ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОСНАЩЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШИШКИНОЙ ВАЛЕРИИ.
Для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения учащегося, соответствующее его психофизическим особенностям было проведено комплексное обследование воспитанника дошкольной группы Шишкиной Валерии.
Результаты комплексного обследования Шишкиной Валерии:Мутична. Не проявляет поведения, свидетельствующего о понимании речи: на имя не откликается, на инструкции или предложения заняться приятными для нее видами деятельности не реагирует. Нецеленаправленно перемещается по комнате, берет различные предметы и облизывает их. Фиксирует взгляд на звучащих игрушках, подносит их к уху. Глазной контакт эпизодический, краткий. Нравятся двигательные игры с включением тактильного контакта. При этом был спокойна, комфортна, может занимать себя сама, отмечаются двигательные стереотипии. Направленное диагностическое обследование провести не удалось. Бытовая адаптация на крайне низком уровне: девочка себя не обслуживает, навыки опрятности не сформированы, не умеет кушать самостоятельно, пользоваться туалетом. Девочке требуется индивидуально программное оснащения процесса обучения и воспитания.
Социально-эмоциональное направление работы.
Валерия находится на уровне допуска человека в свое пространство.
Задачи:
· Развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции их ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.
· формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
· развивать положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
· формировать у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
· побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
· Обучать ребенка умению проявлять реакцию на состояние комфорта и дискомфорта.
· Обучать умению фиксировать взгляд на предмете, прослеживать за движением яркого предмета в разных направлениях, следить за тем, куда взрослый кладет предмет;
· Формировать зрительно-моторную и зрительно-слухомоторной координации: тянуться рукой за предметом, привлекшим внимание ребенка цветом или звуком (яркая игрушка, погремушка).
· Формировать слухомоторной координации (поворачивать голову на звук);
· обучать реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося в непосредственной близости (колокольчик, погремушка);
· обучать соотнесению слова с соответствующим ему действием («дай» — просит игрушку, «на» — дает игрушку, «хлоп-хлоп» — хлопает руками).
· стимулирование реакций ребенка при помощи прикосновения холодных, теплых, шершавых и других предметов к его рукам.
Показатели успешного развития детей:начинает осознавать ощущения, которые поступают от ее мышц, сухожилий и т.д . Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающих различные манипуляции.
Коммуникационно-речевое направление работы.
Уровень развития – довербальный.
Задачи:
· развивать предпосылки совместной деятельности;
· формировать способность к подражанию движений и звуков.
· формировать способность к зрительного контакта во время общения;
· развивать проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
· развивать устойчивость и концентрацию внимания
· Обучать играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).
· Обучать подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп).
· Обучать произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба).
· Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.