По теории и методике обучения русскому языку
По теории и методике обучения русскому языку
При изучении курса опирайтесь на документ «Вопросы к экзамену…»; в таблице перечислены основные учебники, жирным шрифтом выделено самое удачное пособие. Список литературы представлен в конце документа.
Если в приведенных ниже заданиях написано «изучите теоретический материал», то имеется в виду обращение к основным ученикам.
Если же в задании назван источник (например, Хрестоматия), то имеющейся в нем информации достаточно для освоения темы занятия.
Вы можете скачать бесплатно с сайтов учебники:
1. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева http://irgali.narod.ru/files/nauka/metodika_rus_yaz_sabatkoev.pdf
2. Артеменко Н.А. (сост.) Теория и методика обучения русскому языку DOC
Томск: ТГПУ, 2009. – 201 с. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/ft.guideline/ не бесспорное пособие
3. Сидорова Е.В. Типы уроков русского языка PDF
Учебно-методическое пособие для вузов. — Воронеж, 2007. — 31 с. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/ft.guideline/ не бесспорное пособие
4. http://nashol.com/2012092767214/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-srednei-shkole-litnevskaya-e-i-bagryanceva-v-a-2006.html Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе
5. http://nashol.com/2012092767215/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-shkole-baranov-m-t-ippolitova-n-a-2001.html Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова
6.http://www.twirpx.com/file/369215/ Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка pdf
На сайтеtwirpxдается определенное количество баллов для скачивания, затем надо платить деньги или пополнять баллы.
До экзамена необходимо, чтобы была зачтена контрольная работа, сдан зачет, была пройдена педагогическая практика. Это служитдопуском к экзамену.
Лингвометодический анализпроводится по следующим вопросам:
· какой теоретический лингвистический материал представлен в объясняющей части параграфа, какой – на практическом уровне (в заданиях и упражнениях), насколько корректна лингвистическая теория, нет ли фактических ошибок;
· как учтены особенности изучения данного раздела (принципы методики, виды заданий);
· как представлен этот материал методически: методы, виды заданий, система упражнений (разнообразие, логика расположения, вариативность, чередование), характер дидактического материала (наличие текстов, их содержание, возможности текущего повторения, сопутствующее повторение, реализации внутрипредметных связей и развития речи);
· каков методический аппарат учебника (условные обозначения, разборы, образцы рассуждений и проч. образцы; шрифты, иллюстрации, словари, межпредметные связи – межпредметный материал и др.);
· предупреждение возможных трудностей учеников;
· предложения по совершенствованию параграфа.
Тема: Методика изучения лингвистических понятий, правил, терминов
1. Изучите по «Хрестоматии» материал о видах терминов, лингвистических определений и правил, о методике работы с ними. Определите, какие методы изучения нового предлагают авторы статьи.
3. Проанализируйте определение синонимов или антонимов, проанализируйте правило «Буквы Ы-И после Ц в корне слова» по любому школьному учебнику для 5 класса, продумайтеформы работы с ними на уроке. Сделайте необходимые записи для того, чтобы представить этот материал на занятии
Литература
Блинов, Г.И. Использование терминов, определений правил /Г.И. Блинов, Б.Т. Панов. – //Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. 1. – Новосибирск, 2005. С. 49-58.
Тема: Типы и структура уроков русского языка
1. . Изучите теорию по теме (по учебникам и присланным материалам Приложения).
2. По любым современным методическим рекомендациям – разработкам уроков – определите, какие типы уроков там представлены, в чем они соответствуют или не соответствуют требованиям к урокам данного типа, какая корректировка требуется.
3. Изучите ФГОС НОО и ООО, определите особенности современных требований к образовательному процессу. Обратитесь к монографии Зайдман (гл.1, §1), чтобы уточнить сущность системно-деятельностного подхода, отличия ГОС от ФГОС.
Литература
1. Зайдман И.Н., Ефремова О.А. Как научить всех и каждого: Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. – Новосибирск, 2010.
2. Зайдман И.Н. Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку: развитие коммуникативных и социальных компетенций: практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. -164 с.
Литература
Блинов, Г.И. Использование терминов, определений правил /Г.И. Блинов, Б.Т. Панов. – //Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. 1. – Новосибирск, 2005. С. 49-58.
Тема: Опрос и проверка домашнего задания
1. Выучите по монографии «Как научить всех и каждого» следующий материал, законспектируйте его или сделайте необходимые пометки в ксерокопиях:
· Виды повторения (глава 1, §4, с. 56-59), соотнесите его со стадиями закрепления и типами уроков, видами планирования.
· Виды опроса и способы проверки домашних упражнений (глава 1, §10, с. 88-99); соотнесите их с типами уроков.
Обратите особое внимание на сильные и слабые стороны каждого вида опроса и способа проверки домашнего упражнения, на приемы активизации учащихся во время индивидуального опроса/проверки.
2. Изучите виды контроля; дополните материалы сведениями из монографии «Как научить всех и каждого», гл. 2, §1, с. 100-104, выполните задание на с. 103-104.
2. Определите цели опроса и проверки домашнего упражнения по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» в 5 классе по учебнику под ред. Шанского Н.М., разработайте фрагмент урока – опрос. Предусмотрите разные варианты опроса, исходя из типа урока: фронтальный, индивидуальный, уплотненный.
Литература
Зайдман И.Н., Ефремова О.А. Как научить всех и каждого: Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. – Новосибирск, 2010.
Литература
Лернер, И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект) / И.Я. Лернер //Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. 1. – Новосибирск, 2005. С. 9-16.
Литература
1. Блинов, Г.И. // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2001. – С. 55-56; 2005. - С. 76-77.
2. Гадалова, В.В. // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2001. – С. 52-55; 2005. - С. 71-76.
3. Купалова, А.Ю. // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2001. – С. 56-65; 2005. - С. 77-87.
Тема: Урок закрепления
На основании лингвометодического анализа параграфов учебников 9 класса под ред. Н.М. Шанского («Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения») и под ред.С.Г. Бархударова «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» (Приложение), разработайте материалы для урока закрепления по данной теме: опрос и проверка ДЗ, система заданий на формирование умений (3-5 стадии, на смешиваемые деформации возьмите знаки препинания при ОЧП и запятую, точку с запятой в БСП, ССП и СПП).
Инструкции должны быть прописаны, задания выполнены, тексты заданий и упражнений иметь на занятии, продумать способы проверки заданий.
Литература
Ладыженская Т.А. Изучение фонетики и графики в 5 классе // Хрестоматия. Ч. 3. Новосибирск, 2005. – С. 3-32.
Методика изучения морфемики и словообразования. Урок обобщения и систематизации
1. Изучите теорию по теме.
2. Познакомьтесь со статьями С.И. Львовой, И.Г. Милославского, сделайте необходимые выписки. С чем в этих статьях вы не согласны? Какие заметили противоречия?
3. Выполните лингвометодический анализ параграфа учебника 5 кл. под ред. Н. М. Шанского «Приставка» или «Суффикс» (на выбор): как обеспечены задачи изучения раздела, какие принципы методики реализуются в теоретическим и практическом материале, какие виды заданий и упражнений имеются; предложите пути совершенствования материала учебника.
4. Повторите требования к уроку обобщения и систематизации, его структуру, виды заданий и упражнений. Разработайте конспект урока обобщающего повторения по теме «Морфемика. Приставочный и суффиксальный способы словообразования» в 5 класс.
Литература
1. Милославский, И.Г. Как разобрать и собрать слово // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2001. – С. 42-43; 2005 г. С. 58-60.
2. Львова, С.И. Словообразование в V классе (I полугодие) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2001. – С. 43-44; 2005 г. С. 60-61.
Литература
1. Баранов, М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М.Т. Баранов // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 3. Новосибирск, 2005. С. 50-58.
2. Технологии организации самостоятельной работы /И.Н. Зайдман и др. Новосибирск, 2012. С. 28-50.
Литература
1. Ивченков П.Ф. Еще раз о редактировании текста // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 75 – 76.
2. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. V. – Новосибирск, 2001. – 2005. - С. 3-12.
3. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. V. – Новосибирск, 2005. - С. 12-23.
4. Тиханов А.А. Проверка, анализ и оценка сочинения («Моя комната», VI класс) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. – С. 76 – 82.
5. Соловейчик М.С. Анализ и оценка сочинения («Мой город», VIII класс) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 82 – 98.
6. Сулименко Н.Е. О критериях однотипности речевых недочетов // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. V. – Новосибирск, 2005. - С. 26-32.
7. Талалаева Л.Ф. Первая отметка за сочинение (опыт анализа некоторых сторон проверки и оценки учителями письменных работ детей) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. С. 98 – 109.
8. Чижова Т.И. Об организации работы по исправлению содержательной и речевой стороны высказывания (урок анализа изложения в V классе) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 109 - 117.
9. Арефьева С.А. Проверка сочинений учащихся // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 117 - 122.
Литература
1. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ классы): пособие для учителей /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978 (любое изд.).
2. Методика развития речи на уроках русского языка /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1980 (любое изд.)
3. Зайдман И.Н. Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку: развитие коммуникативных и социальных компетенций: практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.
Литература
1. Ходякова, Л.А. Искусствоведческий текст как образец подготовки к описанию картины / Л.А. Ходякова // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. IV. – Новосибирск, 2000. – С. 12-19; 2005. – С. 24-34.
2. Новикова, Л.И. Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина» / Л.И. Новикова // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч.4. – Новосибирск, 2005. – С. 34-46.
3. Кабанова, Е.В. Описание натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды» как подготовительный этап к сочинению по воображению / Е.В. Кабанова // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч.4. – Новосибирск, 2005. – С. 46-53.
Литература
Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ классы): пособие для учителей /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978. С. 196-247.
Литература
Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ классы): пособие для учителей /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978. С. 196-247.
Литература
И.Н. Зайдман. Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников. Новосибирск, 2001.
Литература
1. Тростенцова, Л.А. Процесс изучения морфологии с I по V класс (на примере формирования понятия «части речи») // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2005 г. – С. 63-68.
2. Лидман-Орлова, Г.К. Лингвометодические основы развития синтаксического строя детской речи на уроках морфологии // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, – 2005 г. С. 68-71.
Литература
Тростенцова, Л.А. Процесс изучения морфологии с I по V класс // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2005. – С. 63-68.
Литература
Ипполитова, Н.А. Работа с текстом при изучении синтаксиса (тема «Сказуемое») // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. 3. – Новосибирск, 2002. – С. 65-74 или Ч.3. – Новосибирск, 2005 – С.87-98.
Литература
Григорян Л.Т. Внеклассная работа по русскому языку// Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. III. – Новосибирск, 2005. – С. 79-99.
по теории и методике обучения русскому языку
При изучении курса опирайтесь на документ «Вопросы к экзамену…»; в таблице перечислены основные учебники, жирным шрифтом выделено самое удачное пособие. Список литературы представлен в конце документа.
Если в приведенных ниже заданиях написано «изучите теоретический материал», то имеется в виду обращение к основным ученикам.
Если же в задании назван источник (например, Хрестоматия), то имеющейся в нем информации достаточно для освоения темы занятия.
Вы можете скачать бесплатно с сайтов учебники:
1. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева http://irgali.narod.ru/files/nauka/metodika_rus_yaz_sabatkoev.pdf
2. Артеменко Н.А. (сост.) Теория и методика обучения русскому языку DOC
Томск: ТГПУ, 2009. – 201 с. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/ft.guideline/ не бесспорное пособие
3. Сидорова Е.В. Типы уроков русского языка PDF
Учебно-методическое пособие для вузов. — Воронеж, 2007. — 31 с. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/ft.guideline/ не бесспорное пособие
4. http://nashol.com/2012092767214/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-srednei-shkole-litnevskaya-e-i-bagryanceva-v-a-2006.html Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе
5. http://nashol.com/2012092767215/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-shkole-baranov-m-t-ippolitova-n-a-2001.html Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова
6.http://www.twirpx.com/file/369215/ Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка pdf
На сайтеtwirpxдается определенное количество баллов для скачивания, затем надо платить деньги или пополнять баллы.
До экзамена необходимо, чтобы была зачтена контрольная работа, сдан зачет, была пройдена педагогическая практика. Это служитдопуском к экзамену.
Лингвометодический анализпроводится по следующим вопросам:
· какой теоретический лингвистический материал представлен в объясняющей части параграфа, какой – на практическом уровне (в заданиях и упражнениях), насколько корректна лингвистическая теория, нет ли фактических ошибок;
· как учтены особенности изучения данного раздела (принципы методики, виды заданий);
· как представлен этот материал методически: методы, виды заданий, система упражнений (разнообразие, логика расположения, вариативность, чередование), характер дидактического материала (наличие текстов, их содержание, возможности текущего повторения, сопутствующее повторение, реализации внутрипредметных связей и развития речи);
· каков методический аппарат учебника (условные обозначения, разборы, образцы рассуждений и проч. образцы; шрифты, иллюстрации, словари, межпредметные связи – межпредметный материал и др.);
· предупреждение возможных трудностей учеников;
· предложения по совершенствованию параграфа.