Голод ухудшает аналитические способности
В результате обучения через лишение пищи собака становится подобна послушному солдату. Ее уникальные аналитические способности атрофтруются. Нормальный, здоровый процесс обучения достаточно сложен. В нем принимают участие самые разные участки мозга, включая кортекс, лимбическую систему, центры памяти, а также отделы, отвечающие за восприятие и анализ стимулов, поступивших на органы чувств. Часть этого процесса проходит автоматически, а часть связана с целенаправленным мыслительным процессом. Получив задание, собака должна понять его. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Тренеры, проходящие курсы по новой кинологии, делают упражнения, в которых они сами должны выступить в роли тренируемой собаки. Таким образом, они начинают понимать, насколько сложно собаке из всех движений, слов и тона тренера понять, что от нее хотят. Особенно если у неопытного тренера эти сигналы противоречат друг другу. Поэтому для эффективного обучения необходимо поддерживать мозг собаки в хорошем состоянии.
Почему можно мотивировать собак, у которых удовлетворены естественные потребности, в том числе потребность в пище?
Собаки с удовольствием обучаются, это их естественная способность – особенно, если работа означает кооперацию с любимым хозяином.
Если собака хорошо себя чувствует, тренировка увлекает ее с каждым занятием все больше. Это становится для нее интересным и радостным процессом. Так как во время тренировки собака интенсивно использует свои аналитические способности, она начинает предлагать все больше новых видов поведения, ее реакции становятся все более гибкими. Так у тренера появляется возможность обучать ее все большему числу навыков – трюков, ритуалов повседневной жизни, коммуникации с другими людьми и собаками. Развитая собака хорошо адаптируется к условиям жизни. То есть умная тренировка вносит большой вклад в воспитание собаки.
Практика показывает, что собак можно легко мотивировать различными способами, которые не приводят ее в состояние стресса.
Почему считается, что мотивация голодом необходима?
Собака не хочет выполнять команды
Это происходит по множеству причин. Наиболее частая причина состоит в том, что тренер не знает сигналы примирения и симптомы стресса. Эти сигналы показывают, что собака не доверяет тренеру, плохо себя чувствует в данной обстановке или выполнение команды вызывает у нее какие-то трудности.
Многим собакам, чтобы отказаться работать, достаточно всего лишь грубого командного тона или рывка за поводок. Но как раз с этого чаще всего и начинаются занятия в традиционных собачьих школах. Раньше считалось, что формировать поведение и даже позу собаки нужно физическим воздействием, например, вытягивать собаке лапы, чтобы она легла, давить на круп, чтобы она села, сжимать челюсти для обучения апортировке, и т.д. Многие собаки очень чувствительны к прикосновениям. Поэтому они воспринимают такое воздействие тоже как насилие. Самые чувствительные из них отказываются работать. Как раз такие собаки становятся первыми кандидатами на голодовку для повышения мотивации.
Другая существенная причина состоит в том, что тренировка собаки – это творческий процесс, сравнимый с настоящим искусством. Хороший тренер стремится сделать из собаки своего друга, партнера, выявить и развить его таланты. Для этого он должен очень хорошо видеть сигналы собаки и иметь в распоряжении достаточно широкий спектр методов мотивации и упражнений. К тому же ему необходимо терпение и уважительное отношение к собаке, как к умному существу. К сожалению, такими качествами обладают далеко не все тренеры.
Традиция мотивации голодовкой очень стара
Она относится к временам, когда каждое животное рассматривалось как набор рефлексов. Тогда считалось, что поведением собаки управляют только инстинкты. Тот факт, что поведение собаки зависит от множества других факторов – индивидуального опыта и способностей решать задачи по ходу их появления (это качество обеспечивает гибкое поведение собаки в сложной среде обитания.), не учитывался. Поэтому кинология занималась только тем, чтобы научиться манипулировать инстинктами любыми способами, в первую очередь – депривацией и болью.
Если мы будем продолжать использовать только часть знаний о собаках, мы не сумеем адекватно обращаться с ними в современных городах, когда от них требуются гибкие способности к адаптации к постоянно меняющимся условиям и к неестественной для собак жизни в человеческом обществе.
Пример
Я обучала пугливую собаку команде «Сидеть». Но собака не хотела выполнять эту команду. Она постоянно убегала от меня и садилась на огромном расстоянии. Даже если собака и садилась, то через секунду снова вскакивала. В любом случае у меня не было шансов вознаградить ее лакомством. Конечно, можно было бы взять кликер. Но для того, чтобы научиться воспринимать кликер как вознаграждение, тоже необходим более близкий контакт. Тогда я отложила команду «Сидеть» на потом и предложила собаке развивающую игру, в которую она могла бы играть сама. Я же только присутствовала в комнате и добавляла в игру приятных ощущений. Например, я разбрасывала по полу лакомства или начиняла ими игрушки. Потом я научила собаку обращать внимание на мой указательный жест тем, что указывала ей на что-то интересное. Буквально за несколько сеансов минут по 30, уложившихся в 2 дня, собака потеряла страх передо мной, а наши занятия так ей понравились, что она просила меня потренироваться еще и еще. Тогда я снова начала учить ее сидеть. Теперь это упражнение получилось. Я сообразила, почему команда «Сидеть» у нас не получалась раньше: выполнение этой команды требует расслабления, а расслабиться в присутствии человека, которого ты боишься, очень сложно. Поэтому собака все время вскакивала, когда я просила ее сесть. После того, как между нами сложился хороший контакт, проблема выполнения команды «Сидеть» попросту отпала.