Процедура проведения обследования

На современном этапе развития психолого-педагогической диагностики наиболее достоверной считается организация исследований комплексного характера, в задачи которого входит изучение явления с различных сторон и с помощью нескольких методов. Такой подход к организации изучения состояния ребенка обеспечивает максимальное приближение его результатов к реально существующей ситуации. Для этого целесообразно организовать с одной стороны психолого-педагогический эксперимент, с другой - наблюдение за самостоятельной учебной деятельностью учащихся в процессе обучения. Полученную информации полезно сопоставить с данными бесед, опросов или анкетирования специалистов, работающих с детьми и родителей, изучение личных дел детей, дневников наблюдений и другой документации, изучение продуктов детской деятельности.

Опыт проведения диагностической работы позволил выделить ряд этапов комплексного изучения особенностей учебной деятельность ребенка, обучающегося в коррекционной школе.

1. Изучение документации, (характеристика, заключение ПМПК, заключение психолога, тетради и другие работы ребенка (если они есть)), сбор предварительных данных (ФИО, возраст, тип школы, год обучения, класс, особенности предыдущего опыта обучения и воспитания, особенности социального окружения ребенка, состав семьи и т.д.)

2. Изучение особенностей учебной деятельности с помощью экспериментальных методик.

3. Наблюдение за ребенком в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроке.

4. Сбор дополнительных данных с помощью других методов исследования.

5. Анализ полученных данных, определение уровня сформированности учебной деятельности и специфических ее особенностей у каждого ребенка.

6. Подбор и реализация системы методических приемов, направленных на формирование учебной деятельности, поэтапная диагностика ее изменений, совершенствование выбранной системы коррекционной работы согласно полученным результатам обследования.

7. Итоговая диагностика, составление рекомендаций для дальнейшего обучения ребенка.

Предложенная последовательность этапов в работе может варьироваться исходя из специфики конкретных задач и условий обследования. Однако, в любом случае, целесообразно придерживаться логики, как в выборе, так и в чередовании отдельных этапов своей работы.

Так, изучение исследователем общей картины состояния учебной деятельности нескольких групп детей предполагает использование всего комплекса предлагаемых методов в приведенной выше последовательности. В этом случае целесообразно обработать результаты с использованием методов математической статистики, графически оформить результаты исследования (составить и проанализировать таблицы, графики, диаграммы, обобщающие полученные количественные данные).

Учителю чаще всего важно тщательно провести наблюдение за ребенком, группой детей или всем классом, проанализировать его результаты. При необходимости можно дополнить их с помощью всего комплекса или отдельных экспериментальных методик, других методов обследования. Полученные данные можно обобщить с помощью выявления ступеней и уровней сформированности отдельных компонентов и всей учебной деятельности, определения индивидуального и среднего коэффициентов владения учебной деятельностью, составление «профилей» по результатам обследования одного ребенка и всего класса.

Задачи работы школьного психолога предполагают сбор достоверной информации о состоянии учебной деятельности конкретного ребенка, чтобы именно для него подобрать более эффективные методы взаимодействия в процессе обучения. Для этого следует понаблюдать за ребенком на уроке и, опираясь на полученные данные, использовать для уточнения другие методы исследования.

Специфика задач и организации работы специалистов ПМПК в большей мере предполагает использование экспериментальных методик , а также анализа документов и продуктов деятельности детей.

Вне зависимости от конкретных задач обследования детей нужно учитывать следующие немаловажные моменты:

- разные дети в виду индивидуальных психофизических особенностей и подготовленности к обучению по-разному будут выполнять экспериментальные задания и вести себя в ситуации самостоятельной учебной деятельности, поэтому важно одновременно использовать не менее двух методов обследования;

- появление положительных и отрицательных сдвигов в уровне сформированости учебной деятельности в процессе обучения возможно в разные периоды, что требует систематичности в отслеживании изменений;

- чаще чем раз в год предъявлять экспериментальные методики не целесообразно в виду возможного появления эффекта «обучаемости» экспериментальным заданиям, поэтому при необходимости более частых срезов полезно использовать наблюдение за детьми в процессе обучения (расширив при необходимости его программу) и другие методы сбора информации.

Ниже мы несколько подробнее остановимся на некоторых замечаниях по процедуре проведения отдельных этапов обследования.

Содержание и оценка экспериментальных заданий

Обследования учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью предполагает реализацию следующих задач:

-охарактеризовать состояние мотивационного компонента учебной деятельности;

- определить наличие системы знаний, составляющих содержательную сторону поведенческих и общих учебных действий, а также начальных логических операций;

- выявить особенности операционной стороны начальных логических операций, общих учебных и поведенческих действий.

Обследование учащихся целесообразно проводить в первые недели учебного года до начала их систематического обучения. Экспериментальные задания предлагаются детям в процессе индивидуальных и групповых встреч. Ребенку дается инструкция и время для выполнения работы. Если ученик испытывает затруднения, то ему полезно оказывать помощь (подбадривание, указательные жесты, наводящие вопросы, дополнительное разъяснение инструкции, выполнение действия по подражанию или совместных с педагогом действий). Это поможет «увидеть» зону ближайшего развития ребенка, охарактеризовать особенности умения обращаться и принимать предложенную помощь, корректировать свои действия.

Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол (приложение 2). Собранные таким образом данные удобны в дальнейшей количественной обработке и качественном анализе.

Одним из наиболее важных, на наш взгляд, подходов к организации экспериментального изучения особенностей учебной деятельности является создание положительного фона, стремление заинтересовать ребенка процедурой обследования, общением с экспериментатором, особенностями стимульного материала (картинок, предметов, книг и т.д.), предлагаемой деятельностью.

Организация индивидуальных встреч с ребенком предполагает менее формальную обстановку, нежели ситуация урока. Более естественным в данном случае будет работа в отдельном помещении или вдали от стола учителя и доски. Часто положительный эффект дает копирование экспериментатором позы ребенка, смягчение интонаций, использование допустимых выражений детского сленга.

Очень эффективным является похвала и подбадривание ребенка в процессе выполнения заданий вне зависимости от их успешности.

В процессе обследования полезно предоставить ребенку возможность как можно больше самостоятельно выполнять практические действия. Например, в задании 1.1. четвертой серии инструкция формулируется следующим образом: «Возьми карточки.Рассмотри их.Раздели их на группы. Объясни, почему эти картинки ты включил в одну группу.

А теперь собери картинки. Разложи их еще раз, но по-другому (на другие группы). Как можно назвать каждую группу предметов одним словом. Убери карточки в коробку.»

Для ребенка важна возможность рассмотреть предметы и картинки до эксперимента. Его нужно заверить и в том, что после окончания работы он сможет с некоторыми из них поиграть. Ряд заданий, например задание 6.3. четвертой серии позволяет предложить ребенку игровую ситуацию: «Закрой глава и попробуй собрать (разобрать) пирамидку.»

В этой же связи важно учитывать особенности работоспособности ребенка. Самой сложной для выполнения, безусловно, является четвертая серия заданий, посвященная изучению особенностей начальных логических операций. Поэтому задания этой серии должны предъявляться на отдельном занятии или предполагать две-три встречи с ребенком. С наибольшим интересом дети, как правило, выполняют задания второй серии, посвященной диагностике поведенческих действий и некоторые задания третьей серии. В ряде случаев они могут быть объединены на одном занятии.

При организации занятий с детьми необходимо учитывать, что диагностика некоторых действий предполагает совместную деятельность детей или позволяет проводить работу фронтально, поэтому такие задания можно предлагать на групповых встречах.

Для повышения эффективности обследования целесообразно не показывать детям процесс фиксации результатов, т.к. это их отвлекает, а не соответствие баллов привычной шкале оценок дезорганизует их деятельность. Для этого можно пользоваться записью процесса обследования на магнитофонную ленту или системой условных обозначений баллов в протоколе или на листе ребенка. Предлагаемая в пособии система ведения протокола обследования также затрудняет понимание детьми выставленных им баллов, но достаточно удобна при обработке результатов экспериментатором. Наряду с этим детям целесообразно сообщить в доступном им варианте цель проведения обследования и в заключении познакомить с основными результатами. Для этого целесообразно до и после периода обследования организовать небольшие беседы по его содержанию, проводимые в неформальной обстановке.

Задания, предлагаемые в пособии, могут быть использованы как комплексное обследование особенностей учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В то же время они могут быть предложены и для диагностики состояния отдельных компонентов учебной деятельности или действий. Поэтому задания могут предъявляться ребенку выборочно.

В большинстве заданий предложены два варианта их предъявления, соответствующие различной степени подготовленности ребенка. Однако это деление сугубо условно и в индивидуальном порядке задания могут быть сгруппированы для каждого ребенка индивидуально.

Первая серия заданий позволяет охарактеризовать своеобразие мотивационного компонента учебной деятельности и состоит из нескольких комплексов заданий.

Первый комплекс представлен одним заданием.

Задание 1.1 позволяет выявить способность ребенка вступать в контакт с педагогом и адекватно отвечать на вопросы.

1 (вариант задания, предлагаемый в первом-втором классах) и 2 (вариант задания, предъявляемый в третьих-четвертых классах) варианты.

В ходе индивидуальной беседы с ребенком ему задаются следующие вопросы: В каком классе (школе) ты учишься? Куда ты ходил раньше: в детский сад, другую школу или был дома? Тебе нравилось ходить в детский сад (другую школу, находиться дома)? Чем ты любил там заниматься?

Оценка:

2 балл – адекватно отвечает на вопросы, среди любимых занятий называет чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д.;

1 балл – адекватно отвечает на вопросы, среди любимых занятий называет прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д.;

0 баллов – ответить не может.

Второй комплекс направлен на выявление особенностей отношения и интереса ребенка к школе. Она состоит из четырех заданий.

Задания 2.1. и 2.2. предполагает выявление желания посещать школу и участвовать в процессе обучения.

Задание 2.1.

1 и 2 вариант.

Инструкция: Рассмотри картинки (приложение 1). Покажи, где бы хотел быть ты. Объясни, почему?

Оценка:

3 балла – хочет в школу, отождествляет себя с учеником;

2 балла – колеблется, выбирает то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями);

1 балл - не стремится быть учеником, предпочитает игры с детьми;

0 баллов –отказывается от выполнения задания.

Задание 2.2.

В процессе беседы ребенку задаются следующие вопросы.

1 вариант.

Хочешь ли ты учиться в школе? Чем бы ты хотел заниматься в школе? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Почему?

2 вариант.

Нравится ли тебе учиться в школе? Чем ты любишь заниматься в школе? Есть ли у тебя любимый предмет? Какой? Чем он тебе нравится?

Есть ли учебные предметы, которые тебе не нравятся? Почему они тебе не нравятся?

Нравится ли тебе выполнять домашние задания? Почему?

Чем ты любишь заниматься в свободное время? Почему?

Оценка:

4 балла – хочет в школу, интересуется содержательной стороной обучения;

3 балла – хочет в школу, интересуется операционной стороной обучения и его внешней атрибутикой;

2 балл - колеблется или хочет в школу, проявляя интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуется музыкой, рисованием, физкультурой и т.д.;

1 баллов – в школу идти не хочет;

0 баллов - отказывается от участия в беседе.

Задание 2.3. предполагает выявление наличия желания ходить школу в ситуации необязательного посещения.

Ребенку предлагается следующая ситуация и задается вопрос.

1 вариант.

Ситуация: Представь себе, что вечером мама скажет тебе: «Давай я пойду и попрошу, чтобы тебя не брали в этом году в школу. Хочешь?»

Вопрос: Чтобы ты ответил? Почему?

2 вариант.

Ситуация: Представь, что сегодня воскресенье.

Вопрос: Что ты хочешь делать в понедельник?

Оценка:

3 балла – выраженное желание идти в школу;

2 балл – колебания, неуверенность;

1 баллов – не хочет идти в школу;

0 баллов – отказывается участвовать в беседе.

Задание 2.4. направлено на выявление устойчивости интереса к учебной деятельности.

1 вариант.

Инструкция: Я буду называть разные занятия, которыми можно заниматься после школы. Сначала послушай их внимательно. Затем я буду называть их второй раз (смотреть телевизор, делать домашние задания, читать книги, играть с ребятами на улице, решать разные задачи, заниматься в кружке, гулять, рисовать, играть в настольные игры). Хлопни в ладоши, если я назову то, чем ты хочешь заниматься.

2 вариант.

Оборудование: карточка с перечнем возможных занятий, каждое из которых написано на отдельной строке (смотреть телевизор, делать домашние задания, читать книги, играть с ребятами на улице, решать разные задачи, заниматься в кружке, гулять, рисовать, играть в настольные игры).

Инструкция: Прочитай слова, написанные на карточке. Выбери из них пять таких, которыми ты больше всего любишь заниматься в свободное время.

Оценка:

3 балла – большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью;

2 балл – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью;

1 баллов - среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью;

0 баллов - отказ от работы.

Третий комплекс заданий предполагает выявление доминирующего мотива учебной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Задание 3.1. позволяет выявить и охарактеризовать желание присутствовать на учебных занятиях

Инструкция: Рассмотри картинку (картинка с изображением класса, та же, что в 2.1.). Покажи, где бы ты хотел быть на этом уроке? Почему?

Оценка:

3 балла – ребенок осознанно выбирает место в классе, объясняет свой выбор удобством для работы на уроке, близостью учителя, хочет стоять у доски и т.д.;

2 балл - школьник хочет сидеть с другом, один, около окна, там, где «красивая парта» и т.д.;

1 баллов - ученик не находит себе места, не хочет находиться в школе, интересуется игрушками на картинке;

0 баллов - отказывается от работы.

Задание 3.2. направлено на выявление осознанности доминирующего мотива и понимания ситуации обучения.

Инструкция: Рассмотри картинки (предметы): книжку, красивый пенал, машинку, куклу. Какие из изображенных предметов ты хочешь взять с собой в школу? Для чего они нужны тебе в школе? Какой предмет ты первым покажешь своим друзьям?

Оценка:

3 балла – выбирает книжку или пенал, знает назначение, согласно ему собирается использовать предмет, полагает, что эти предметы будут интересны одноклассникам;

2 балл – выбирает любой из перечисленных предметов, хочет показать его одноклассникам, поиграть с ними;

1 баллов – выбирает игрушку, хочет в нее играть;

0 баллов - отказывается от работы.

Задание 3.3. позволяет определить направленность и устойчивость интересов детей.

1 вариант.

Ситуация: Представь, что учительница предложила тебе выбрать тот урок, на котором ты хочешь заниматься.

Вопрос: Какой урок ты выберешь? Почему?

Домашнее (дополнительное) задание по какому уроку ты хочешь делать? Почему?

2 вариант (этот вариант задания более диагностичен для школьников с ЗПР).

На доске написаны темы для сочинения «Как я провел выходной день», «Мой любимый урок», «Чем я люблю заниматься») и краткий план написания каждого сочинения (например: Какой урок ты любишь? Чем ты любишь на нем заниматься? Что у тебя хорошо получается на этом уроке?).

Инструкция: Прочитайте темы сочинений. О чем в них можно написать? Выберете одну из этих тем, прочитайте план и напишите маленькое сочинение.

Оценка:

3 балла – в первом варианте выбраны чтение, русский, математика, ознакомление с окружающим миром (природоведение), выбор домашнего (дополнительного) задания обусловлен его интересом для ребенка; во втором варианте задания выбрана вторая или третья темы, преобладают учебно-познавательные занятия.

2 балла – в перовом варианте задания выбраны физкультура, рисование, музыка, труд, выбор домашнего задания обусловлен его простотой, быстротой выполнения, практическим характером; во втором варианте выбраны первая или третья темы, если в них наряду с другими описываются учебные занятия.

1 балл - в первом варианте задания ребенок хочет на прогулку, перемену, домой и т.д., домашнее задание выполнять не хочет; во втором варианте в содержании сочинений отсутствует описание занятий, связанных с учебной деятельностью;

0 баллов – отказ от выполнения задания.

Задания 3.4. и 3.5. предполагают выявление особенностей отношения ребенка к тем или иным учебным ситуациям.

Задание 3.4.

1 и 2 вариант (кроме первого класса школы VIII вида).

Оборудование: вырезанные из картона схематичные изображения личика ребенка (по два для каждого школьника).

Инструкция: У тебя есть два изображения детского лица: одно грустное (покажи его), а другое веселое (покажи). Это изображения твоего лица. Раскрась их, так, чтобы они стали похожи на тебя.

А теперь давай поиграем. Я буду рассказывать историю о тебе, а ты покажешь, какое у тебя в этот момент было лицо: веселое или грустное.

Ситуации:

1. Интересный урок.

2. Подарили игрушку.

3. Получил на уроке "2".

4. Не успел поиграть.

5. Быстро закончился урок.

6. Тебя похвалил учитель.

7.Подарили интересную книгу.

8.Не задали домашнее задание.

9. Ты весь вечер читал книгу.

10. Не нужно идти в школу.

Оценка:

2 балла – реакция адекватна, ситуации связанные с учебой вызывают положительные эмоции;

1 балл – реакция адекватна, ситуации обучения в большинстве не вызывают положительных эмоций;

0 баллов - реакция неадекватна, не понимает задания.

Задание 3.5. предполагало выявление особенностей мотивов учебной деятельности школьников.

2 вариант (этот вариант задания более диагностичен для учащихся с ЗПР).

Оборудование: индивидуальные карточки, ручки.

Инструкция: Прочитайте предложения. О чем в них говориться. Прочитайте слова для справок. Что они означают? Вставьте вместо точек в предложения пропущенные слова.

Оценка:

3 балла – вставляет свое имя в такие предложения, как №№ 1,3,4,8,10.

2 балла – вставляет свое имя в такие предложения, как №№1,2,4,5,6,8.

1 балл – вставляет свое имя в такие предложения, как №№2,5,6,7,9,11.

0 баллов – производит неадекватные действия (рисует и т.д.) или отказывается выполнять работу.

Образец карточки:

Процедура проведения обследования - student2.ru

1) … нравиться в школе.

2) … больше всего любит перемены.

3) … любит уроки чтения, русского языка и математики.

4) … хочет получать пятерки.

5) … любит физкультуру и рисование.

6) … хочет, чтобы его похвалила мама.

7) … боится, что учительница будет его ругать.

8) … хочет быть самым лучшим.

9) ... не любит ходить в школу.

10) … хочет много знать.

11) … смотрит в окно и скучает на уроках.

Слова для справок: Саша, (имя ребенка, владельца карточки)

Задание 3.6. определяло особенности доминирующего мотива в ситуации не обязательного посещения школы.

1 и 2 варианты.

Инструкция: Если бы тебе не надо было идти в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

Оценка:

3 балла – читал, рисовал, лепил, слушал;

2 балла – помогал маме, убирал комнату, мыл пол и т.д., играл, гулял;

1 балл – баловался, шалил;

0 баллов - отказ от ответа.

Задание 3.7. предполагало выявление доминирующего мотива в ситуации выбора предпочитаемой деятельности.

1 и 2 вариант.

Оборудование: игрушки (мячик, кукла, машинка, мишка, котенок), листок в клетку с заданиями, ручка.

Ход выполнения задания: Детям предлагают рассмотреть несколько обычных игрушек. Затем экспериментатор предоставляет ребенку право выбора: выполнить задание на листке в клетку («продолжи узор» или обводка трафаретов) или поиграть с игрушками.

Оценка:

3 балла – ребенок предпочитает выполнить задание;

2 балла – ученик колеблется, хочет и то и другое;

1 балл – школьник предпочитает поиграть;

0 баллов – ребенок демонстрирует безразличие, не понимает ситуацию, отказывается от работы.

Задание 3.8. позволяет охарактеризовать направленность интересов детей в ситуации выбора игры и особенности понимания обыгрываемой ситуации.

1 и 2 варианты.

Оборудование: игра «Домино» (пирамидка, конструктор), грифельная доска и мел (пластиковая доска и маркер, тетрадь и «штампики»), указка; любимая или новая для ребенка игрушка.

Инструкция: Рассмотри предметы. Что это такое? Для чего эти предметы используются? В какую игру с ними можно поиграть? Выбери, с чем ты хочешь поиграть.

Оценка:

4 балла – среди возможных игр называет игру « в школу», «урок» и т.д., хочет в нее играть, выбирает соответствующие вещи, относительно правильно ими пользуется;

3 балла – называет различные варианты возможных игр, в том числе и «в школу», предпочитает играть в другие игры;

2 балла – игры называет с помощью педагога, самостоятельно не воспроизводит игровую ситуацию;

1 балл – самостоятельно игры назвать не может, манипулирует игрушкой;

0 баллов - отказывается от работы.

Вторая серия заданий направлена на выявление особенностей поведенческих действий младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В нее вошли шесть комплексов заданий.

Первый комплекс включал три задания.

Задание 1.1 предполагает выявление представлений детей о школе, школьных принадлежностях, ученике, учителе.

1 вариант.

Инструкция: Посмотри картинки (приложение 1). Выбери ту картинку, на которой нарисованы ученики. Чем эти дети похожи на учеников? Что они делают? Кто еще изображен на картинке? Что он делает? Где он стоит? Как называются столы, за которыми сидят дети? Как называется комната, где стоят эти столы, сидят ученики и учитель ведет урок?

Оценка:

2 балла – правильно, опираясь на существенные признаки, выделяет учеников; учителя; называет предметы, изображенные на картинке;

1 балл – правильно, но интуитивно выделяет учеников, затрудняется в определении остальных элементов картинки;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 1.2. предполагает выявление представлений школьников о содержательной стороне обучения.

1 и 2 варианты.

Экспериментатор просит ребенка представить следующую ситуацию.

Ситуация: Представь себе, что ты вышел погулять и встретил знакомых ребят. Они спросили тебя о том, что нужно, для того, чтобы хорошо учиться в школе?

Вопрос: Что ты им посоветуешь?

Оценка:

2 балла – описывает содержательную сторону подготовки к школе (учиться читать, писать, рисовать, хорошо себя вести);

1 балл – описывает формальную сторону подготовки к школе (приобретение школьных принадлежностей, новой одежды (формы) и др.);

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 1.3 направлено на определение особенностей отношений между учителем и учеником.

1 вариант.

В ходе беседы ребенку рассказывался следующий рассказ: Как-то раз в классе произошел такой случай: мальчик забыл краски. Когда все дети стали рисовать, он встал и сказал учительнице: «Дай мне карандаши!»

Затем школьнику задавался вопрос: Правильно ли поступил мальчик?

Оценка:

2 балла – обращение к учительнице на «Вы», выполнение правил поведения во время урока (поднять руку, выйти из-за парты);

1 балл – выполнение правил поведения на уроке;

0 баллов – не осознается необходимость обращаться к учителю на «Вы» и выполнять правила поведения на уроке.

Второй комплекс заданий состоит из двух заданий.

Задание 2.1 позволяет определить особенности представлений учащихся о правилах поведения, связанных с началом и окончанием урока.

1 вариант.

Инструкция: Рассмотри картинку. Скажи, кто из детей поступает правильно? Почему?

2 вариант.

Инструкция: Рассмотри картинку. То на ней нарисовано. Расскажи, как должен вести себя хороший ученик в момент, когда заканчивается перемена и звенит звонок на урок.

Оценка:

2 балла - знает правила поведения связанные с окончанием урока, может адекватно оценить поведение детей;

1 балл – указывает на тех, кто правильно выполняет действия, но объяснить правило не может;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 2.2 позволяет определить особенности умения ребенка выполнять правила поведения, связанные с началом и окончанием урока.

1 вариант.

Экспериментатор звенит в звонок и спрашивает: Когда в школе звенит звонок? Покажи, как ты будешь входить в класс и выходить из него.

Оценка:

2 балла – знает правила поведения, связанные с окончанием урока, может адекватно оценить поведение детей;

1 балл – указывает на тех, кто правильно выполняет действия, но объяснить правило не может;

0 баллов – задание не выполнено.

Третий комплекс состоит из двух заданий.

Задание 3.1 направлено на выявление характера представлений о правилах поведения в классе во время урока.

1 и 2 варианты.

Инструкция: Рассмотри картинки. Покажи, где ученик сидит правильно. Скажи, почему сидеть нужно именно так?

Оценка:

2 балла – может найти нужную картинку и дать объяснения ей;

1 балл – правильно указывает картинку;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 3.2 позволяет определить сформированность умения пользоваться партой.

1 вариант.

Инструкция: Покажи, как ученик должен правильно сидеть за партой. Покажи, как нужно вставать из-за парты. Скажи, когда это можно делать?

Оценка:

1 балл – знает название и назначение парты, умеет правильно сидеть и вставать из-за нее;

0 баллов – задание не выполнено.

2 вариант.

Умение может быть выявлено в ходе наблюдения за ребенков в процессе урока.

Четвертый комплекс включает два задания.

Задание 4.1 позволяет выявить особенности представлений о правилах поведения на уроке.

1 и 2 варианты.

Инструкция: Рассмотри картинку. Что делает ученица? Зачем она поднимает руку? Когда нужно поднимать руку?

Оценка:

2 балла – правильно объясняет содержание картинки;

1 балл – понимает, что изображен ученик, но объяснить его действия затрудняется;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 4.2 выявляет умение поднимать руку при желании ответить на вопрос или что-то сообщить.

1 вариант.

Инструкция: Расскажи, что нужно сделать, когда учитель задал вопрос, и ты хочешь ответить? Покажи, как ты будешь поднимать руку.

Оценка:

2 балла – знает и умеет выполнять правила на уроке;

1 балл – знает правила, но затрудняется при их выполнении;

0 баллов – задание не выполнено.

2 вариант.

Умение может быть выявлено в ходе наблюдения за ребенков в процессе урока.

Пятый и шестой комплексы включают по 1 заданию каждый.

Задание 5 позволяет определить характер представлений школьников о назначении классной доски и умения пользоваться ею.

1 вариант.

Инструкция: Покажи, где в классе находится доска. Скажи, зачем нужна доска? Чем пишут на доске? Что нужно сделать на уроке, чтобы выйти к доске? Покажи, как ты выйдешь к доске. Нарисуй на доске солнышко так, чтобы его было видно с последней парты. (Если ученик умеет писать, то попросить написать: МАМА, свое имя, 1,2,3.)

Оценка:

2 балла – знает назначение доски, умеет правильно пользоваться ею;

1 балл – знает назначение доски, затрудняется в ориентировке на ней;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 6 позволяет определить особенности представлений ребенка и своих друзьях и наличии первичных представлений о детском коллективе.

1 и 2 варианты.

В процессе индивидуальной беседы ребенку задаются следующие вопросы: У тебя есть друзья? Кто они? Расскажи, чем ты с ними вместе занимаешься. С кем ты дружишь в классе?

Оценка:

2 балл – в качестве друзей называет сверстников, перечисляет совместные занятия, имеет друзей в классе;

1 баллов – в качестве друзей называет игрушки, животных, взрослых, не может точно назвать совместные занятия;

0 баллов задание не выполнено.

Третья серия заданий направлена на выявление особенностей общих учебных действий младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и состоит из шести комплексов заданий.

Первый комплекс заданий позволял изучить особенности произвольной регуляции деятельности и включает два задания.

Задание 1.1 позволяет определить особенность произвольной регуляции деятельности при выполнении задания по словесной инструкции педагога (методика Д.Б.Эльконина).

1 и 2 варианты.

Для проведения работы используются тетрадный лист в клетку и карандаш. Детям объясняют и показывают, как надо проводить линии соответственно линиям клеточек. Если дети плохо ориентируются в понятиях «право-лево», то дается другой ориентир, например, «окно-дверь». Удостоверяется, что задание понято правильно.

Инстр укция: сейчас мы будем учиться рисовать узоры. На твоем листе стоит точка. Поставь карандаш на эту точку. От нее ты будешь начинать рисовать узор. Я буду говорить тебе, как нужно рисовать.

Графический диктант 1.

«1 клеточка вверх, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1–вниз. Продолжи узор самостоятельно до конца строчки.»

Графический диктант 2.

«Теперь нарисуем еще один узор вот от этой точки (указательный жест). 1 клеточка вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх , 1-вправо, 1-вниз, 1-право, 1-вниз, 1 –вправо. Продолжи узор самостоятельно до конца строчки.»

Графический диктант 3 (дети с интеллектуальным недоразвитием справиться не могут, школьники с ЗПР могут выполнить задания только под диктовку).

«Поставь карандаш на эту точку (указательный жест). 1 клеточка вправо, 3-вверх, 1-вправо, 2-вниз, 1-вправо, 2-вверх, 1-вправо, 3-вниз, 1-вправо, 2-вверх, 1-вправо, 2-вниз, 1-вправо, 3-вверх, 1-вправо. Продолжи узор самостоятельно до конца строчки.»

Оценка:

5 баллов – безошибочное выполнение работы под диктовку и самостоятельное продолжение узора;

4 балла – безошибочное выполнение узора;

3 балла – 1-2 ошибки при работе под диктовку;

2 балла – больше 2 ошибок;

1 балл – ошибок больше, чем правильных элементов;

0 баллов – правильно выполненных участков нет или отказывается от работы.

Задание 1.2 выявляет особенности произвольной регуляции деятельности при выполнении задания, опираясь на правило (модификация субтеста Векслера).

1 и 2 варианты.

Для этого ребенку предлагается три усложняющихся лабиринта.

Инструкция: Представь себе, что начинается дождь. Тебе нужно помочь каждому зверьку побыстрее попасть в свой домик. Найди путь в лабиринте. Помни, ты должен соблюдать следующие правила:

- нельзя заранее смотреть лабиринт;

- нельзя отрывать карандаш от бумаги и касаться им стенок лабиринта.

Оценка:

3 балла – четкое следование правилу;

2 балла – первые лабиринты выполнены правильно, последний - с ошибками;

1 балл – все лабиринты с ошибками, но ребенок сам старается их исправить;

0 баллов – правильно выполненных участков лабиринта нет, о правиле не вспоминает или отказывается от работы.

Второй комплекс состоит из трех заданий. Они направлены на выявление особенностей умения пользоваться предметами заместителями, символами и схемами.

Задание 2.1 позволяет определить особенности умения пользоваться символами.

Для проведения обследования используется набор карточек (3 яблока, 4 кружка, 3 треугольника, 3 груши, 4 овала.)

Инструкция: Рассмотри картинки. Что на них изображено? (Яблоки.) Яблоки мы обозначаем кружками. Сколько кружков я должна положить, чтобы обозначить три яблока? Правильно я положила?

Рассмотри следующую картинку. Что на ней изображено? (Два кружка.) Сколько яблок здесь обозначено? Как ты догадался?

Рассмотри следующую картинку.(Три треугольника.) Сколько яблок здесь обозначено? Почему ты так решил?

Рассмотри картинки. Что на них изображено?(Две груши.)Груши мы обозначаем овалами. Обозначь на листе две груши.

Оценка:

3 балла – работа выполнена без ошибок. Ребенок понимает возможность замены предметов символами, может ими оперировать и объяснить принцип использования того или иного символа (функции, внешний вид и др.);

2 балла – ученик понимает возможность замены предмета символом, но без помощи учителя осуществить замену и пользоваться символами не может;

1 балл – не понимает принципа использования символов, но совместно с учителем может пользоваться одним символом для обозначения конкретного предмета (перенести усвоенное действие на другой предмет не может);

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 2.2 позволяет определить особенности умения работать со схемой.

1 и 2 варианты.

Для эксперимента использовались индивидуальные наборы (лист картона, строительный материал различной формы (кирпичики, цилиндры, трехгранные пирамидки), карточки с изображение плоскостной схемы расположения орнамента из конструктора).

Инструкция: Рассмотри схему. Покажи, где на ней указаны кирпичики /цилиндры, пирамидки/. Как они обозначены? На листе картона ты должен сложить узор так, как указано на рисунке.

Оценка:

3 балла – работа выполнена без ошибок. Ребенок понимает возможность замены объемного предмета его плоскостным изображением, может выполнять задание, опираясь на схему;

2 балла – ученик понимает возможность замены объемного предмета плоскостным изображением, но без помощи учителя осуществить замену и пользоваться схемой не может;

1 балл – не понимает принципа использования замены объемного предмета плоскостным изображением и самостоятельно пользоваться схемой не может, но, опираясь на прямые указания учителя (соотнесение объемного предмета с плоскостным изображением), может составить узор;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 2.3 позволяет определить особенности умения ребенка пользоваться предметами заместителями для организации игры.

1 вариант.

Перед ребенком выкладыв

Наши рекомендации