ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1. Уточнить произношение гласных и наиболее легких согласных звуков (А, У, О, Э, И, М-МЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Ф -ФЬ, В-ВЬ, Б-БЬ).

2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

2. Знакомство с гласными звуками: А, У, И, Э, О, Ы и некоторыми согласными звуками: М, Н, П, Т.

3. Анализ звукосочетаний их 2-3 гласных звуков (АУ, УА, ИА, АУИ, и др.).

4. Формирование представлений о гласных и согласных звуках, их различиях.

5. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных У, А, И в словах; в выделении согласных М, Н, П, Т из ряда звуков, в выделении согласных М, Н, П, Т.

6. Подбор слов на гласные звуки.

7. Учить анализировать обратные слоги типа: АП, ОТ, УМ, ИН.

8. Дать представление о звонкости-глухости согласных.

9. Учить выделять пройденные согласные из слов.

ЛЕКСИКА.

Сентябрь

3 неделя - «Детский сад».

4 неделя - «Игрушки».

Октябрь

1 неделя - «Осень».

2 неделя - «Овощи. Огород».

3 неделя - «Фрукты, Сад».

4 неделя - «Ягоды. Грибы. Лес. Сад - огород».

Ноябрь.

1 неделя - «Лес, грибы, ягоды, деревья».

2 неделя - «Перелетные птицы».

3 неделя - «Одежда».

4 неделя - «Обувь. Одежда. Головные уборы».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Отработка в речи единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2. Отработка падежных окончаний имен существительных в винительном и родительном падежах.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование числительных «ОДИН», «ОДНА» с существительными.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Образование глаголов приставочным способом.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Составление простых распространённых предложений (по демонстрируемому действию, по картинкам на заданную тему).

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Развивать умение составлять рассказы - описания, загадки - описания по всем лексическим темам первого периода.

4. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный).

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету(по лексическим темам первого периода).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Упражнения пальчиковой гимнастики.

4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

ГРАМОТА.

1. Познакомить детей с буквами: У, А, И.

2. Упражнять детей в выкладывание данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, рисовании в воздухе.

3. Учить выкладывать из букв и читать маленькие слова : АУ! УА! ИА!

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.

1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.

2. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

3. Познакомить с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости- глухости согласных.

2. Выделение гласных звуков в середине односложных слов, в конце слов под ударением (пила, усы, пишу).

3. Познакомить детей с гласным звуком О, Ы и с согласными звуками К, X, X', П', Г, К', В, В', Ф, Ф', Л', Й.

4. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, усы, пишу).

5. Упражнять детей в выделении пройденных согласных в начале и в конце слова (дом, лес, день, лось).

6. Учить детей анализу прямых слогов типа: МА, НУ, КИ слов типа ОСЫ, МАК.

ЛЕКСИКА

ДЕКАБРЬ.

1 неделя - «Ателье».

2 неделя – «Зима. Зимние забавы».

3 неделя – «Мебель. Части мебели».

4 неделя – «Семья».

5 неделя – «Новогодний праздник».

ЯНВАРЬ.

1 неделя – каникулы.

2 неделя – каникулы.

3 неделя – «Зимующие птицы».

4 неделя – «Дикие животные зимой».

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя – «Почта».

2 неделя – «Транспорт».

3 неделя – «Комнатные растения».

4 неделя – «Наша армия».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Обработка падежных окончаний имен существительных в единственного числа в дательном, творительном, предложных падежах.

2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже во множественном числе.

3. Практическое употребление предлогов места: НА, ПОД, В.

4. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.

6. Подбор определений к предметам и объектам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

7. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, - енок, - ат, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

8. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

9. Учить образовывать(по образцу) однокоренные слова (кот-котик-котенька-котище) по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по демонстрации действия, по картинке на заданную тему.

2. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы - описания и загадки - описания по предложенному плану(по всем лексическим темам).

3. Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

4. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнение для пальцев).

2. Усложнение работы с карандашом.

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

ГРАМОТА.

1. Познакомить детей с буквами: М, Н, П Т, К, В, Ф, О, Ы.Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов, открытых слогов, слов.

2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, рисовании в воздухе.

3. Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях.

2. Совершенствовать четкость дикции.

3. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.

4. Следить, чтобы дети постоянно говорили в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация, дифференциация и введение в речь поставленных звуков.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках, их признаках, о глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных.

2. Знакомство со звуками [с], [с’], [з], [з’], [ц].

3. Научить анализировать обратные слоги с этими звуками, выделять эти звуки в конце и начале слова. Анализировать прямые слоги с этими звуками.

4. Совершенствовать навык фонематического анализа трехзвуковых слов типа КОТ.

5. Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа КИТ.

6. Учить находить слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции.

ЛЕКСИКА.

МАРТ

1 неделя – «Весна».

2 неделя – «Праздник 8 марта».

3 неделя – «Профессии».

4 неделя – «Наша пища».

АПРЕЛЬ

1неделя - «Откуда хлеб пришел?»

2 неделя – «Посуда».

3 неделя - «Мой дом».

4 неделя – «Домашние животные и их детеныши».

МАЙ

1 неделя - «Наша страна». «Улан-Удэ – мой город».

2 неделя - «Человек».

3 неделя - «Насекомые».

4 неделя - «Лето».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи
существительные в единственном и множественном числе.

2. Закрепление правильного употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.

3. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).

4. Продолжить работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных.

5. Учить использовать в речи предлоги ИЗ, К, ОТ. Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.

6. Учить согласовывать числительные «ДВА» и «ПЯТЬ» с существительными.

7. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Развивать навыки связной речи детей при составлении рассказов -описаний, загадок - описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке.

2. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

3. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК

1. Работа по развитию пальчиковой моторики.

2. Усложнение работы с карандашом.

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

ГРАМОТА

1. Познакомить детей с буквами С, З, Ц.

2. Закрепить знания графического образа букв, изученных в 1 и 2 периодах.

3. Продолжать выкладывать изученные буквы из палочек, лепить из пластилина, вырезать, «рисовать» в воздухе.

4. Учить находить знакомые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.

5. Учить детей разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.

6. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений.

Планируемые результаты освоения детьми программы

В итоге логопедической работы дети с 1 уровнем речевого развития должны научиться:

-понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с лексическими темами);

- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, уши, рот) и одежды (карман, рукав);

- обозначать некоторые действия (на, иди, сиди, пей и т.д.), некоторые свои аффективные состояния (холодно, тепло, больно);

- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

- отвечать на вопросы одним словом или 2-словной фразой без использования жеста.

В отдельных случаях допускается использование звукокомплексов.

В итоге логопедической работы дети со 2 уровнем речевого развития должны научиться:

- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярким признакам;

- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонения глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

- фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, т, б, м, д, н, к, х, г), гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);

- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

- общаться, используя словосочетания и простые нераспространенные предложения.

В итоге логопедической работы дети с 3 уровнем речевого развития должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидные окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слов, слогов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Совместная работа логопедов с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся:

а) родительские собрания;

б) консультации родителей;

в) открытые логопедические занятия для родителей;

г) оформление специальных стендов.

Родительские собрания

Первое собрание - «Задачи и содержание работы в течение всего учебного года» - сентябрь.

Второе собрание – «Результаты обследования. План работы в 1 периоде обучения» - октябрь.

Третье собрание – «Итоги 1 полугодия» - январь.

Четвертое собрание – «Итоги всего обучения за год. Рекомендации (отдельным детям)» - май.

Родительские «пятиминутки»

Родительские пятиминутки проводятся по понедельникам еженедельно с 17 часов до 18 часов.

Наши рекомендации