Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
Известно, что положительная мотивация значительно стимулирует деятельность. Исследованиями установлена зависимость эффективности деятельности от силы мотивации: чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности (закон Йеркса – Додсона). Однако такая связь сохраняется лишь до определенного предела: если по достижении оптимального уровня сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает снижаться.
Сформулированная тенденция характеризует не все виды мотивации. Например, она не распространяется на познавательную мотивацию. Постоянное нарастание силы познавательной мотивации не только не приводит к снижению результативности учебной деятельности, но, во многом, обеспечивает продуктивную творческую активность личности, в частности, ученика, в процессе обучения.
Применительно к ситуации начального обучения можно говорить о том, что дети, испытывающие положительные эмоции по отношению к ситуации обучения, желающие посещать школу и учиться, понимающие, для чего они это делают, успешнее справляются с учебными заданиями: меньше сил затрачивают на усвоение материала, легче справляются с упражнениями, спокойнее выполняют контрольные задания.
Именно поэтому с самого первого момента обучения учителю необходимо особое внимание обращать на формирование мотивационной стороны деятельности ребенка. Помочь в этом может:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности детей (особые формы организации процесса обучения (игры, экскурсии, предметные уроки и др.);
- чередование фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке и во внеурочное время);
- оценочная деятельность и другие методы стимуляции активности, применяемые в процессе обучения данной группы детей;
- стиль педагогического общения учителя и его личность, как педагога, в целом (гибкость, способность к эмпатии, не формальность в общении, уверенность в себе, уравновешенность, превалирующий положительный эмоциональный фон настроения и т.д.).
В целом работа по формированию мотивации представляет собой поэтапный процесс. Его реализация требует систематическую, планомерную работу. Вместе с тем реализация описанных ниже этапов не требует от педагога значительных затрат времени и следовательно не нарушает обычного течения процесса обучения. От учителя требуется лишь взглянуть на традиционную организацию своей работу с точки зрения ее модернизации согласно задачам формирования мотивационного компонента учебной деятельности.
Подготовительный этап предполагает установление контакта педагога с классом. Особое значение он приобретает в начале обучения, т.е. в момент первых встреч класса и учителя. Однако, учитывая особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью, временное прерывание систематической работы ребенка с учителем (болезнь учителя или школьника, выходные, каникулы, начало учебного года и т.д.) может потребовать дополнительной работы по восстановлению утраченных связей.
Основными направлениями работы на данном этапе являются:
1. Формирование у школьников понимание руководящих функций учителя в процессе обучения.
2. Проявление к детям ровных, дружелюбных и непредвзятых отношений.
3. Формирование в классе уважительных отношений среди детей.
4. Достижение взаимопонимания в отношениях учителя с родителями.
5. Установление отношений доверия между детьми и учителем.
Первый этап связан с началом обучения, введением новой учебной дисциплины, переходом к новой теме. На этом этапе важно добиться возникновения положительного рабочего настроя, обеспечивающего формирования учебной мотивации. Здесь возможны различные подходы: учитель может использовать каждое из предложенных ниже направлений самостоятельно или весь комплекс вместе. Выбор зависит от конкретной ситуации обучения, особенностей детей, целевых установок учителя.
Направления работы на первом этапе:
1. Обеспечение ярких представлений детей о своих предыдущих успехах.
2. Создание ситуации для проявления желания узнать что-то новое, полнее познакомиться с изучаемыми явлениями, увидеть перспективы своей работы.
3. Формирование представления о личной значимости изучаемого материала для ребенка (его положения в классе, успешность в обучении, адаптации в жизни и т.д.).
Второй этап предполагает закрепление возникшей мотивации в процессе взаимодействия учителя и учеников в процессе решение конкретных учебно-познавательных задач.
Направления работы в данном случае могут быть представлены следующим образом:
1. Формирование заинтересованности деятельностью, вводя разные варианты работы. Это способствует снятию возникающего в процессе обучения напряжения, обеспечивает изучение объекта разными способами, дает возможность использовать предпочитаемую каждым ребенком деятельность (рисование, лепку, решение примеров или неравенств, написание изложений или списывание, чтение «про себя» или по ролям, и т.д.), т.е. обеспечивает индивидуальный подход как с точки зрения сложности материала, так и с точки зрения его интересности для каждого ребенка, позволяет соединять в работе индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
2. Введение самостоятельных работ с целью формирования умения следовать поставленной цели, осуществлять контроль за своей деятельностью, обращаться за помощью и т.д.
3. Использование элементов или имитации поисковой деятельности, что позволяет формировать у детей уверенность в своих силах, ощущение себя как ценного участника процесса познания.
Третий этап предполагает формирования мотивации завершения и связан с итогом конкретного занятия, повторением в конце четверти, подготовкой итоговых внеклассных мероприятий, участием в четвертных, годовых, диагностических контрольных работах.
Особое внимание на данном этапе обращается на следующие направления работы:
1. Обеспечение формирования у школьников представлений о позитивном характере собственной деятельности.
2. Формирование позитивного настроя на дальнейшую деятельность.
3. Формирование адекватного восприятия себя и детей.
4. Привитие умения адекватно реагировать на оценочную деятельность учителя и одноклассников.
Таким образом, формирование мотивации учения предполагает в первую очередь создание положительного эмоционального фона обучения, нейтрализацию негативных представлений и предыдущего опыта обучения или воспитания, организацию ситуаций обучения, вызывающих интерес детей, и, в дальнейшем, формирование понимания общественного и личностного значения учебной деятельности. В этой работе большое значение имеет особая организация взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения, доброе и внимательное индивидуальное отношение к каждому ребенку со стороны учителя, установление контакта и взаимопонимания с семьей ребенка, формирование уважительных, дружеских отношений в коллективе одноклассников.
На формирование учебной мотивации большое влияние оказывает привлечение родителей к активному участию в жизни ребенка, установление доверительных товарищеских отношений между родителями и учителем, формирование у школьника положительного отношения к учителю и его встречам с родителями. Для этого, наряду с родительским собраниями, полезно организовывать анкетирование родителей, экскурсии по школе, знакомство с информационными проспектами (сборником, информационными папками, стендами и т.д., посвященными школе), групповые и индивидуальные консультации классного руководителя и специалистов, участие родителей в учебной и внеклассной работе.
Наряду с некоторыми из вышеперечисленных вариантов работы с родителями и учащимися, создание полноценного коллектива одноклассников предусматривает формирование навыков общения школьников и доброжелательного отношения детей друг к другу. Работу в этом направлении значительно осложняет разнообразие нарушений общения и эмоциональной сферы детей, а также характер семейного воспитания. Для их преодоления необходимо сформировать у ребенка желание участвовать в коллективных мероприятиях, научить доброжелательному отношению к одноклассникам и учителям, развить потребность делить свои успехи и неудачи с друзьями.
Положительное влияние в этом направлении оказывает организация учебной работы на уроках и при подготовке домашних заданий в парах (с постоянным и меняющимся составом), использование групповой организации учебного труда и коллективной деятельности школьников. Действенными в этом плане являются: выполнение коллективных работ на уроках труда и рисования, совместное изготовление наглядных пособий для уроков, подготовка к проведению открытых уроков, праздников, выставок детских работ. Большой интерес детей и их активность, вызывают совместные занятия с учениками других классов («Особый ребенок», младших, старших, из одной параллели) или мероприятия, проводимые для гостей школы.
Использование изобразительной деятельности учащихся также позволяет решать задачу коррекции представлений учащихся о школе и формировать положительную мотивацию и дружный коллектив класса. Для этого полезно проводить уроки, объединенные в единый тематический комплекс, включающий уроки по различным учебным дисциплинам. Работы, выполненные учащимися на этих уроках, могут объединяться в сборники или тематические выставки.
Объединяющим звеном всей вышеописанной работы должен стать учет типологических и индивидуальных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью и специфики их учебной деятельности, о которой мы говорили выше. Поэтому в работе с данной категорией детей большое внимание следует уделять подбору соответствующих возможностям детей заданий, использованию, предпочитаемой детьми деятельности, своевременному, желательно, предварительному оказанию им помощи и формированию у самих детей умений помогать и обращаться за помощью к учителю, детям, учебнику, справочной литературе и т.д.