Педагогическая деятельность, ее сущность, виды, структура.

v В состав характеристики учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

1. организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

2. коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

3. перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

4. экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

5. профессиональная работоспособность;

6. физическое и психическое здоровье.

v В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем:

1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

2. Проблема профессионализма учителя.

3. Проблема психологической подготовки учителя.

4. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

5. Проблема повышения квалификации учителей и др.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:

 Мотивация.

 Педагогические цели и задачи.

 Предмет педагогической деятельности.

 Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

 Продукт и результат педагогической деятельности.

v Средствами педагогической деятельности являются:

1.научные (теоретические) знания

2."носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.)

3.вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

v Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

1.объяснение;

2.показ (иллюстрация);

3.совместная работа;

4.непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

5.тренинги и др.

v Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

1.его личностное совершенствование;

2.интеллектуальное совершенствование;

3.становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1.В целеполагающую группу входят следующие функции:ориентационная; развивающая;мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. В организационно-структурную группу входят следующие функции:конструктивная; организаторская;коммуникативная; гностическая. Так, конструктивная функция обеспечивает: а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организаторская функция реализуется через организацию: а) информации в процессе сообщения ее учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает: а) установление правильных взаимоотношений с учащимися; б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. 3. Профессиограмма учителяПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ - перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям.+Характеристика учителя из вопроса 2.


Наши рекомендации