Тема: Методика обучения текстам типа описания
1. Изучите методику обучения тексту типа описания, дополните материалом из монографии под ред. Т.А. Ладыженской, подготовьтесь к ответам на следующие вопросы:
В чем особенность собирания материала к сочинению-описанию?
Какие затруднения испытывают ученики при работе над каждым видом описания?
Как строятся сравнительные описания?
Почему классификация «художественные» и «деловые» описания недостаточно точная?
2. Предложите варианты тем сочинений-описаний, которые целесообразно использовать при изучении раздела «Фонетика». Продумайте, как Вы создадите у учащихся мотивацию, как свяжете развитие речи с изучаемой языковой темой, как обеспечите рассредоточенную подготовку к сочинению, на каком дидактическом материале (принесите необходимые тексты на занятие).
Литература
Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ классы): пособие для учителей /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978. С. 196-247.
Тема: Методика обучения повествованиям разных видов
1. Изучите материал об обучении повествованию по монографии «Система обучения сочинениям...» и Хрестоматии по следующим вопросам:
Чем отличается повествование от рассказа? Структура рассказа. С. 196-198.
Что авторы монографии предлагают ученикам в качестве предмета рассказа? С. 199.
Методические варианты начала работы над рассказом. С. 199-200.
Устный рассказ. С. 200.
Оцените критически предлагаемую в монографии методику обучения рассказам разных видов:
Рассказы о случае из жизни: особенности методики и ее варианты, типичные недочеты детских сочинений. Ваше предпочтение одного из вариантов методики с обоснованием. С.200-223.
Услышанные рассказы. Что бы вы добавили к описанной методике? С.223-227.
Вымышленные рассказы: по данному сюжету, началу, по предложенной теме. С. 227-243.
Юмористические рассказы. С. 243-245.
Рассказ на свободную тему. С. 246-247.
2. Познакомьтесь с системой обучения повествованию по любому из школьных учебников (любой класс, где есть данный тип текста). Оцените предлагаемую систему заданий и дидактический материал с точки зрения формирования коммуникативных умений, реализации методики обучения повествованию.
Литература
Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ классы): пособие для учителей /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978. С. 196-247.
Тема: Методика обучения сочинению-рассуждению
1. Самостоятельно изучите по пособию И.Н. Зайдман «Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников» следующие вопросы, сделайте конспект:
· Понятие макротекста типа рассуждения (с. 20).
· Содержание обучения сочинению-рассуждению по действующим школьным программам (с. 38 - 45).
· Методика введения понятия о типах текста (с. 46 - 53).
· Структура элементарного дедуктивного рассуждения (с. 54 -56).
· Вариативность построения рассуждения (с. 65 -68).
· Тезис и вывод в рассуждении. Виды доказательств/объяснений (с. 68 -86).
· Анализ текстов сложной структуры (с. 89 - 91).
· Рассуждения разных видов (с. 99 - 103).
· Особенности методики разноуровневого обучения рассуждению (с. 117 - 120).
2. Ответьте на вопросы для самопроверки и выполните задания:
· С. 68, вопр. 1, 4, 5, 6;
· С. 91 – 92, вопр. 2, 3;
· С. 117, вопр. 4.
Литература
И.Н. Зайдман. Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников. Новосибирск, 2001.
Тема: Методика изучения грамматики
1. Изучите теоретический материал.
2. Прочитайте статьи Л.А. Тростенцовой, Л.К. Лидман-Орловой.
3. Выполните лингвометодический анализ одного из параграфов учебника (на выбор): 5 класс «Словосочетание»; или 5 класс «Обстоятельство»; или 7 класс «Слова категории состояния», или 6 класс «Безличные глаголы» (учебник под ред. Н.М. Шанского; если любой учебник другого автора, то классы могут не совпасть):
· какой теоретический лингвистический материал представлен в объясняющей части параграфа, какой – на практическом уровне (в заданиях и упражнениях);
· как представлен этот материал: методы, виды заданий, система упражнений (разнообразие, логика расположения, вариативность, чередование), характер дидактического материала (наличие текстов, их содержание, возможности текущего повторения, реализации внутрипредметных связей и развития речи);
· как учтены особенности методики изучения синтаксиса (морфологии);
· каков методический аппарат учебника;
· реализация принципов методики грамматики, предупреждение трудностей учеников;
· предложения по совершенствованию параграфа.
Литература
1. Тростенцова, Л.А. Процесс изучения морфологии с I по V класс (на примере формирования понятия «части речи») // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2005 г. – С. 63-68.
2. Лидман-Орлова, Г.К. Лингвометодические основы развития синтаксического строя детской речи на уроках морфологии // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, – 2005 г. С. 68-71.