ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1. Уточнить произношение гласных и наиболее легких согласных звуков (А, У, О, Э, И, М-МЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Ф -ФЬ, В-ВЬ, Б-БЬ).
2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
2. Знакомство с гласными звуками: А, У, И, Э, О, Ы и некоторыми согласными звуками: М, Н, П, Т.
3. Анализ звукосочетаний их 2-3 гласных звуков (АУ, УА, ИА, АУИ, и др.).
4. Формирование представлений о гласных и согласных звуках, их различиях.
5. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных У, А, И в словах; в выделении согласных М, Н, П, Т из ряда звуков, в выделении согласных М, Н, П, Т.
6. Подбор слов на гласные звуки.
7. Учить анализировать обратные слоги типа: АП, ОТ, УМ, ИН.
8. Дать представление о звонкости-глухости согласных.
9. Учить выделять пройденные согласные из слов.
ЛЕКСИКА.
Сентябрь
3 неделя - «Детский сад».
4 неделя - «Игрушки».
Октябрь
1 неделя - «Осень».
2 неделя - «Овощи. Огород».
3 неделя - «Фрукты, Сад».
4 неделя - «Ягоды. Грибы. Лес. Сад - огород».
Ноябрь.
1 неделя - «Лес, грибы, ягоды, деревья».
2 неделя - «Перелетные птицы».
3 неделя - «Одежда».
4 неделя - «Обувь. Одежда. Головные уборы».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1. Отработка в речи единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
2. Отработка падежных окончаний имен существительных в винительном и родительном падежах.
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
5. Согласование числительных «ОДИН», «ОДНА» с существительными.
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Образование глаголов приставочным способом.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Составление простых распространённых предложений (по демонстрируемому действию, по картинкам на заданную тему).
2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Развивать умение составлять рассказы - описания, загадки - описания по всем лексическим темам первого периода.
4. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный).
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.
1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету(по лексическим темам первого периода).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Упражнения пальчиковой гимнастики.
4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
ГРАМОТА.
1. Познакомить детей с буквами: У, А, И.
2. Упражнять детей в выкладывание данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, рисовании в воздухе.
3. Учить выкладывать из букв и читать маленькие слова : АУ! УА! ИА!
2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.
1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.
2. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
3. Познакомить с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости- глухости согласных.
2. Выделение гласных звуков в середине односложных слов, в конце слов под ударением (пила, усы, пишу).
3. Познакомить детей с гласным звуком О, Ы и с согласными звуками К, X, X', П', Г, К', В, В', Ф, Ф', Л', Й.
4. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, усы, пишу).
5. Упражнять детей в выделении пройденных согласных в начале и в конце слова (дом, лес, день, лось).
6. Учить детей анализу прямых слогов типа: МА, НУ, КИ слов типа ОСЫ, МАК.
ЛЕКСИКА
ДЕКАБРЬ.
1 неделя - «Ателье».
2 неделя – «Зима. Зимние забавы».
3 неделя – «Мебель. Части мебели».
4 неделя – «Семья».
5 неделя – «Новогодний праздник».
ЯНВАРЬ.
1 неделя – каникулы.
2 неделя – каникулы.
3 неделя – «Зимующие птицы».
4 неделя – «Дикие животные зимой».
ФЕВРАЛЬ.
1 неделя – «Почта».
2 неделя – «Транспорт».
3 неделя – «Комнатные растения».
4 неделя – «Наша армия».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1. Обработка падежных окончаний имен существительных в единственного числа в дательном, творительном, предложных падежах.
2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже во множественном числе.
3. Практическое употребление предлогов места: НА, ПОД, В.
4. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.
5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.
6. Подбор определений к предметам и объектам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
7. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, - енок, - ат, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».
8. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».
9. Учить образовывать(по образцу) однокоренные слова (кот-котик-котенька-котище) по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по демонстрации действия, по картинке на заданную тему.
2. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы - описания и загадки - описания по предложенному плану(по всем лексическим темам).
3. Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.
4. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнение для пальцев).
2. Усложнение работы с карандашом.
3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.
ГРАМОТА.
1. Познакомить детей с буквами: М, Н, П Т, К, В, Ф, О, Ы.Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов, открытых слогов, слов.
2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, рисовании в воздухе.
3. Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях.
2. Совершенствовать четкость дикции.
3. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
4. Следить, чтобы дети постоянно говорили в спокойном темпе, правильно брали дыхание.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация, дифференциация и введение в речь поставленных звуков.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках, их признаках, о глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных.
2. Знакомство со звуками [с], [с’], [з], [з’], [ц].
3. Научить анализировать обратные слоги с этими звуками, выделять эти звуки в конце и начале слова. Анализировать прямые слоги с этими звуками.
4. Совершенствовать навык фонематического анализа трехзвуковых слов типа КОТ.
5. Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа КИТ.
6. Учить находить слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции.
ЛЕКСИКА.
МАРТ
1 неделя – «Весна».
2 неделя – «Праздник 8 марта».
3 неделя – «Профессии».
4 неделя – «Наша пища».
АПРЕЛЬ
1неделя - «Откуда хлеб пришел?»
2 неделя – «Посуда».
3 неделя - «Мой дом».
4 неделя – «Домашние животные и их детеныши».
МАЙ
1 неделя - «Наша страна». «Улан-Удэ – мой город».
2 неделя - «Человек».
3 неделя - «Насекомые».
4 неделя - «Лето».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи
существительные в единственном и множественном числе.
2. Закрепление правильного употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
3. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).
4. Продолжить работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных.
5. Учить использовать в речи предлоги ИЗ, К, ОТ. Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.
6. Учить согласовывать числительные «ДВА» и «ПЯТЬ» с существительными.
7. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Развивать навыки связной речи детей при составлении рассказов -описаний, загадок - описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке.
2. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
3. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК
1. Работа по развитию пальчиковой моторики.
2. Усложнение работы с карандашом.
3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.
ГРАМОТА
1. Познакомить детей с буквами С, З, Ц.
2. Закрепить знания графического образа букв, изученных в 1 и 2 периодах.
3. Продолжать выкладывать изученные буквы из палочек, лепить из пластилина, вырезать, «рисовать» в воздухе.
4. Учить находить знакомые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.
5. Учить детей разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.
6. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений.
Планируемые результаты освоения детьми программы
В итоге логопедической работы дети с 1 уровнем речевого развития должны научиться:
-понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с лексическими темами);
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, уши, рот) и одежды (карман, рукав);
- обозначать некоторые действия (на, иди, сиди, пей и т.д.), некоторые свои аффективные состояния (холодно, тепло, больно);
- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на вопросы одним словом или 2-словной фразой без использования жеста.
В отдельных случаях допускается использование звукокомплексов.
В итоге логопедической работы дети со 2 уровнем речевого развития должны научиться:
- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярким признакам;
- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонения глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
- фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, т, б, м, д, н, к, х, г), гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);
- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
- общаться, используя словосочетания и простые нераспространенные предложения.
В итоге логопедической работы дети с 3 уровнем речевого развития должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидные окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слов, слогов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Совместная работа логопедов с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся:
а) родительские собрания;
б) консультации родителей;
в) открытые логопедические занятия для родителей;
г) оформление специальных стендов.
Родительские собрания
Первое собрание - «Задачи и содержание работы в течение всего учебного года» - сентябрь.
Второе собрание – «Результаты обследования. План работы в 1 периоде обучения» - октябрь.
Третье собрание – «Итоги 1 полугодия» - январь.
Четвертое собрание – «Итоги всего обучения за год. Рекомендации (отдельным детям)» - май.
Родительские «пятиминутки»
Родительские пятиминутки проводятся по понедельникам еженедельно с 17 часов до 18 часов.