Полушарное функциональное распределение

ЛЕВОЕ ПРАВОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
дискретное (по частям) целостное
аналитико-рассудочное эмоционально-чувственное
речи (смыслового аспекта) музыки, цвета, а также шумов
высоких звуков низких звуков
ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
более медленная более быстрая
в понятиях в образах
словесно-знаково-логически исследовательная мгновенный чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире
ЭМОЦИИ
Волнение, чувство наслаждения, счастья Страх, печаль, гнев, ярость и др. отрицательные эмоции
Преимущественно внутреннего (импрессивного) плана Преимущественно внешнего (экспрессивного) плана
СОЗНАНИЕ
Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами Центр подсознательных и бессознательных психических процессов
Чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды («я») Чувство единения, общности, слитности с природой и людьми («мы»)
РЕЧЬ
Центр языка и речи, знаковых систем --------
Смысловая сторона речи Интонационная сторона речи
Чтение и счет, память Мимика, жестикуляция
Опора на согласные Опора на гласные
МЫШЛЕНИЕ
Скорее рациональное Скорее эмоциональное
Абстрактно-логическое Наглядно-образное, интуитивное, спонтанное
Индукция (выделение частного) Дедукция (образование общего)
Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров, формальное, программируемое
Установление сходства Установление различий
ПАМЯТЬ
Запоминание цифр, формул, слов, имен Зрительно-наглядная, образная, эмоциональная; запоминание конкретных событий, узнавание лиц людей
Произвольная Непроизвольная
Прогноз будущего (планирование) Текущее, реальное время, информация о прошлом
ИНТЕЛЛЕКТ
Вербальный (словесный) невербальный
Логический компонент Интуитивный компонент
Приверженность теории Приверженность практике
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Большая двигательная активность Меньшая двигательная активность
Ориентация во времени Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями, чувство тела
Интровертированный (обращенный внутрь) характер общения Экстравертированный (обращенный наружу) характер общения

Приложение №2

ТЕСТ КНЯЗЕВОЙ И ВИЛЬДАВСКОГО

Содержание задания Результат
1. Рисование. Ребенку предлагается нарисовать предмет по выбору. После выполнения задания, ребенок рисует тот же предмет другой рукой   Определяется, какой рукой рисунок выполнен более качественно: четкое, пропорциональное изображение, ровные линии, отсутствие дополнительных штрихов, разорванных линий, сглаженных углов, отсутствие тремора руки при рисовании
2. Открывание коробочки (спичечного коробка). Предлагается найти спичку в одной из коробок. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает)
3. Складывание колодца из палочек (спичек) Ведущая рука используется более активно
4. Игра в мяч. Ребенок берет со стола теннисный мяч, бросает взрослому и ловит несколько раз. Бросок и ловля мяча выполняются ведущей рукой.
5. Вырезание ножницами по контуру рисунка. Ребенку предлагается вырезать по контуру рисунок (цветок, зайчика, узор и т.п.)   Ведущая – более активная рука, причем это не обязательна та рука, в которой ребенок держит ножницы, т.к. ребенок может поворачивать рисунок, а ножницы держать неподвижно.
6. Нанизывание бисера (пуговиц) на иголку с ниткой (на шнурок). Ведущей считается та рука, которая выполняет движение, даже если ребенок держит иголку или шнурок в другой руке.
7. Выполнение вращательных движений.Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Рука, активно выполняющая движение, – ведущая.
8. Развязывание узелков. Используется шнурок средней толщины с заранее неплотно завязанными узелками Ведущей рукой ребенок развязывает узел, а другой рукой его держит.
9. Построение из кубиков по образцу. Дается задание построить дом (ограду) с опорой на образец. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая детали постройки.


Приложение № 3

Наши рекомендации