Двуручная симметричная деятельность, отработка крупной моторики

Упражнение 1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на уровне паха. Поворот головы вправо, влево, вперед, назад.

Упражнение 2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Наклон вперед с вытягиванием рук, в этой позе туловище удерживается до 20—30 секунд.

Упражнение 3. И.п.: руки в замок сзади на уровне лопаток, ноги на ширине плеч, при этом одна ступня перпендикулярна другой. Поворот корпуса на 90 градусов. Далее в этой позе сделать 2—3 глубоких вдоха.

Упражнение 4. И.п.: ноги на ширине плеч, наклониться, дотянувшись руками до опоры (стул, стол), прогнуться в пояснице и задержаться на несколько секунд.

Упражнение 5. И.п.: сидя на полу и скрестив ноги, руки при этом над головой, ладонь к ладони. Опускать и поднимать руки над головой.

Упражнение 6. И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях под прямым углом и разведены в сторону. Сгибать руки в плечевых суставах так, чтобы локтевые суставы соприкасались друг с другом.

Упражнение 7. И.п.: ноги на ширине плеч. Приседания на полную ступню с прямой спиной. Можно держать руками гимнастическую палку.

Во время всех упражнений необходимо следить за правильностью дыхания. На вдохе выполняют все упражнения с расправлением грудной клетки, на выдохе — сжатие.

Игры в вышибалы, плавание, волейбол. Упражнения для укрепления спины, верхнего плечевого пояса. Элементы растяжек или длительного удержания позы.

Двуручная деятельность, направленная на развитие мелкой моторики:

Перебирание круп. Смешиваются два стакана разных зерен (фасоль и гречневая) и разбираются на две кучки. Перебирать можно как сразу двумя руками (каждой свой вид зерен), так и разными руками поочередно; откапывание в крупе спрятанных мелких предметов: ключи, конфеты, пуговицы; лепка из пластилина, глины; шнурование и завязывание узлов и бантиков.

Очень хорошо, если ребенок занимается фортепиано. Если не жалко собственных ушей, то положительную роль играет барабан. Он, кроме развития моторики, дает выход эмоциям ребенка.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Асимметричная двуручная деятельность

При выполнении этого вида деятельности одна рука играет ведущую роль, другая ведомую.

Упражнение 1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Махи руками: одна вверх, другая в сторону.

Упражнение 2. И.п. та же. Махи руками: одна вверх, другая согнута в локте над головой.

Упражнение 3. И.п. та же. Махи руками: одна идет вверх, другая сбоку вниз.

Упражнение 4. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Одна рука выполняет круговые движения, другая восьмерки.

Упражнение 5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Одна рука поднимается вверх круговыми движениями, другая махом.

Упражнение 6. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Махи руками как при марше: одна рука вниз, другая вниз и в противоположную сторону.

Упражнение 7. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Прыжок — свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.

Упражнение 8. Как в предыдущем упражнении, но в прыжке одна рука согнута в локте, дотрагивается до макушки, другая вытянута над головой.

Упражнение 9. И.п.: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке. Голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать.

При выполнении всех упражнений чередуем руки.

В этот раздел подходит множество различных видов повседневной деятельности: подметание, вязание спицами и крючком, завязывание узлов, хорошо, если дети освоят основы техники «фриволите», если возможно, игра на арфе.

ПЯТЫЙ ЭТАП

Развитие пространственных представлений

Это этап работы с пространственными представлениями детей, одна из наиболее интересных тем. Освоение пространства тесно связано не только с развитием моторики и координации движений, но и с будущим обучением письму и основам математики. Без ориентации в пространстве листа, без представлений о ряде, о последовательности ребенок столкнется с большими трудностями в школе. Развитие пространственных представлений нарушено не только у детей с гемипарезами и у возбудимых детей, но и у левшей, да и многие вполне здоровые взрослые зачастую путают право и лево.

Игры с мячом

Игры с мячом являются развитием ребенка типа "возьми и дай". Вначале, когда ребенок собирается ловить мяч, он вытягивает руки и ожидает его. Затем ребенок хватает обеими руками, при этом его пальцы выпрямлены. Когда годовалый ребенок бросает мяч, он обхватывает его снизу, бросает в направлении вперед и вверх. Ребенок в возрасте 2 - 3 года не может бросать мяч в каком-то определенном направлении и не может одновременно бежать и бросать мяч. К пяти годам бросок мяча становится скоординированным, более направленным. Ребенку тяжелее поймать маленький мяч. Когда ребенок играет с мячом, тренируются и другие органы чувств. Например:

Зрение: Ребенок следит глазами за мячом и фиксирует взгляд.

Слух: Он слышит, как мяч ударяется о землю или о стенку. Осязание: Ребенок касается мяча ладонями рук. Чувство суставов и мускулов: Он ощущает, какую силу си использует при бросании мяча. Тренирует чувство направления и того, как далеко он сможет бросить мяч. Равновесие: Бег и игра с мячом тренируются во многих играх с мячом. При этом у детей есть выход своей энергии; они учатся сотрудничать друг с другом.

Многие дети могут получать удовольствие, играя только одним мячом.

Наши рекомендации