Объяснительно-иллюстративный метод обучения русскому языку
в отличие от догматического, предполагает осознанное усвоение
Объяснительный диктант
знаний. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров и пр.: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение, элемент лекции), по книге, по картине или таблице, путем показа вида деятельности и пр. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают учителя, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала. В наши дни при О.-и. м. используются кинофильмы, звукозаписи и пр. Пример: учитель объясняет значения видов глагола, учащиеся анализируют примеры, где глаголы совершенного и несовершенного вида употреблены в тексте; по учебнику разбираются в способах различения видов, выполняют упражнение на составление видовых пар и т. д. В О.-и. м. преобладает вербальная работа, пассивное усвоение знаний. Однако он дает достаточную основу для выполнения практических действий, например для языкового анализа, для решения орфографических задач. О.-и. м. вбирает в себя такие общепризнанные методы, как рассказ учителя, беседа, языковой анализ, упражнение, практическая и лабораторная работа, работа с книгой и др. Метод получил распространение в русской школе во второй половине XIX в., придя на смену догматическому методу; в наши дни ему на смену приходят поисковые, исследовательские методы, обеспечивающие высокий уровень познавательной активности учащихся.
Лит. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1971, Совершенствование методов обучения русскому языку / Сост. А. Ю. Купалова. – М., 1981.
объяснительный диктант– вид слухового диктанта, проводится при закреплении темы, состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Имеет варианты – но времени объяснения и по его полноте, а также по характеру диктуемого текста: отдельные слова, предложения, связный текст. Некоторыми авторами вариантом О. д. признается также предупредительный диктант (см.). О. д. используется на каждом уроке, является одним из самых употребительных грамматико-орфографических упражнений.
однотипные ошибки– ошибки на одно правило, или, иными словами, вызываемые сходными причинами: несколько ошибок на не с глаголами; на разделение однородных членов предложения запятыми, на словарные повторы (неоправданные); на употребление заглавной буквы в собственных именах; несколько диалектных ошибок; несколько ошибок на разделение запятой простых предложений в составе сложносочиненного и пр. Обычно две О. о. при оценке письменной работы учащегося засчитываются как одна. Но не все ошибки на одно правило могут рассматриваться как сходные. Так, две-три ошибки на глагольное управление засчитыва-
129 Описание
ются порознь; это же относится к ошибкам типа неточного выбора слова. Нестандартные и индивидуальные ошибки не могут считаться О. о.
озаглавливание сочинения, доклада, рассказа и пр. – методический прием, состоящий в выборе учащимся, при направляющей роли учителя, слова, словосочетания или предложения, которые достаточно правильно отражали бы замысел автора, его идею, содержание и тему сочинения, указывали бы на главное в нем. В зависимости от стиля и цели сочинения заглавие может быть образным, иносказательным, призывным; в роли заглавия могут использоваться крылатые слова и т. п. Примеры О.: «Кем быть?» или «Кем я буду» – при теме «Выбор профессии»; «Не только кем быть, но – каким быть» – это заглавие публицистически направленного, полемического сочинения; «Зацвела акация», «Скворцы прилетели», «Золотая осень» – заглавия эмоциональных, художественных сочинений о природе; «Золотое слово, со слезами смешанное» – заглавие доклада, посвященного «Слову о полку Игореве», и т. п.
Лит. см. статью Сочинение школьное.
олимпиада по русскому языку и литературе – одна из организационных форм внеклассной и внешкольной работы по языку. Используется преимущественно в старших классах при массовом охвате участников с целью развития познавательных интересов, творческой деятельности, а также с целью выявления интересов, развития и одаренности учащихся. Состоит в выполнении ряда заданий повышенной трудности, требующих широкой эрудиции, смекалки, творчества. О. проводится также в вузах, среди молодежи. Победители награждаются.
описание – тип текста, наряду с другими типами текста, – повествованием и рассуждением. Сущность О. состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, отобранных в зависимости от задач высказывания, от замысла пишущего или рассказывающего. О. – это изображения отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов (или одного предмета в разных условиях – в лесу летом и зимой), портрет, описание трудового процесса и т. п. О. может быть художественным, образным и научным, строгим, «деловым». Наиболее часто используемая композиционная схема О.: а) часть, в которой передается общее впечатление от описываемого предмета, что-то о нем сообщается; б) часть, в которой раскрываются признаки предмета. Наряду с «чистым» описанием, в сочинениях учащихся часто используются элементы О., включаемые в повествовательный текст или в рассуждение. О. вводится со II класса; оно развивает у учащихся наблюдательность, точность изображе-
Определения грамматические 130
ния деталей, умение выбирать слова, создавать словесно-зрительные образы. Сочинения-о. занимают существенное место в системе сочинений учащихся I – VIII классов.
Лит.: Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975; Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1978.
определения грамматические – формы раскрытия соответствующих понятий (дефиниции), средство формирования знаний. Структура логического определения (на примере понятия сказуемое):
Определяемое понятие ближайший род
(сказуемое) (главный член предложения)
отличительные признаки:
а) связан с подлежащим;
б) отвечает на вопросы что делает предмет? каков (какой) предмет? что такое предмет? кто такой?
в) выражается глаголом, реже именем прилагательным, существительным.
Определения могут быть описательные, в них содержится лишь указание на те или иные признаки изучаемого явления: К концу предложения голос понижается. Это интонация конца предложения. В данном случае определяемым понятием является интонация. О. г., как правило, даются в готовом виде в учебнике. Однако учебный процесс целесообразно организовывать таким образом, чтобы учащиеся подводились к необходимости самостоятельно строить грамматические определения и затем сверяться с текстом учебника. Построение и усвоение О. г. – важнейшая часть урока изучения новой темы. На протяжении школьного курса, с I по VIII класс, учащиеся усваивают до 300 определений языковых явлений (грамматических, фонетических, словообразовательных и пр.).
ораторское искусство (красноречие) – один из видов искусства слова, средство убеждения масс, воздействия на них значимостью содержания речи, силой логики, аргументации, чувства, яркостью и образностью языка, выразительностью произношения, говорения. О. и. обладали многие исторические деятели, ученые: В. И. Ленин, А. В. Луначарский; ораторы античного мира – Демосфен, Цицерон. О. и. – высший образец красноречия. Теория О. и. – риторика (см.).
Лит.: Введенская Л. А., Павлова Л. Г Человеческое слово могуче... – М., 1984.
орфограмма – «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками
131 Орфографические умения
(двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный» (М. Т. Баранов). О. – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки. В одном слове может быть несколько О. Так, в слове рассвет первая О. в приставке: может возникнуть сомнение в написании а (рас- или рос-); вторая О. в этом слове на стыке приставки и кормя: пишущий должен решить, одно с или два ее пишутся здесь. О. может быть слитное, раздельное или дефисное написание слов (или их частей), прописная или строчная буква, место переноса слова со строки на другую строку, характер сокращения слова. Учащиеся обнаруживают О. даже в тех случаях, когда написание не вызывает у них сомнения. В школьных учебниках даются списки изученных О. с отсылкой к определенным параграфам учебника, например буквы з и с в приставках, -ться и -тся в глаголах и пр. Умение обнаруживать О. и проверять их – основа орфографического навыка. (См. статью Орфографическое поле.)
Лит.: Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982; Обучение русскому языку в 4 классе. – М., 1985; Обучение русскому языку в 5 – 6 классах, – М., 1986; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.
орфографические ошибки учащихся – один из видов ошибок по русскому языку. К их числу относят: нарушения правил написания морфем – безударные гласные, зв.онкие и глухие согласные в корнях слов; безударные падежные окончания склоняемых частей речи, личных окончаний глаголов; слитно-раздельные и дефисные написания; неправильные переносы слов; ошибки в употреблении заглавных букв; ошибки в непроверяемых словах; ошибки, свидетельствующие о непонимании значения слов, сочетаний; «графические» ошибки – замены и искажения букв. О. о. у. изучаются, выясняются их причины, составляются классификации ошибок. Проводится работа над О. о. у., главным образом, в индивидуальном порядке. Количество О. о. у. – один из критериев оценки диктантов, сочинений и других письменных работ учащихся.
Лит.: Ушаков М. В. Работа над ошибками как средство поднятия грамотности учащихся. – М., 1956; Баранов М. Т. Работа над орфографическими ошибками в V – VIII классах. – М., 1962; Пронина И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. – М., 1964; Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. – М., 1965; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, – М., 1986.
орфографические умения – составная часть умений по русскому языку при завершении курса (в современных программах даны перечни умений также для каждого класса). Формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообра-
Орфографические упражнения 132
зованию. Важнейшим в О. у. является момент осознанности, что обеспечивает возможность самопроверки. Учащиеся должны уметь: находить в словах, словосочетаниях орфограммы, правильно соотносить их с изученными грамматико-орфографическими правилами или определять непроверяемость, проверять орфограммы, пользуясь правилами (алгоритмами), справочниками и словарями; выполнять орфографический разбор слов, словосочетаний, осуществлять орфографическое комментирование с разной степенью развернутости – свернутости комментария; осуществлять орфографическую проверку написанного текста, собственного или чужого, находить, объяснять и исправлять допущенные ошибки. Главное в обучении орфографии – уметь писать без ошибок любой текст, как в самостоятельном сочинении, так и в диктанте или в списывании.
Лит.: см. статью Орфография в школе.
орфографические упражнения: звуко-буквенный анализ слов, обнаружение расхождений между звучанием и написанием, анализ орфограмм, отнесение их к той или иной категории, например в соответствии с принципами орфографии, или в соответствии с типами орфографических правил, или по грамматическим темам; орфографическое комментирование текста, орфографический разбор; диктанты, списывание текста с различными орфографическими заданиями: вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова и т. п., работа с орфографическими словарями и справочниками; решение орфографических задач, т. е. объяснение хода проверки орфограмм, слов, их сочетаний; построение алгоритмов решения орфографической задачи (выполнения орфографического действия); проговаривание слов и текста; составление словариков трудных слов, объяснение их состава и образования; составление собственного текста без задавания конкретной орфографической темы и орфографическая проверка текста; самопроверка или взаимопроверка текстов, исправление ошибок и объяснение их причин. О. у. комбинируются с грамматическими, фонетическими, словообразовательными, орфоэпическими упражнениями.
орфографический навык – совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий (см.) учащихся; относится к числу интеллектуальных навыков. По мере обучения и тренировки автоматизированные звенья орфографических действий занимают все большее место; цель обучения – максимальная автоматизация письма. Однако полной автоматизации процесс письма не достигает никогда. Понимание О. н. как механического, полностью автоматизированного, имевшее место в психологии и методике орфографии в начале XX в., не подтверждено практикой.
133 Орфографическое действие
Лит; Богоявленский Д. Н. Психология обучения орфографии. – М., 1966;Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.
орфографический разбор – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения. (См. статью Комментированное письмо.)
орфографический режим в школе – см. Единый режим грамотного письма и культуры речи.
орфографический словарь школьный – пособие для учащихся, задача которого – приучение школьников пользоваться справочником, развитие их самостоятельности. В настоящее время в школе принят «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, он содержит свод орфографических правил для справок и свыше 11 тыс. слов, главным образом непроверяемых или труднопроверяемых, с указанием ударений, а в отдельных случаях – с предупреждением о возможной ошибке (например: замешенный – от замесить: тесто замешено; замешанный – от замешать: он замешан в этом деле), со ссылками на словообразование. В I – III классах используется «Орфографический словарик» П. А. Грушникова, более 2 тыс. слов, правила орфографии.
орфографическое действие – преднамеренное правилосообразное действие, имеющее единую структуру: а) анализ единицы языка: слова, словосочетания – и выделение орфограммы; б) определение способа проверки орфограммы: применение правила, использование аналогий, обращение к словарю и пр.; в) операция проверки орфограммы одним или двумя-тремя способами; г) написание слова, словосочетания. Данная структура применима и к пунктуации. В рамках данной структуры О. д. могут быть применены разнообразные приемы работы: от подбора родственного проверочного слова до построения алгоритма сложного правила. Условия успешного О. д.: для первого этапа – хорошо развитые орфографическая зоркость и речевой слух; для второго этапа – полное и точное знание системы орфографических правил и способов проверки; для третьего – умение быстро и безошибочно пользоваться правилами, определять состав слова, граммати-
Орфографическое комментирование 134
ческую форму, легко и быстро подбирать слова для сопоставлений и пр. По мере укрепления орфографического навыка происходит свертывание О. д., оно переходит во внутренний план (интериоризация), его необходимость отпадает; его используют лишь как средство контроля.
Лит.: Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий. – М., 1965.
орфографическое комментирование – см. Комментированное письмо.
орфографическое поле – построение (морфема, сочетание морфем, слово, словосочетание или предложение), структурные элементы которого включают условия действия одного или нескольких правил; является местом (пространством) проверки орфограммы, нескольких связанных между собою орфограмм. Например, в слове объяснение О. п. включает в себя две морфемы: приставку и корень, так как эти морфемы необходимы для проверки правописания ъ: для проверки правописания безударного окончания прилагательного глубоким О. п. – словосочетание глубоким озером; для проверки слитного написания небольшой требуется целое предложение: Небольшой дождишко – лодырям отдышка.
орфографическое правило – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. В правиле можно выделить условия (в корне -гор- -гар- в безударном положении) и норму (пишется о). О. п. бывают простые (жи, ши пиши с буквой и) и сложные, предполагающие 2 – 5 действий (например, проверка слыш...шь); грамматико-орфографические, предполагающие решение орфографической задачи на грамматической основе, и неграмматические. Современная методика орфографии опирается на систему О. п. в период обучения, формирования орфографических действий, и допускает отказ от них по мере автоматизации навыка, когда О. п. используются лишь для контроля. Система обучения орфографии на основе О. п., в отличие от механических систем, обеспечивает умственную деятельность и активность учащихся в процессе обучения.
орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Изучается в I – VI (VII) классах, в VII – VIII (IX) классах – повторяется, обобщается. Материал по О. не выделен в школе как отдельный, самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на нето. О. в ш. связывает в практических действиях знания учащихся по всем разделам курса языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Важнейшие
135 Орфоэпия в школе
темы по О.: правописание безударных гласных в корне слова, в приставкам, суффиксах, окончаниях; правописание согласных -звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и пр. Принципы русской орфографии программой не предусмотрены, но они лежат в основе методики обучения правописанию: свойства русской орфографии определяют выбор методов и приемов обучения. Усвоение орфографических умений вызывает у учащихся значительные трудности. Основные понятия О. в ш.: обучение О., методика О., орфографическое правило, орфограмма, орфографическая зоркость, орфографические ошибки, орфографический навык и др. Требования к орфографическим умениям и навыкам входят как важнейший компонент в «Нормы оценки...» диктантов, сочинений, изложений и других письменных контрольных работ.
Лит.: Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976; Разумовская М. М. Методика орфографии // Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – М., 1983; Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987; Львов М. Р. Основы обучения орфографии в начальной школе. – М., 1987.
орфоэпические ошибки учащихся– вид ошибок по русскому языку; имеют место в устной речи. Основные типы О, о.: на первом месте по частоте – ошибки, связанные с диалектными влияниями, а также с акцентами у детей, для которых русский язык не родной; нарушения ударений – также в основном под влиянием диалектов и просторечия; так называемое орфографическое произношение под влиянием чтения, особенно часто – в начальных классах; нарушения орфоэпических правил и законов русской фонетики. Количество О. о. в школе очень велико. Велика роль правильной речи учителя. Методика исправления О. о. разработана недостаточно.
орфоэпические упражнения:прослушивание образцов произношения; повторение образцов, их копирование; анализ орфоэпем (наиболее трудных случаев, дающих ошибки); слушание речи учащихся, обнаружение в ней орфоэпических ошибок, их исправление; работа со словарями ударений и произношения; самостоятельная работа учащихся в лингафонном кабинете по совершенствованию собственного произношения; проверка правильности произношения с помощью орфоэпических правил. О. у. обычно комбинируются с фонетическими и орфографическими упражнениями, а также с обучением выразительному чтению.
орфоэпия в школе– совокупность норм, правил, устанавливающих единство оформления звучащей речи, что содействует общению.
Отзыв о книге, о кинофильме, о спектакле
О. определяет нормы произношения звуков и их сочетаний, отдельных слов и их форм, а также ударения, тон и пр. В школе О. усваивается главным образом практически, без введения сложной системы орфоэпических правил. Даются практические упражнения: [ш] то, а не [ч]то; [йив]о, а не [йиг]о и т. п. Решающая роль в овладении О. принадлежит речевой среде, хорошим образцам в речи учителя и пр.
Лит: Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник – М., 1960; Орфографический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1983; Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М., 1984.
отзыв о книге, о кинофильме, о спектакле и т. п. – вид сочинения учащихся, проводится во всех классах, начиная со II. О. о к. пишется как задание по внеклассному чтению, коллективно или индивидуально, обычно после обсуждения в классе. Сочинение типа О. о к обычно пишется на высоком уровне самостоятельности, отражает собственное мнение учащихся; стесняющее учащихся регламентирование: обязательное составление плана, письмо по определенной схеме – в данном случае не применяется. Лучшие О. помещаются в школьную газету, в рукописный журнал.
Лит. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы) – М , 1986, Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы). – М., 1986.
открытый урок по русскому языку – форма обмена опытом работы. На О. у. приглашаются учителя-словесники, студенты. На О. у. обычно демонстрируется какой-либо прием работы; обычно О. у. обсуждается, нередко прочитывается доклад на тему по методике, имеющую отношение к О. у. О. у. нельзя рассматривать как форму контроля за работой учителя. О. у. – это демонстрация передового опыта, поиск.
отставание учащихся – возникшие в результате длительной болезни и пропусков занятий по иным причинам пробелы в системе знаний, умений и навыков, препятствующие дальнейшему успешному обучению. Отставший ученик обычно не может самостоятельно догнать класс, что приводит к неуспеваемости. О. у. ликвидируется в результате индивидуальной помощи учителя на уроке, во внеурочное время; практикуется также прикрепление сильного ученика к отстающему. О. у. по орфографии особенно опасно, так как трудно поддается устранению, требует длительных занятий и настойчивости.
очерк – вид сочинения (художественно-публицистический жанр). Вводится в VIII классе; наиболее доступный вариант – портрет-
137 Ошибки учащихся
ный документальный О. Учащиеся пишут также путевые О., О. о колхозе, совхозе и т. п. Образцами О. для анализа могут служить О. М. М. Пришвина, В. М. Пескова и пр.
Лит.: Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы). – М , 1986; Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы) – М., 1986.
ошибки в структуре текста – вид речевых ошибок учащихся, связанных в основном с неумением строить сложное синтаксическое целое. К их числу относятся: отсутствие сложных синтаксических целых (в сочинении учащегося не удается их обнаружить и вычленить); неправильное выделение абзацев; наличие лишнего предложения и нарушение порядка предложений в сложном синтаксическом целом; О. в расчленении текста па правильные, законченные предложения; неумение использовать местоимения, союзы, наречия, частицы, а также порядок слов как средство связи между предложениями в сложном синтаксическом целом; О. в использовании лексических повторов для связи предложений; нарушения единого временного плана в сложном синтаксическом целом; неумение пользоваться синонимикой как средством связи предложений и т. п. О. данного типа устраняются на основе редактирования, совершенствования текста, а предупреждаются на основе знаний теоретического материала по структуре текста и сложного синтаксического целого и выполнения специальных упражнений.
Лит: Фигуровский И. А Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. – М, 1961, Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.
ошибки словообразования – один из видов ошибок учащихся в устной и письменной речи. К их числу относят, во-первых, образование собственных неологизмов с нарушением моделей русского словообразования, например: «Хозяйка ткунала меня вчера в лицо мордой селедки», во-вторых, ошибки орфографические, причиной которых является непонимание путей образования слова. Например, ученик пишет: «старимые часы», не понимая того, что производная основа здесь – старин- плюс суффикс прилагательного -н-, следовательно, писать нужно старинные. Ошибка орфографическая, но ее причина – непонимание образования слова.
ошибки учащихся, допускаемые в письменных работах и в устной речи, подразделяются на орфографические; пунктуационные; орфоэпические; речевые О. и недочеты, среди них выделяются стилистические; в сочинениях – логические, композиционные и О, в содержании; О. словообразования; грамматические: синтаксические – в построении предложений, морфологические – в образовании форм слов. К числу О. у. по русскому языку относят
Паронимы
также О. чтения (неправильное прочтение слова или текста); каллиграфические недочеты – неправильные начертания букв; графические О. – пропуски букв, замены и пр. Особо выделяются О. диалектные, просторечные (т. е. допущенные под влиянием диалекта, просторечия). Изучением О. у., их типов, причин, частоты, возможных путей исправления и предупреждения, диагностикой занимается ошибковедение {отдел методики русского языка). В школе составляются и используются классификации О. – чаще всего по орфографии.
Лит.: Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. – М., 1965; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982; Никеров А. И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – М., 1985; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.
п
паронимы (смешиваемые слова) – слова, сходные в морфологическом составе и, следовательно, в звучании. Их значения различны, но близки, иногда – трудноуловимы для учащихся: злобный, злостный; дворовый (мальчик), дворецкий; человечный, человеческий; социальный, социалистический. Ошибки учащихся в выборе П. весьма часты. Работа над разграничением значений П. проводится во всех классах практически. Тема «П.» в программу не входит. П. включаются в упражнения, с ними составляются предложения и пр.: в III классе – сытый и сытный, рыбий и рыбный; в X классе – – решимость и решительность.
Лит: Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.
пассивный словарь учащегося – совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике. Школа стремится активизировать лексику, которую учащиеся первоначально усваивают пассивно. Однако П. с. у. не может быть сведен к нулю, так как он беспрестанно пополняется новыми словами из разных областей науки и жизни, которые не могут понадобиться школьнику в ограниченных сферах его речевой деятельности.
педагогические основы методики русского языка. Педагогика – наука о воспитании человека; ее предмет – воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс. Методика русского языка, как и методики других учебных предметов, является отраслью педагогики и конкретизирует применительно к своему предмету педагогические понятия: цели и задачи обучения русскому языку, принципы и методы обучения русскому
139 Перенос умения, навыка
языку, воспитание учащихся и формирование их мировоззрения средствами предмета «русский язык» и др. Методика связана с теорией воспитания. Особенно важна для методики такая отрасль педагогики, как дидактика: в тесном контакте с дидактикой методика русского языка решает вопросы современного урока русского языка; ищет и находит пути повышения познавательной активности учащихся и эффективности развивающего обучения русскому языку; находит формы преемственности и перспективности в процессе обучения русскому языку, а также его внутри-предметные и межпредметные связи; организует деятельность учителя и учащихся в процессе обучения русскому языку; создает системы упражнений, разрабатывает их типологии, классификации, анализирует деятельность учащихся в процессе их выполнения. В соответствии с общими требованиями дидактики методика русского языка определяет критерии оценки уровней знаний, умений и навыков учащихся, формы выявления знаний, умений и навыков; определяет выбор методов и приемов обучения; определяет доступность содержания курса русского языка по классам и структуру подачи материала. В своих решениях и рекомендациях методика русского языка опирается на исследования по педагогике. Так, в исследовании «Развивающее обучение русскому языку» (1983) А. И. Власенков широко опирается на труды В. А. Сухомлинского, М. Н. Скаткина, М. И. Махмутова и др.; Л. П. Федоренко в книге «Принципы обучения русскому языку» (1973) опирается на труды М. Н. Скаткина, И. Д. Зверева.
Лит.: Дидактика средней школы / Под род. М. Н. Скаткина. – М., 1982; Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1983.
пейзаж – вид сочинения описательного типа, чаще всего – малых форм, миниатюра, пейзажная зарисовка – описание картины природы, обычно художественное. Один из сложных видов описания. Вводится со II класса в виде зарисовок, включаемых в повествовательный текст. С IV класса проводится как самостоятельное сочинение наряду с использованием в сочинениях других жанров.
перенос умения, навыка – свойство психики, облегчающее усвоение новых действий, имеющих со старыми, уже усвоенными, общие исходные принципы выполнения, сходные элементы. Так, умение проверять безударные гласные подбором родственных слов облегчает аналогичную проверку звонких и глухих согласных. Умение писать сочинения облегчает подготовку докладов и пр. П. у. широко используется в системе обучения русскому языку, как неродному. В этом случае факты положительного переноса умений и навыков родного языка на изучаемый русский язык называются
Переписка школьников 140
транспозицией, а факты отрицательного переноса, мешающие правильному усвоению русского языка, – интерференцией.
переписка школьников– вид учебно-воспитательной работы преимущественно в старших классах. Корреспондентами учащихся бывают отдельные лица или коллективы: участники Великой Отечественной войны, передовики производства, ученые, зарубежные учащиеся и пр. Наряду с коллективными письмами, практикуется индивидуальная переписка. Достоинство П. ш. как средства развития их речи – высокая мотивированность писем, высокий уровень интереса.
пересказ– вид работы учащегося, средство развития речи на основе образца. Проводится во всех классах, начиная с I, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного (высокопоэтические тексты пересказывать не рекомендуется), в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения П. используются вопросы, со II класса вводится план. Чтобы П. не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения. Поэтому различаются виды П.: близкий к тексту образца, подробный П., сжатый, краткий П.; выборочный П.; П. с творческими дополнениями и изменениями. В средних и старших классах школьники передают сюжет, отдельные сюжетные линии. (См. статьи Краткий П., Творческий П., Выборочный П.)
Лит.: Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М , 1963; Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М., 1967.
периодизация речевого развития ребенка, школьника:до 1 года (младенческий период); 1 – 3 года (ранний, преддошкольный период) – первые слова, с двух лет начало овладения грамматическими формами; 3 – 7 (6) лет (дошкольный) – обогащение словаря, усвоение грамматического строя в пределах бытового стиля речи; 7(6) – 10 лет (младший школьный) – овладение чтением и письмом, первое понятие о литературной норме и начало формирования языковых понятий; 10 – 15 лет (средний школьный) – изучение теории языка, овладение нормой, стилистическая дифференциация речи, начало формирования индивидуального стиля; 15 – 17 лет (старший школьный) – становление индивидуального стиля, усвоение профессиональной лексики, речь становится средством самовыражения личности.
Лит.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961; Маркова А. К. Психология усвоения грамматики как средства общения. – М., 1974.
141 Письменные работы учащихся
перспективность в обучении русскому языку – элемент систематичности, подготовка учащихся к усвоению того материала, который будет изучаться позже; связана с преемственностью. Осуществляется путем введения пропедевтического ознакомления с основами предстоящих разделов, тем: так, в IV классе введен раздел «Синтаксис», он дает учащимся предварительные сведения, необходимые для более полного понимания курса морфологии, для развития речи учащихся. Иногда элементы П., заложенные не в программе, а в методике, на первый взгляд незаметны: так, в начальных классах школьников учат ставить к глаголам вопросы «что делал?» и «что сделал?», эти задания готовят их к пониманию видов глагола – материал IV класса (См. статью Преемственность в обучении русскому языку.)
Лит.: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / Под ред. В. В. Бабайцевой, Г. К. Лидман-Орловой. – М., 1979; Преемственность н перспективность в обучении русскому языку. – М., 1982.
перфокарта – устройство для ускоренной проверки выполненных заданий, а также для самопроверки. Лист плотной бумаги по размеру тетради, с отверстиями; удобнее всего пользоваться П. при проверке тетрадей с печатной основой. Когда задание выполнено, учитель или сам учащийся накладывает П. на страницы тетради и сразу видит результат выполнения, так как отверстия в П. совпадают с теми участками написанного, где ожидается трудность выполнения, например трудная орфограмма. На П. иногда даются надписи – указания учащимся. Практикуется самостоятельное изготовление П. самими учащимися. В кабинете русского языка накапливается «банк» П. по темам курса.
письменные работы учащихся – диктанты, различные упражнения по грамматике и орфографии: списывание с заданиями по языковому анализу, по орфографии, перестройка текста, исправление ошибок и пр., составление словосочетаний и предложений, ведение словарей, дневников, письмо изложений различных типов и, наконец, выс