и методического материала, используя который логопед мог бы осуществлять всестороннюю работу по выявлению системных нарушений речи и комплексной их коррекции у детей с дефектами зрения.

В данном пособии систематизирован тот материал, который был разработан авторами этой книги совместно с логопедами, тифлопедагогами детских садов для детей с глубокими дефектами зрения и учителями специальных школ для слепых и слабовидящих детей.

Материалы, представленные в данном разделе учебного пособия, свидетельствуют о широкой распространенности специфических проявлений речевых нарушений как у детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью, так и у детей, имеющих нормальное развитие. Мы надеемся, что публикуемые авторские работы позволяют судить об этих общих и частных закономерностях в проявлении речевых нарушений и их коррекции в процессе логопедического воздействия.

Издание адресуется студентам, логопедам, воспитателям и учителям для использования его в учебном процессе и практической логопедической работе.

Л .С. Волкова


Наши рекомендации