Характеристика современных педагогических технологий.
Технология– 1.совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. 2.искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Педагогическая технология– 1.совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. 2.содержательная техникареализации учебного процесса. 3.описаниепроцесса достижения планируемых результатов обучения. 4.системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. 5.означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. 6. продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением,вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Методологические требования (критерии технологичности):
Концептуальность. Каждая пед.технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике уптр. на трех уровнях:
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технологияхарактеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технологияупотребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Технология тесно связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. В структуру пед. технологии входят:
1.концептуальная основа; 2.содержательная часть обучения: 3.цели обучения - общие и конкретные; 4.содержание учебного материала;
5.процессуальная часть - технологический процесс: *организация учебного процесса; *методы и формы учебной деятельности школьников; *методы и формы работы учителя; *деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; *диагностика учебного процесса.
Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.
Признакамисуществования педагогической технологии являются:
*цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); *наличие диагностических средств; *закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; *система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;*средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.
Структура описания:
*Название технологии (авторы)*Основное концептуальное положение
*Основная цель обучения *Основные особенности содержания
*Основные особенности процессуальных характеристик
*Наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать учебники, дидактические материалы и т.п.)
Рассмотрим пример
В процессе обучения можно выделить как минимум 4 стороны:
содержательную (чему учить),
процессуальную (как обучать),
мотивационную (как активизировать деятельность учащихся)
и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся)
Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций:
Так, содержательнойстороне соответствуют концепции
содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др.
Процессуальной стороне –концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др.
Мотивационной –концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.
Организационной –идеи гуманистической педагогики,
концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др.
Рассмотрим основные положения концепции и технологии концентрированного обучения, целькоторого заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) изучается от одного до трех предметов.
Идея концентрированного обучения ненова, она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др., в России эта идея нашла применение в высшей школе).
В 80-е годы вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии
Технология концентрированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определенных повторяющихся отрезках времени.
В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий:
1.Существует технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4-6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.
2.Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы - учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета.
3.Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более двух-трех дисциплин.
Достоинства технологии концентрированного обучения:
*устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей, благотворно сказывается на физическом состоянии и здоровье детей;
*укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;
концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени!!
Использование данной технологии не требует специального программного обеспечения
1. Пед.профессия, её назначение и особенности. Функции учителя в обществе
2. Пед. деят., её сущность, виды структура
3. Профессиограмма учителя
4. Пед. Способности и профессионально значимые личностные качества учителя
5. Инновационные процессы в образовании
6. Передовой пед. Опыт. Педагоги – новаторы.
7. Педагогика как наука. Основные пед. Категории( воспитание, обучение, образование и т д )
8. Структура пед науки ( система пед наук)
9. Методологические основы педагогики и её связь с другими науками
10. Логика пед исследования. Участие учителей в исследовательской работе
11. Методы пед исследования
12. Пед(образовательный) процесс как соц явление и объект педагогики, его структура и функции
13. Основные закономерности, противоречия и принципы пед процесса
14. Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса
15. Основные типы воспитательных отношений
16. Движущие силы и характерные особенности воспитания
17. Воспитание и самовоспитание. Участие учителей в организации самовоспитания школьников. Использование в самовоспит. Спец и общих методов воспитания
18. Проблемы измерения результатов воспитания и оценки воспитанности школьников. Критерии оценки воспитанности личности
19. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные школы
20. Методы воспитания, их классификация. Понятие системы методов воспитания.
21. Методы формирования сознания в системе методов воспитания, их хар-ка
22. Методы организации деят в системе методов воспитания, их хар-ка
23. Методы стимулирования в системе методов воспитания, их хар-ка
24. Коллектив как объект и субъект воспитания
25. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
26. Программа воспитания школьников и план работы классного руководителя
27. Структура содержания образования. Общественно- историческая обусловленность содержания образования
28. Учебный план школы. Виды учебных планов.
29. Учебная программа как документ, регламентирующий содержание образования по предмету
30. Требования к учебникам
31. Гос образовательный стандарт
32. Типология образовательных учреждений в РФ. Уровни образования в РФ.
33. Обучение в структуре целостного пед процесса, его сущность, движущие силы, структура
34. Учение как особый вид познания, этапы процесса обучения
35. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения
36. Принципы обучения как система. Хар-ка принципов обучения
37. Сущность методов и приемов обучения, их классификация
38. Хак-ка словестных методов обучения
39. Наглядные методы обучения, их хар-ка
40. Практические методы обучения
41. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся, их хар-ка
42. Выбор учителем методов в учебном процессе
43. Средства обучения, их классификация
44. Сущность форм организации обучения, история их развития, классификация форм обучения
45. Типология и структура урока
46. Контроль в учебном процессе
47. Сущность объяснительно-иллюстративного и программированного обучения
48. Сущность проблемной модели обучения
49. Сущность пед технологий, их классификация
50. Хар-ка современных пед технологий