Речь детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста.
До года – эмоциональное общение с близкими: гуление, лепет. Первые слова-предложения – в 1 год – 1 год и 3 месяца. От 2 до 5 лет – овладение грамматическими формами: склонение/ спряжение, формы числа и рода, словосочетания, основные виды простого и сложного предложения. Грамматикой дети овладевают па основе аналогий, они легко усваивают то, что закономерно, и с трудом – отклонения от системы. Овладение фонетикой обычно – до 3 лет, звуки [р], [л], [ш], [с] и некоторые другие вызывают затруднение у отдельных детей до 7 лет. Лексика, по разным данным: в 2 года – от 30 до 100 слов (слова в этом возрасте нередко искажаются), в 3 года – от 300 до 1500 слов, в 4 года – от 600 до 4000 слов, в 6 – 7лет – от 3000 до 7000 слов. К 7 годам, т. е. к моменту поступления в школу, дети в основном свободно пользуются всеми морфологическими и синтаксическими формами, конструкциями в пределах разговорно-бытового стиля. Речь преимущественно ситуативна, развит главным образом диалог; речевая активность очень неравномерна. До 80% детей в крупных городах и до 35% в сельской местности к 7 годам знают все или большую часть букв, до 10% читают; до 70% детей умеют писать некоторые буквы, главным образом печатные. Дети дошкольного возраста овладевают речью на основе восприятия речи взрослых (на основе речевой среды), стимулом их речевого развития служит потребность общения, познания, интересы. Ребенок, лишенный возможности общения, не владеет речью: на ряде примеров установлено, что ребенок, не научившийся говорить до 7 лет из-за отсутствия общения, уже не может усвоить речь, язык.
Лит.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961; Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М., 1961; Ядашко В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. – М., 1966; Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1973; Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1979; Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.
речь учащихся средней школы. Новое в языковом развитии в школьный период: при поступлении в школу детей их речь переходит в сферу волевую, перестает быть ситуативной (за исключением бытовой), школьник строит ответ на вопрос, строит предложения, выбирает слово, строит монолог, пишет сочинение и пр.; в жизнь школьника входнт постепенно понятие нормы, куль-
175 Риторика
туры речи, происходит стилистическая дифференциация речи, с 12 – 13 лет начинается формирование индивидуального стиля; если дошкольник пользовался лишь двумя видами речи – говорением и аудированием, то школьник овладевает еще двумя – чтением и письмом, они становятся для него столь же привычными, как и первые два; речь становится орудием познавательной, учебной деятельности, а также средством общественной деятельности (главным образом с IV класса) и средством профессионального самоопределения в старших классах; школьник как бы отделяет свою речь от своей личности, изучает ее основное средство – язык, усваивает его законы, при этом обогащается мышление ученика. В школьный период происходит рост лексического богатства: в IV классе – примерно 7 – 12 тыс. слов, в VIII – 15 – 45 тыс., в X – 25 – 60 тыс. Размеры предложений: в IV классе – в среднем 7 слов, в VI – 9, в VIII – 10, в X – 11 – 12 слов. Процент сложных предложений соответственно 22 – 32 – 36 – 41. Общие тенденции: во-первых, тенденция количественного увеличения запаса языковых средств – слов, сочетаний и пр., рост размеров и сложности синтаксических конструкций; во-вторых, рост разнообразия, дифференциации употребляемых языковых средств. Обе эти тенденции направлены на обогащение речи. Однако в речевом развитии учащихся есть и отрицательные тенденции: к старшим классам обогащение словаря идет быстрее, чем его активизация; речь учащихся нередко становится малоэмоциональной, чрезмерно книжной, усложненной, иногда уменьшается разнообразие использования уже усвоенных средств языка.
Лит.: Баранов М. Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / Под ред. Г. П. Фирсова // Изв. АПН РСФСР. – М., 1962. – Вып. 124; Ладыженская Т. А. Анализ устной речи учащихся V – VII классов // Изв. АПН РСФСР. – М., 1963. – Вып. 125; Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1970; Львов М. Р Тенденции развития речи учащихся средней школы. – М., 1978. – Вып. 1; М., 1979. – Вып. 2.
риторика – наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве; связана с поэтикой; обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила. На основе последних был построен учебный предмет в средней школе XIX в. – Р. В курсе Р. сообщались правила построения текстов различных видов (особенно – рассуждений), логические правила, давались образцы с их разборами, сообщались требования грамматики, стилистические и риторические фигуры. Изучение Р. в средней школе носило формальный характер, вследствие чего Р. как школьная дисциплина была скомпрометирована (против Р. в школе резко выступил В. Г. Белинский), в средней школе СССР она не изучается. Однако
Ролевая игра 176
отдельные требования Р. используются в современной методике русского языка: деление текстов на описания, рассуждения, повествования; правила построения индуктивного и дедуктивного рассуждения, правила доказательства; работа над различными жанрами в развитии связной речи учащихся и пр. Близки к Р. занятия по практической и функциональной стилистике.
Лит.: Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1969; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М., 1979; Виноградов В. В. Поэтика и риторика // О языкехудожественной прозы. – М., 1980; Кожин А. Н. и др. Функциональные типы русской речи. – М., 1982.
ролевая игра – методический прием обучения речи по коммуникативной методике. В родном языке – при усвоении речевого этикета, при развитии полемических умений и диалога вообще, при изучении иностранного – в разнообразных ситуациях. Состоит в создании таких ситуаций, в которых каждый участник Р. и. получает вымышленное имя, социальную роль – туриста, экскурсовода, медсестры, журналиста и пр. Ведущий, т. е. учитель (преподаватель), руководит ходом беседы. Р. и. создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда учащихся.
«Русская речь» – научно-популярный двухмесячный журнал Института русского языка АН СССР, основан в 1967 г. Отделы: «Язык художественной литературы», «Культура речи», «Русский язык как язык межнационального общения», «Русский язык в современном мире», «Язык и образцы фольклора», «В лаборатории писателя», «Язык прессы», «Из истории слов и выражений» и др. Иногда публикует материалы о преподавании русского языка в школе, о речевом развитии учащихся. Материалы журнала могут использоваться во внеклассной работе.
«Русская речь» – телевизионная передача для школьников и всех изучающих русский язык. В интересной, занимательной форме знакомит зрителей с наиболее яркими примерами выразительности русской речи, мастерства использования русского языка, с историей слов и оборотов речи, со значением слов, их правописанием и пр. Одна из форм внешкольной работы по русскому языку.
«Русский язык» – специализированное издательство, выпускающее учебную литературу для лиц, изучающих русский язык за рубежом, художественную литературу, материалы по страноведению для иностранцев, словари – как русские, так и двуязычные, наглядные пособия, грампластинки, компакт-кассеты, диафильмы для изучающих русский язык. Находится в Москве, создано в 1971 г.
177 «Русский язык в школе»
русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует коммунистическому воспитанию учащихся, формированию материалистического мировоззрения, приобщает школьников к богатствам Р. я. – его лексики, фонетики, грамматики, стилистики и пр., предполагает развитие их речи, овладение ее культурой, овладение умениями и навыками, без которых невозможна интеллектуальная деятельность и, следовательно, успешное обучение в школе: чтением, восприятием речи, письмом и речью-говорением, выражением своих мыслей, – овладение орфографией, пунктуацией, орфоэпией, усвоение основных языковых понятий и закономерностей в области фонетики, словообразования, грамматики, лексики, фразеологии и т. п. Р. я. является средством развития логического мышления учащихся, средством приобщения к сокровищам культуры. Р. я – язык русской нации и средство межнационального общения народов СССР, один из самых распространенных языков мира, один из официальных и рабочих языков ООН, по количеству публикаций стоит на 2-м месте в мире. Является родным более чем для 190 млн. чел. Изучается, наряду с родным, во всех национальных республиках СССР и в 91 зарубежной стране (25 млн. школьников и студентов). Содержание и объем материала по Р. я., его последовательность определяются государственной программой. Программа русской средней школы предусматривает: развитие устной и письменной речи учащихся; обучение чтению и письму, включая орфографию и пунктуацию, орфоэпию и выразительное чтение, доведение навыков речи, письма, чтения до высокого уровня совершенства; обучение школьников теории языка – грамматике, словообразованию, фонетике, стилистике, лексике. Теория языка имеет собственное образовательное и воспитательное, развивающее значение, а также выполняет служебную роль – как теоретическая основа грамотности и культуры речи учащихся. В целом школьный курс Р. я. имеет ярко выраженную практическую направленность. Задачей преподавания Р. я. в советской школе является подготовка вполне грамотных людей в широком смысле слова.
Лит.: Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1965; Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания // Сост. А. В. Текучев. – М., 1982; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской – М., 1983, Срезневский И. И. Русское слово. Избр. труды. – М., 1986.
«Русский язык в школе» – методический журнал Министерства народного образования РСФСР. Основан в 1914 г. в Ярославле. В 20-е годы назывался «Родной язык и литература в школе» (до 1929 г.), «Русский язык в советской школе» (1929 –
Самодиктант 178
1931). Публикует материалы по языкознанию, по методике русского языка как родного, из опыта работы школ, исследования речи учащихся, рецензии и пр. Отделы: «Языкознание», «Язык художественных произведений», «Вопросы культуры речи», «Методика и опыт», «Детская речь», «Внеклассная работа», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Русский язык в вузах», «Критика и библиография», «Хроника», «Консультации» и «Памятные даты».
С
самодиктант – вид зрительного диктанта. Текст, предназначенный для письма, воспринимается учащимися зрительно, запоминается, иногда подвергается анализу, объясняются орфограммы, затем записывается по памяти (иногда диктуется учителем – зрительно-слуховой вариант) и проверяется самими учащимися по книге, с выделением орфограмм. Последнее условие повышает степень самостоятельности учащихся. Используется преимущественно в младших классах; в старших – главным образом при самоподготовке, без учителя. Вариант С. – запись по памяти заученных наизусть прозаических или стихотворных текстов с последующей проверкой по печатному тексту.
самообразование учителя – важнейшая форма повышения квалификации, роста его мастерства и культуры. Основные формы С. у.: обучение в заочных учебных заведениях, в университетах марксизма-ленинизма, на различных курсах при институтах усовершенствования учителей, участие в работе творческих семинаров; изучение и разработка в своем классе тех или иных методических проблем, например «Воспитательная эффективность уроков русского языка», обобщение опыта работы, написание докладов и статей, разработка дидактических материалов для учащихся и пр.; углубленное изучение отдельных проблем языкознания или литературы: например, современной лексикографии; теории актуального членения предложения; теории речевой деятельности; принципов русской орфографии и пр.; элементы исследовательской работы: изучение уровня речевого развития учащихся, их орфографической грамотности, изучение навыка чтения и т. п. С. у. – не стихийный процесс, оно подчиняется системе – планам институтов усовершенствования учителей, соответствующих кафедр педагогических институтов, методических кабинетов роно (руно), общества «Знание» и пр. С. у. дает пример учащимся: учитель постоянно совершенствуется, никогда не перестает учиться, работает творчески, всегда в поиске.
самоподготовка – выполнение домашних заданий, а также самостоятельная работа в группах продленного дня, в школе-интернате и пр.
Сборник диктантов
самостоятельная работа учащихся по русскому языку – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении. О С, р. обычно говорят в связи с развитием познавательной активности, например: «Пути повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении орфографии». При этом вводится понятие степени самостоятельности, или уровней самостоятельности. Специфический для предмета «русский язык» аспект самостоятельности – это самостоятельное выражение своих мыслей в речи, самостоятельное использование при этом изученных средств языка. Наивысшей языковой самостоятельности учащиеся достигают в сочинениях, устных рассказах и т. п.; орфографических упражнениях с применением словарей, с введением проверочных слов, составлением алгоритмов орфографических действий и пр.; в редактировании сочинений, в рецензировании и пр.; в составлении обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.; в самодиктантах, других видах самоподготовки. Многие виды работ учащихся могут быть как С., так и не С. Так, сообщение новой темы может быть организовано в форме эвристической беседы и с самостоятельным выводом; в форме лекции, где самостоятельность учащихся проявляется в целостном восприятии и усвоении материала; в форме прочтения учебника и его усвоения без организующей помощи учителя. Учитель выбирает ту или иную форму подачи материала в зависимости от своих задач, условий работы. Применение сборников упражнений, дидактического материала, заданий, программированных материалов, ТСО (например, лингафонного оборудования) способствует С. р. у.
Лит.: Кобызев А. И. Индивидуальные задания по русскому языку б V – VII классах. – 4-е изд. – М., 1960; Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. – М., 1961; Смирнова В. Н. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. – М., 1962; Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся, – М., 1972.
сборник диктантов – вид пособия для учителя. Содержит отдельные предложения, слова, отрывки связного текста или целые рассказы, статьи, предназначенные для диктовки, анализа и пр. Тексты берутся из произведений художественной, публицистической, научной литературы, из фольклора; они служат для учащихся образцом. Материал располагается по разделам и темам грамматико-орфографического курса и по классам. В конце С. д. обычно помещается общий, повторительный отдел и тексты для контрольных диктантов. Иногда указываются виды диктантов (объяснительный, предупредительный и пр.), дополнительные задания к диктанту, а также методические указания для учителя и пр.
Сборник текстов для изложения 180
Лит.: Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М., 1986; Кастроль И. С., Скороход Л. К. Сборник диктантов по пунктуации. 7 – 8 классы. – М., 1987.
сборник текстов для изложения – вид пособия для учителя. Содержит произведения художественного, публицистического или научного стиля или отрывки из них. Размеры и содержание текстов соответствуют возможностям их устного или письменного изложения в соответствующем классе. В современных С. т. для и. даются несколько адаптированные тексты, но не в пересказе. Дается краткое описание методики изложения, а также вопросы и задания для языкового анализа текста, для орфографической подготовки к изложению. Иногда даются примерные планы изложений и комментарий к тексту, подготовительные упражнения. Тексты иногда располагаются по разделам курса, а также по годам обучения и даже по учебным четвертям. Приводятся критерии анализа и оценки написанных учащимися изложений,
Лит.: Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М., 1976; Виноградова Л. А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений. IV – VIII классы. – М., 1986.
сборник упражнений по русскому языку– вид учебного пособия для учащихся, используется в их самостоятельной работе. Содержит материалы по языку и задания к ним, рассчитанные на индивидуальное выполнение; тексты для списывания и подчеркивания, для изменения формы, проверки орфограммы, подбора проверочных слов, перестройки предложений и пр.; тексты для языкового анализа различных видов, лексический и словообразовательный материал; тексты для изложения, темы для сочинений, картины для бесед и рассказывания и пр. С. у. бывают: общие для всего курса русского языка, для одного класса, для одного раздела курса (например, по теме «Правописание безударных гласных»), по видам работы – по развитию речи, по орфографии. К числу С. у. могут быть отнесены также пособия для учителей типа дополнительных материалов: раздаточные дидактические материалы, сборники диктантов, текстов для изложения и пр.
Лит.: Преображенская Е. П., Рындина Л. Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики. – Л., 1963; Попков Ф. С. и др. Сборник упражнений по развитию речи учащихся V – VIII классов. – М., 1964; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1966; Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии (V – VIII классы). – М., 1967.
свободные темы сочинений – темы, свободно выбираемые учащимися из числа предложенных учителем, не обязательно строго соответствующие программе по литературе, иногда – составляемые самим автором-учащимся.
181 Связь обучения с жизнью
свободный диктант – вид Д., близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В. А. Флеров). Интересный и доступный учащимся текст прочитывается учителем или самими учащимися, может быть проведена небольшая беседа; затем учитель прочитывает часть текста – абзац, несколько предложений; учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т. д. В. А. Флеров, создатель С. д., особенно высоко ценил в нем самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста; однако более поздние авторы в нем ценят близость к образцу и использование лексики и синтаксиса образца.
Лит.: Ладыженская Т. А. и др. Свободные диктанты. – М., 1967.
связная речь – термин, употребляемый в методике русского языка в трех значениях: 1) С. р. – деятельность говорящего, процесс выражения мысли, например: В процессе связной речи учащиеся овладевают синтаксическими умениями; 2) С. р. – текст, высказывание, продукт речевой деятельности, например: анализ связной речи, упражнения в связной речи: изложения, пересказы, доклады, и пр.; 3) название раздела методики развития речи: методика С. р. – это методика изложений, сочинений и других текстовых, творческих работ,
Лит.: см. статьи Речь, Текст, Развитие речи учащихся, Методика сочинения.
связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства – дидактический принцип. В обучении русскому языку С. о. с ж. состоит в первую очередь в практической направленности обучения, в овладении учащимися языковыми умениями и навыками, необходимыми в общественной жизни, в труде, в познании, в науке: навыками речи, чтения, письма, восприятия речи; в подборе текстов для анализа и упражнений – тексты должны отражать жизнь нашего народа и государства, практику коммунистического строительства; обучение русскому языку связывается с жизнью, интересами, трудом и познавательной деятельностью самих учащихся: сочинения и рассказы отражают жизнь самих школьников, их походы, их труд в школе и дома, в колхозе и т. п. Овладение умением делать доклады, писать отчеты, статьи в газеты, овладение «деловым письмом» – составлением протоколов, актов, заявлений и т. п. С. о. с ж. обеспечивается пониманием социальной роли языка и речи во всех ее проявлениях: в производстве, в учении, в науке, в искусстве – художественной литературе, в театре, в музыке. Отрыв теории от практики несовместим с выполнением принципа С. о. с ж.
Лит.: Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1973.
Сезонный принцип построения хрестоматий 182
сезонный принцип построения хрестоматий (книг для чтения). К. Д. Ушинский расположил материал в своих хрестоматиях «Детский мир» и «Родное слово» в разделах, соответствующих временам года. Он считал, что детям наиболее близка и понятна «логика природы», и там, где возможно, связывал языковую работу с наблюдениями природы, использовал впечатления и настроения, навеваемые картинами природы. Разделы «Осень», «Зима», «Весна», как правило, выделяются и в современных хрестоматиях для начальных классов, однако в целом они в наши дни строятся не по сезонному, а по идейно-тематическому или историко-литературному принципу. Однако С. п. в системе чтения, развития речи учащихся по-прежнему широко используется: связь с изучением природы повышает эмоциональный уровень сочинений и рассказов учащихся, позволяет соединить личный опыт с книжными знаниями и пр.
семинар по русскому языку – форма организации учебных занятий главным образом в вузе, техникуме, в старших классах школы. Группа учащихся, углубленно изучая тот или иной вопрос, самостоятельно, по направляющим указаниям преподавателя готовит сообщения, доклады, рефераты, участвует в обсуждениях. С. – прекрасная форма развития научного стиля речи, строгого и точного оформления своих мыслей, развития полемических умений, активности. В современной школе С. используются все чаще и шире.
синонимия (синонимы) в школьном курсе. С. – тождество или близость значений единиц одного языкового уровня: слов, морфологических форм, словосочетаний, других синтаксических конструкций. Примеры лексической синонимии: спешить, торопиться; словообразовательной: заснуть, уснуть; синтаксической: причастный оборот и придаточное определительное; морфологической: бочка меда, бочка меду. В программе по русскому языку предусмотрено изучение лексических синонимов, практически синонимия служит основой работы над культурой речи, стилистикой, поэтому в методике разрабатываются многочисленные практические упражнения, предусматривающие выбор синонимических средств в соответствии с задачей выражения мысли, с коммуникативной целесообразностью.
Основные виды упражнений с С.: подбор С. к данному слову; замена С. в тексте, обоснование выбора С.; разграничение С. по их принадлежности к функциональным стилям, по сферам употребления, по стилистическим и эмоциональным окраскам; подбор антонимов к С. с целью уточнения значений; подбор фразеологических С.; градация С.; анализ употребления С. в образцовом тексте, изучение черновиков писателей; работа со словарем С.
183 Синтаксические ошибки в речи учащихся
Лит.: Голушкова Е. А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967; Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968; Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. – Л., 1975.
синтаксис в курсе русского языка.Изучение русского языка в I классе начинается с синтаксиса: знакомство с предложением, главные члены, во II классе – второстепенные члены и т. д. В IV классе введен небольшой курс синтаксиса (35 час), создающий элементарную основу для развития речи и для понимания морфологии: словосочетание, виды предложений по цели высказывания, члены предложения, однородные члены, простые и сложные предложения, прямая речь; предусмотрен синтаксический разбор. В методике разработано направление – изучение морфологии на синтаксической основе (В. П. Озерская), Основной курс синтаксиса – в VII – VIII классах: словосочетание и предложение, двусоставные и односоставные предложения, полные и неполные, с однородными членами, с обращениями, вводными словами, словами да, нет, междометиями, с обособленными второстепенными членами, способы передачи чужой речи – прямая и косвенная речь. В VIII классе – сложное предложение: сложные союзные и бессоюзные предложения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; основные группы сложноподчиненных предложений по их значению; сложные предложения с разными видами связи. Синтаксис в школе изучается как основа пунктуационных умений и совершенствования культуры речи. Большое внимание уделяется синтаксическому анализу в разных вариантах и связям с морфологией. Синтаксис целого текста в программу русского языка не включен.
Лит: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. – М., 1963; Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974; Бабайцева В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979; Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс, – М., 1979, 6 класс. – М., 1980; Она же. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. 7 класс. – М., 1982; Обучение русскому языку в 7 – 8 классе / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М , 1987.
синтаксические ошибки в речи учащихся – вид грамматических, речевых ошибок. В их числе: нарушения согласования; нарушения управления предложного и беспредложного; нарушения связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают; местоименное дублирование подлежащего, других членов предложения; пропуски членов предложения (неоправданные); синтаксические повторы, однообразие синтаксических конструкций; неверный порядок слов в предложении; неточное употребление союзов в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении; несоотнесенность форм глагола в предложении; смешение
Синтаксические умения учащихся 184
форм прямой и косвенной речи и пр. Причины С. о.: плохое знание правил и неумение применять их; малый объем упреждающего синтеза речи, неспособность охватить сознанием весь объем предложения или нескольких предложений. Следствием С. о. могут быть пунктуационные ошибки. По некоторым данным, С. о. – самые частые среди речевых ошибок.
Лит.; Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. – М., 1962; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.
синтаксические умения учащихся – составная часть умений по русскому языку при завершении курса в VIII классе (в современных программах разработаны перечни умений также для каждого класса). Учащиеся должны уметь: находить в предложении грамматическую основу и словосочетания, главное и зависимое слова в них, составлять словосочетания всех важнейших видов и уместно употреблять их в собственной речи; различать в тексте простые и сложные предложения, определять типы тех и других, выделять в них члены предложения, определять способы их выражения, находить вводные слова, словосочетания и предложения, обособленные второстепенные члены предложения, разбирать синтаксически любые типы предложения, составлять простые и сложные предложения всех изученных типов и уместно употреблять их в собственной речи в соответствии со стилем и типом создаваемого текста; синтаксически обосновывать пунктуацию конкретного текста, а в отдельных случаях – и орфографию (например, согласование, управление падежной формой имени существительного и т. п.); синтаксически обоснованно совершенствовать, править текст: устранять ошибки и недочеты в построении предложений, в связях между ними, исправлять пунктуационные ошибки; оценивать собственный и чужой текст с точки зрения синтаксической сложности, разнообразия, правильности, с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора синтаксических средств языка.
Лит.: Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986; Обучение русскому языку в 7 – 8 классах / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М., 1987.
синтаксические упражнения: выявление связей между словами в словосочетании и предложении с помощью вопросов, постановка вопроса к члену предложения; синтаксический разбор разных видов: общая характеристика разбираемого предложения, а также его составных частей; указание членов предложения и их характеристика; объяснение пунктуации; выделение словосочетаний и их характеристика; составление различных схем пред-
185 Синтетическое чтение
ложений; указание внутренних связей в них. Составление словосочетаний заданных видов; с согласованием, управлением, примыканием; «глагол + существительное» и т. п. Составление предложений по заданной схеме, на названный тип и т. п. Выделение предложения из потока речи. Характеристика отличительных признаков предложения. Интонирование и выразительное произнесение предложения; объяснение интонаций, с которыми должно быть произнесено то или иное предложение в тексте, и пр.
Лит.: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации. – М., 1963; Фомичева Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе. – М., 1973; Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М , 1974; Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978; Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах – М., 1981.
синтаксический монотон – речевая ошибка (недочет), состоящая в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций, чаще всего – примитивных. С. м. является следствием низкой речевой культуры и устраняется в процессе редактирования написанного текста.
синтаксический разбор – см. статьи Грамматический разбор и Синтаксические упражнения.
синтетические упражнения по русскому языку – такие упражнения, при выполнении которых в деятельности учащихся преобладает синтез, в отличие от аналитических упражнений (см.). Примеры С. у.: слияние звуков в слоге, составление слов из букв разрезной азбуки (I класс); образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями; образование форм слов – склонение, спряжение; построение словосочетаний и предложений различных типов, введение в предложение осложняющих конструкций; построение текста – как отдельных его компонентов, так и письмо целых сочинений, устное рассказывание; построение обобщающих схем и таблиц по грамматике и пр. К числу упражнений, в которых преобладает синтез, относятся также диктанты. В работе учителя и учащихся по русскому языку используются также аналитико-синтетические упражнения, в которых не наблюдается устойчивого преобладания анализа или синтеза.
синтетическое чтение. 1. Чтение целыми словами, не по слогам. Термин используется в методике обучения грамоте, элементарному чтению – I и II классы.
2. Чтение, при котором понимание содержания текста достигается без анализа отдельных его элементов – предложений, словосочетаний, слов, их форм, т. е. на основе обобщенного
Система сочинений 186
восприятия общего смысла. Основа понимания – непосредственное синтезирование в единое смысловое целое значений слов и форм в тексте. Синоним: курсорное чтение. При обучении родному языку С. ч. (во 2-м значении) вводится со II – III класса, при обучении неродному – в старших классах.
система сочинений – такая последовательная совокупность обучающих и контрольных сочинений и подготовительных упражнений к ним, которая охватывает длительный период обучения (от I до X класса или от IV до VIII класса, но не менее одного года), опирается на единую принципиальную основу, включает в себя весь набор видов сочинений в целесообразном соотношении и при постепенном наращивании умений учащихся, объема сочинения, трудности тем и языка. С. с. обеспечивает закрепление теоретических знаний по языку, применение этих знаний в собственной самостоятельной речи учащихся, в частности орфографических и пунктуационных умений. С. с. обеспечивает воспитательные задачи благодаря выбору тем и возможности самовыражения личности школьника, отражения его взглядов, его жизненной позиции. С. с. вариативны, разрабатываются с учетом условий данного класса, производственного и природного окружения, интересов учащихся, но основные черты С. с. должны быть выдержаны в любом ее варианте. Примером С. с. может служить книга под ред. Т. А. Ладыженской «Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах» (М., 1978).
Л и г.: Рыбникова М. А. Избранные труды. – М., 1956, Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи (III – IV классы). – М., 1963.
система упражнений по развитию речи учащихся – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений, всех формируемых умений, последовательностью, преемственностью и перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. Первый вариант системы складывается из следующих групп: 1) упражнения аналитического характера по готовому тексту: определение основной мысли, позиции автора, темы, озаглавливание отрывков, объяснение зависимости употребленных языковых средств от задачи высказывания и пр.; 2) упражнения в переработке данного текста: устранение повторов, введение деталей, правка текста и пр.; 3) упражнения в создании нового текста на основе данного: составление плана, тезисов, изложение и пересказ, перестройка композиции, развитие эпизода и пр.; 4) упражнения в создании собственного текста учащимися: написание рассказов, заметок, очерков, подготовка докладов и пр. Идея данного варианта С.: от изучения образцов – к самостоятельному творчеству. Д р у-
187 Система уроков русского языка
гой вариант С. у. базируется на разделы курса русского
языка: фонетику, состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, синтаксис простого предложения и т. д.
Лит.: Развитие речи учащихся V – VII классов / Под ред. В. А. Добромыслова. – М., 1963; Ладыженская Т. А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.
система упражнений по русскому языку – совокупность практических работ учащихся, выполняемых самостоятельно, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний по языку, применение этих знаний на практике и выработку умений и навыков в области грамматики, орфографии, лексики, фонетики и пр. С. у. предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. С. у. может быть разработана ко всему курсу русского языка, к отдельному классу, к разделу курса или к каждой отдельной теме. См. статьи Грамматическо-орфографические упражнения, Лексические упражнения, Фонетические упражнения.
система упражнений по стилистике – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений и умений, связью с С. развития речи и с курсом грамматики, последовательностью, преемственностью, перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. I вариант: С. создается связью всех стилистических упражнений с темами курса русского языка; примером такого варианта может служить С., изложенная в книге С. Н. Иконникова «Стилистика в курсе русского языка (VII – VIII классы)» (М., 1979). II вариант: в основу системы кладутся функциональные стили, изучаемые в IV – VIII классах: разговорный, научный, официально-дел