Организация обучения и воспитания детей с ОНР в старшей группе
(1 год обучения)
В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда.
На первом году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой.
Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. В связи с этим для проведения коррекционной работы целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. (Список прилагается).
I подгруппа – с ОНР III уровня | II подгруппа – с НВ ОНР | ||
1. | Галсанов Донид | 1. | Билтуев Паша |
2. | Гармаева Дари | 2. | Ентаев Саша |
3. | Гиря Анжелика | 3. | Гармажапов Ананда |
4. | Ильин Денис | 4. | Казарбин Егор |
5. | Мадыева Сойжина | 5. | Лодоев Жамбал |
6. | Пренгалаев Агван | 6. | Намжилова Аяна |
7. | Торшонов Максим | 7. | Смирнов Антон |
8. | Садыкова Вика | 8. | Цыбенов Бато |
9. | Санжиев Алдар | 9. | Шултунов Галсан-Доржо |
10. | Синицын Алан |
Предусматриваются следующие виды занятий:
- занятия по формированию лексико-грамматических категорий – 26 часов;
- занятия по формированию произношения – 23 часа;
- занятия по развитию связной речи – 9 часов.
Количество занятий меняется в зависимости от периода.
I период (октябрь-ноябрь – 20 занятий) | II период (декабрь-март – 24 занятия) | III период (апрель-май – 14 занятий) |
Фронтальные занятия по произношению - | ||
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и по развитию связной речи – 2 | ||
Индивидуальные занятия по коррекции произношения - ежедневно | ежедневно | по мере надобности |
Форма организации занятий – групповая (по 5 – 6 детей).
Длительность фронтальных занятий – 25 минут.
Длительность индивидуальных занятий – 15 – 20 минут.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
(первый год обучения)
Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.
Перечень занятий на неделю
Тип занятий | Время | Специалист |
Понедельник | ||
Конструирование и ручной труд | 9.00 – 9.25 | Воспитатель |
Музыкальное занятие | 9.35 – 10.00 | Музыкальный руководитель |
Рисование | 10.10 – 10.35 | Воспитатель |
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 9.00 – 12.25 | Логопед |
Вторник | ||
Фронтальное логопедическое занятие (по подгруппам) | 9.00 – 9.25 (1 подгруппа) 9.35 – 10.00 (2 подгруппа) | Логопед |
Занятие по формированию элементарных математических представлений (по подгруппам) | 9.00 – 9.25 (2 подгруппа) 9.35 – 10.00 (1 подгруппа) | Воспитатель |
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 10.00 – 12.25 | Логопед |
Рисование | 15.30 – 16.00 | Воспитатель |
Среда | ||
Аппликация / Лепка | 9.00 – 9.25 | Воспитатель |
Экологическое воспитание | 9.35 – 10.00 | Воспитатель |
Занятие по ознакомлению с окружающим миром | 10.10 – 10.35 | Воспитатель |
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 9.00 – 12.25 | Логопед |
Физкультура | 15.30 – 15.55 | Инструктор по физической культуре |
Четверг | ||
Занятие по развитию речи / Художественная литература | 9.00 – 9.25 | Воспитатель |
Музыкальное занятие | 9.35 – 10.00 | Музыкальный руководитель |
Знакомство с явлениями общественной жизни | 10.10 – 10.35 | Воспитатель |
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 9.00 – 12.25 | Логопед |
Пятница | ||
Фронтальное логопедическое занятие (по подгруппам) | 9.00 – 9.25 (1 подгруппа) 9.35 – 10.00 (2 подгруппа) | Воспитатель/Логопед |
Занятие по формированию элементарных математических представлений | 9.00 – 9.25 (2 подгруппа) 9.35 – 10.00 (1 подгруппа) | Воспитатель/Логопед |
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 10.00 – 12.25 | Логопед |
Физкультура | 15.30 – 15.55 | Инструктор по физической культуре |
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. В начале занятия проводятся упражнения на развитие фонематического слуха.
2. Артикуляционная гимнастика проводится всегда до этапа автоматизации звука во фразе.
3. На этапе автоматизации звука проводится последовательно введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, потешки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка:
а) звуки [с], [з], [ш], [ж], [с], [з], [л], [р], [р] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и, в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных;
б) звуки [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах;
г) дифференциация звуков:
[c] – [p], с – с, с – ц, с – ш, ж – з, ж – ш, ч – с, ч – т, ч – щ, щ – с, щ – т, щ – ч, щ – ш, р – л, р – р, р – л, л – л.
д) совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4. При автоматизации звука (в слогах, словах и т.д.) необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.
5. На протяжении всего занятия необходимо использовать упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), которые должны быть подобраны в соответствии с коррекцией фонетической стороны речи.
6. Логопед обязательно должен давать краткую и четкую вербальную инструкцию к каждому занятию.
7. Речевая деятельность на занятии должна в основном исходить от ребенка.
На занятиях большое внимание логопед уделяет обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения, словообразования, формированию грамматического строя (на начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков).
В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей, поэтому в логопедическое занятие включается развитие мелкой моторики.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
Содержание логопедических индивидуальных занятий в старшей группе
Основными направлениями коррекционного развивающего обучения детей с ОНР III уровня в старшей группе ДОУ являются:
- формирование всех компонентов речевой системы:
• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики пальцев;
- развитие неречевых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
- воспитание творческой, самостоятельной, всесторонне развитой личности.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ