Контингент, сотрудники, условия работы
Постоянно занятия в школе в разные годы посещали от 4 до 7 детей с диагнозом «атипичный аутизм». Возраст детей основного контингента на момент начала занятий — от б до 10 лет. Все дети (кроме одного мальчика) до регулярных занятий в школе в течение нескольких лет посещали индивидуальные психолого-педагогические занятия. Последние два года независимо от основного контингента индивидуальные занятия проводились также с двумя детьми 4-х лет с диагнозом « атипичный аутизм ».
В среднем за время существования школы число постоянных сотрудников составляло 4 человека: 3 психолога и 1 коррекционный педагог; в течение двух лет в школе работал логопед. Все сотрудники имели профильное образование; двое постоянных сотрудников и логопед до открытия школы имели опыт работы с аутичными детьми. Обучение остальных сотрудников проходило в форме стажировки на рабочем месте.
В обязанности сотрудников входило составление индивидуальных программ, проведение занятий, изготовление дидактических пособий, участие во внеклассных мероприятиях, ведение документации, работа с родителями. Кроме того, сотрудники добровольно участвовали в уборке помещения, в закупке, материалов для занятий и других актуальных для школы видах деятельности. Обязанностью психолога с наибольшим опытом коррекционной работы с аутичными детьми была административная сторона работы школы: составление расписания, организация внеклассных мероприятий, координация других организационных моментов.
Следует сказать несколько слов о помещении, в котором располагалась школа. Это было нежилое помещение площадью около 100 квадратных метров, располагавшееся на первом этаже жилого дома, с отдельным входом. Напротив входа находился парк. Планировка помещения осуществлялась сотрудниками школы и выглядела следующим образом: прихожая и просторный холл, длинный коридор, по правую руку комнаты: учительская, две учебные комнаты, игровая комната; с левой стороны от коридора — спортивныйзал с душевой комнатой, туалет с унитазом и раковиной, кухня (см. рис. 6).
Кратко опишем обстановку и оборудование помещения. В прихожей хранилось все необходимое для прогулки (в зависимости от времени года — мячи, санки и т.п.).
В холле находились шкафы с полками и крючками для одежды (для каждого ребенка свое отделение шкафа). На каждой дверце шкафа была наклеена фотография ребенка (в рамке определенного цвета1) и написано его имя. Перед каждым шкафом помещались стулья, количество которых соответствовало количеству детей. За входной дверью находилась вешалка для одежды сотрудников.
Обстановку учительской составляли три однотумбовых письменных стола, три полки для книг, диван и стулья. На одном из столов стояли компьютер с принтером и телефон
В широкой части коридора» примыкающей к холлу, в стену встроены три шкафа для хранения пособий и учебных материалов.
В учебной комнате № 1 располагались рабочие места для троих детей, каждое из которых состояло из стола, стула и открытого стеллажа. Также в комнате находились дополнительные стулья для педагогов. На стеллаже в пластмассовых корзинах, коробках и папках размещались пособия для каждого ребенка. Над столами были установлены дополнительные источники освещения (лампы дневного света). Рабочие места отделялись друг от друга перегородками (рис. 7). За дверью — умывальник и мусорная корзина.
1 Определенный цвет использовался для пособий и других материалов каждого ребенка. Это помогало запомнить, где находится рабочее место, где крючок для полотенца и т.п.
В учебной комнате №2 были оборудованы рабочие места для четырех детей. В комнате также имелись умывальник и мусорная корзина.
В игровой комнате находилось пианино, вдоль стены стояла длинная лавка. На широком подоконнике — клетка с попугаем. На лавке, подоконнике и на полу располагались игрушки (конструктор, машинки, мягкие игрушки, куклы, игрушечная кухня).
В оборудование спортивного зала входил комплекс простейших спортивных снарядов: лестница, трапеция, кольца, веревочная лестница.
В кладовой хранились маты, круглый батут, большие мячи (на которых прыгают), мячи, коврики, мягкая труба, мягкие блоки.
В душевой были полотенца и мыло. В туалете находились унитаз, раковина с мыльницей, крючки для полотенец разных цветов с фотографией каждого ребенка над крючком, полотенце для сотрудников, мусорная корзина.
В кладовой хранились лопата, метла, грабли.
Кухня была оснащена мойкой (с мусорным ведром под раковиной), электрической трехконфорочной плитой, микроволновой печью, Холодильником, из мебели — двумя навесными шкафами, обеденным столом и шкафами для хранения посуды.
Пол в помещениях имел три вида покрытий: линолеум (прихожая, холл, коридор, кухня); ковровое покрытие (спортивный зал, учительская, учебные комнаты, игровая), кафель (душевая, туалет). Стены, за исключением кухни, туалета и душевой, были оклеены белыми однотонными обоями. На окнах сначала висели занавески, позднее — жалюзи, которые были более удобны, так как позволяли полностью закрыть окно, если ребенка отвлекало происходящее на улице.
Обстановка в комнатах могла меняться в зависимости от того, какие занятия проводились: иногда столы менялись местами, несколько столов могли быть составлены вместе и т.п.
Расписание дня
Дети из основной группы посещали занятия ежедневно (кроме субботы и воскресенья), с понедельника по четверг — с 10 до 16 часов; в пятницу — с 10 до 15 часов. В качестве примера приведем расписание на день (учебный год, в течение которого основная группа составляла 7 детей). В строках обозначены временные рамки занятий. В колонках — какие занятия проводит каждый из сотрудников (табл. 9).
Таблица 9
Борисова А. | Голубева В. | Иванова М. | Петров Г. | |||||||
10.00-10.15 | ПЕРЕОДЕВАНИЕ | |||||||||
Боря | Катя, Лена | Костя, Тема | Стас, Леня | |||||||
10.15-10.45 | Костя, Леняматематика комната №1 | Лена развитие речи комната №2 | Боря, Катя развитие речи комната №2 | Тема, Стасразвитие восприятия и моторики комната №2 | ||||||
10.45-11.15 | Стас, Боря развитие речи; накрывание на стол комната №2; кухня | Костяразвитие речи комната №1 | Тема, Леняразвитие речи комната №1 | Катя, Леназарядка спорт, зал | ||||||
11.15— 11.30 | ЗАВТРАК | |||||||||
11.30-12.15 | Катя, Стас развитие речи комната №2 | Тема, Ленабытовые навыки кухня | Боря, Ленячтение комната N1 | Костячтение комната №1 | ||||||
12.15— 12.45 | Леня, Стас, Костязарядка спорт, зал | Боря, Лена, Катя, Тема труд кухня | ||||||||
12.45-13.45 | ПРОГУЛКА Дежурство | |||||||||
13.45— 14.30 | Леня, Стас, Костя накрывание на стол кухня | Лена, Боря, Тема, Катя игровая | ||||||||
14.30-15.00 | ОБЕД | |||||||||
15.00-15.45 | Костя, Леняразвитие восприятия и моторики комната №1 | Лена, Тема развитие речи комната №2 | Боря развитие восприятия и моторики комната №1 | Катя, Стасбытовые навыки кухня | ||||||
15.15-15.45 | Катя, Стас самостоятельные задания комната №2 | Боря самостоятельные задания комната №1 | Лена, Темасамостоятельные задания комната №2 | Костя, Ленясамостоятельные задания комната N1 | ||||||
15.45-16.00 | ПЕРЕОДЕВАНИЕ | |||||||||
Стас, Леня | Костя, Тема | Боря | Катя, Лена | |||||||
Все программы, на которых основывалось обучение, были индивидуальными и разрабатывались сотрудниками школы. При составлении программ использовалась специальная литература по аутизму. Кратко опишем содержательную сторону занятий.
Когда дети приходили в школу или с прогулки, уходили из школы или собирались на прогулку, осуществлялось обучение навыкам самостоятельного переодевания. На занятиях по развитию речи отрабатывались навыки понимания речи (понимание названий предметов, действий, признаков предметов и т.п.) и экспрессивной речи (умение выражать просьбы, согласие-несогласие, отвечать на вопросы и т.п.). На занятиях по развитию моторики и восприятия проводилось обучение невербальным предпосылкам интеллектуальной деятельности, развитие тонкой моторики (лепка, умение пользоваться ножницами и т.п.). Зарядка включала в себя индивидуально подобранный комплекс упражнений, направленных на закрепление навыков двигательного подражания, на формирование контроля за своими движениями, на развитие точности, четкости движений. Занятия по математике были направлены на формирование элементарных математических навыков. Занятия по чтению включали в себя обучение послоговому и глобальному чтению. На прогулке детей учили адекватному поведению на улице, зимой кататься на санках с горы, летом — играть в мяч и другие подвижные игры. Во время завтрака и обеда детей обучали есть самостоятельно, проводили работу по • расширению пищевого репертуара. Занятия по формированию бытовых навыков были встроены в расписание дня: обучение/ самостоятельно накрывать на стол, готовить горячие бутерброды в микроволновой печи, убирать посуду, мыть посуду и т.д. Самостоятельные задания дети должны были выполнять по расписанию, при этом репертуар предлагаемых заданий постоянно менялся, проводилось дополнительное обучение. В течение дня в среднем около 15 минут дети проводили, отдыхая в игровой комнате.
Рабочий день сотрудников начинался не позднее, чем за час до прихода детей и заканчивался не ранее, чем через час после ухода детей. В конце каждого рабочего дня проводились обсуждения текущих вопросов, связанных с коррекционным процессом.