Разделы комплексной программы развития.
Линии Уровни | Познавательный раздел Развитие чувственного опыта, становление общего интеллекта; главное понятие -знания | Коммуникативно-речевой раздел Обретение способности к коммуникации; главное понятие - общение | Социально-эмоциональный раздел Приобретение социального опыта, становление способности к взаимодействию; главное понятие - контакт | Художественно-эстетический раздел Раскрытие инди-ности ребенка средствами искусства; гл. понятия - самовыражение | Психо-моторный раздел Развитие системы целостных двигательных актов; главное понятие - двигательная активность |
Знания о последовательности, причину и следствие действий и событий | Связное говорение (усвоение грамматики) общее коммуникативное пространство | Способность к социальной поведения | Художественно-эстетическая активность ребенка, способность к общественной деятельности | Двигательная активность на уровне деятельности | |
Знания о связях между предметами | Структура предложения | Способность конструктивно влиять на окружающую среду | Способность к участию в занят-областях художественно-эстетической направленности вместе с другими | Двигательная активность на уровне предметных действий | |
Знания о свойствах предмета | Комбинация слов | Становление социального взаимодействия | Расширение спектра художественно-эстетических действий ребенка | Локомоторный (двигательная активность на уровне пространственного поля) | |
Знания о предмете | Уровень первых слов | Допуск другого человека в свое пространство | Появление отклика ребенка на обращение к нему средствами искусства | Долокомотор-ный (двигательная активность на уровне восприятия) | |
Чувственный опыт | Довербальний | Выделение себя из окружающей среды | Чувствительность к художественно-эстетическим средствам | Двигательная активность на уровне элементарных ощущений |
Дети, на которых направлена реализация программного материала комплексной программы, представляют собой разнороднородную группу - направление развития которых находятся на различных уровнях. Для формирования способности детей с аутизмом к адаптации в окружающем мире, предпосылок их эффективного взаимодействия с другими людьми, важнейшими являются определенные образовательные задачи, указанные в таблице для каждого ребенка,
Дети | Познавательный раздел | Коммуникативно-речевой раздел | Социально-эмоциональный раздел | Художественно-эстетический раздел | Психо-моторный раздел |
Стекольников Тимур | Элементарные знания о предмете (2уровень) | Довербальный уровень (1 уровень) | Выделение себя из окружающей среды (1 уровень) | Чувствительность к художественно-эстетическим средствам (1 уровень) | Двигательная активность на уровне элементарных ощущений (1 уровень) |
Задачи Развивать способность к продуктивным видам деятельности; Поддерживать интерес и внимание к другим людям; Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими Формировать способность к разнообразных действий; формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб | |||||
Шишкина Валерия | Чувственный опыт (1 уровень) | Довербальный уровень (1 уровень) | Допуск другого человека в свое пространство (2уровень) | Появление отклика ребенка на обращение к нему средствами искусства (2 уровень) | Двигательная активность на уровне элементарных ощущений (1 уровень) |
Задачи: Развивать чувство безопасности и доверия; Формировать моторные навыки, познавательную активность Расширять жизненные впечатления; Переключать деструктивную активность на конструктивную | |||||
Жданов Алексей | Чувственный опыт (1уровень) | Довербальний(1 уровень) | Допуск другого человека в свое пространство (2уровень) | Чувствительность к художественно-эстетическим средствам (1 уровень) | Двигательная активность на уровне элементарных ощущений (1 уровень) |
Задачи: Развивать способность к исследовательской и манипулятивной деятельности; Расширять личностный опыт Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми; Обогащать жизненные впечатления ребенка | |||||
Яковлев Евгений | Элементарные знания о свойствах предмета (3 уровень) | Уровень первых слов (3 уровень) | Допуск другого человека в свое пространство (2 уровень) | Появление отклика ребенка на обращение к нему средствами искусства (2 уровень) | Долокомотор-ный (двигательная активность на уровне восприятия 2 уровень) |
Задачи: Развивать выразительность движений (распространение границ пространственных проявлений); Развивать умение замечать различные эмоциональные состояния людей Формировать умение участвовать в совместной деятельности; Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных | |||||
Кабанов Максим | Знания о свойствах предмета (3 уровень) | Довербальний (1 уровень) | Допуск другого человека в свое пространство (2 уровень) | Появление отклика ребенка на обращение к нему средствами искусства (2 уровень) | Двигательная активность на уровне элементарных ощущений (1 уровень) |
Задачи: Развивать умение использовать полученные представления для дальнейшего расширения личного опыта; Формировать способность к произвольности и умение преодолевать трудности; Формировать способность к проявлению контакта; Воспитывать культуру поведения |
Что касается учебных и коррекционных задач, то они, бесспорно, будут отличаться в зависимости от той или иной сферы развития, что указано в соответствующих разделах программы. Идея разграничения развития ребенка на отдельные сферы развития возможна только в плоскости теории; на практике имеем дело с целостной личностью, которая развивается во многих направлениях одновременно. Указанные в таблице уровне развития последовательно раскрываются в разделе комплексной программы – индивидуальное программное оснащение коррекционно – развивающего процесса обучения и воспитания каждого ребенка.
Содержание раздела «СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
Значение социально-эмоционального развития для ребенка с аутизмом заключается, прежде всего, в формировании определенных личностных свойств, потребностей, способностей, элементарных представлений и практических умений, которые обеспечивают ребенку жизнедеятельность и помогают осознать, как следует себя вести, чтобы общаться с другими, чувствовать себя по возможности комфортно.
В силу того, что эмоционально-социальные умения и навыки у многих детей с аутизмом являются, как правило, чрезвычайно затрудненными, в своем большинстве они не способны нормально общаться почти со всеми категориями людей. Со значительными трудностями ребенок с аутизмом перенимает опыт социальной жизни, усваивает правила, нормы и стандарты поведения.
Вместе с тем отсутствие или недостаточность целенаправленного овладения приемами взаимодействия приводят к тому, что процесс адаптации (особенно у детей с тяжелыми формами аутизма) проходит спонтанно, стихийно, вызывая появление и развитие отрицательных для организма и внутреннего мира ребенка) новообразований, которые еще больше осложняют их дальнейшую социализацию.
Не менее важным является аспект социально-эмоционального развития ребенка с аутизмом, что характеризует особенности его физического и психического «Я». Поскольку ощущение размытости своего «Я», страх вмешательства другого в собственное пространство является характерным для аутичных детей, то важным этапом процесса налаживания невербального, так и вербального контакта с людьми из близкого и далекого для них окружением является определение собственных границ и преодоления страха вмешательства извне.
В свою очередь, обозначенные особенности являются следствием формирующегося у малыша осознание собственных эмоциональных состояний, трудности создания образа себя и партнера, неумение регулировать продолжительность и интенсивность контакта и выбирать посильные для нее средства общения (прикосновения, контакт глаз, соотношение поз, пользование теми или другими невербальными действиями, регуляция интонаций и других просодических элементов). Осознание ребенком своего психического «Я» будет означать то, что ребенок начал понимать, чем она отличается от других, а также разницу между «мой - чужой», «такой, как я не такой», «Я, мое» и т.д.
Отрицательный результат попыток ребенка с аутизмом налаживать контакт с окружающими, как правило, вызывается также отсутствием у них безопасного эмоционально-коммуникативного пространства, безопасного взаимодействия и очень медленным расширением пространства своего «Я». Таким образом, одной из основных особенностей ребенка с аутизмом являются трудности обретения положительного социально-эмоционального опыта, что, в общем, определяет состояние развития его личности.
Особенности социально-эмоционального развития ребенка с аутизмом позволят сделать правильный общий вывод относительно функционирования составляющих социально-эмоционального развития конкретного ребенка с аутизмом и определить пути психологической работы с ним. Кроме того, такой подход позволит четче выявить и осознать те специфические различия в социально-эмоциональном развитии детей с аутизмом, которые делают их вхождение в мир людей таким проблематичным.
Проблемы социально-эмоционального развития детей РДА 5-го до 7-го года жизни:
· Не дополняют своих впечатлений об окружающем мире, а только закрепляют их, застревая, как и раньше, на одном объекте или действии, что препятствует получению нового опыта. Видят только в том направлении, в котором смотрят и только те предметы, на которых задерживают взгляд.
· Ребенок не демонстрирует те виды поведения, которые свидетельствовали бы о возможности развития у него социальной заинтересованности в других детях, общий внимание, совместное взаимодействие.
· В результате отсутствия четких реакций ребенка на самого себя, а также представление о том, как он выглядит в глазах других людей, у него не развиваются оценочные представления о том, как себя вести.
· При некотором расширении круга общения ребенку, как правило, не хватает интуитивности, той способности «схватывать» особенности ситуации и переживания других людей, которые обеспечивают успешность взаимодействия.
· Наблюдается несформированность ощущения ребенком себя и других, что в значительной степени вызвано или отчужденностью от окружающей среды, или отторжением от окружающей реальностью.
· Не сравнивает себя со сверстниками, не стремится подражать им, не пытается объединиться с ними для совместной деятельности. Кроме этого, ребенок недостаточно осознает отношение к себе разных детей.
· Не развивается интерес к содержанию и форм человеческих взаимоотношений и правил поведения в обществе, который помогали бы положительно влиять на различные формы взаимодействия.
· Не формируется элементарная система ценностей, которая помогала бы правильно понимать и соответственно строить отношения со взрослыми и детьми.
· Не формируется регулирование ребенком своих действий согласно указаниям взрослого. Это вызывает неумение задержать или хотя бы отсрочить исполнение своего желания ради взрослого или другого ребенка или ради иной цели. Не формируется произвольное поведение, в результате чего случайные действия не уступают место целенаправленным. Однако это не влияет на положительную оценку ребенком своих действий.
· С трудом приспосабливаются к новым социальным условиям жизни. Убедить ребенка в чем-то, все убеждения лишь активизируют выстраивание системы защиты. Демонстрирует негативизм в отношении попыток включить его в совместную деятельность.
· Ребенок не проявляет интерес и желание к совместной деятельности со взрослым, не обращается за поддержкой к родителям, не старается радовать их своим поведением, не всегда понимает значение наказания.
· Не адекватно реагирует на слова, действия, поступки разных людей, не может сдержать свою эмоциональную импульсивность.
· Во время контакта с окружающими заметна повышенная уязвимость. Реакцией на неудачу, как и раньше, изолированность от других людей или негативизм, стремление остаться в тени, незамеченным.
· Отсутствует управляемость в социально-эмоциональной взаимодействия: нарушение реакции на эмоции других людей; несоответствие поведения ребенка эмоциональном и социальном контекста; слабая интеграция социальной и коммуникативной поведения, неспособность инициировать или поддержать разговор.
· При решении проблемной ситуации, руководствуется, в первую очередь, исключительно личными интересами. Не умеет координировать свою деятельность с другими, не стремится быть авторитетным в глазах сверстников.
· Способен самостоятельно занять себя на длительное время, однако, отдав при этом предпочтение стереотипным интересам, поведении и активности. Стереотипное поведение, обычно, сопровождается негативизмом в отношении предложенных новых видов деятельности, а также относительно попытки взрослого направить ребенка на смену старых привычек.
· Не обладает эмоционально-коммуникативными умениями: не инициирует контакты, не отвечает на инициативу других, избегает обмена информацией, не выслушивает, не берет других вниманию, не стремится наладить взаимодействие, не дорожит взаимоотношениями.