Принято согласовано утверждаю

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом зам. директора по УВР директор школы-сада

школы-сада № 89 _______Л.Г. Комиссарова _____Л.А. Цыренова

«___» __________201___г. «___» _________201г.

Протокол №_____ от «____» _______ 201г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя-логопеда дошкольного учреждения

Жанчиковой Людмилы Жанаевны

Высшей квалификационной категории

для детей старшего дошкольного возраста

на 2012 / 2013 учебный год.

г. Улан-Удэ

2012г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Программы Филичевой Т.В., Чиркиной Г.В., а также с учетом программно-методических рекомендаций «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». (Филичевой Т.В., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В. – М., 2009).

Предлагаемая программа предназначается для проведения обучения детей со II – III уровнем речевого развития, с нормальным интеллектом и слухом в условиях старшей группы ДОУ.

Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. В основу положены следующие принципы:

- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в N);

- взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка);

- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.

Основные задачи коррекционного обучения:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

- подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

(первый год обучения, 5 лет)

Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. В группе 19 человек, в разрезе дефекта с:

ОНР III уровня – 2,

ОНР II – 2,

ОНР III уровня, стертая форма дизартрии – 6,

ОНР II – III уровня – 5,

НВ ОНР – 2,

ФФН – 2.

Анализ детских высказываний и сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями простой конструкции, состоящими из 2-3 слов. Словарный запас отстает от нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих наименование различных частей тела, названия животных, их детенышей. Антонимы не используются, мало синонимов. Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой – маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Затрудняются дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных, вместо маленький: «деревко», «ведречко».

В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже: «когда я буду большим папом» (вместо папой), «я иглаю синей мятей» (я играю синим мячом).

Характерны ошибки в употреблении предлогов: «Паток лезит тумпе» (платок лежит в сумке).

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Снижены вербальная память, продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции. Характерна недостаточная устойчивость внимания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук.

Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов:

1) Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффикатов, соноров, причем один звук заменяют одновременно двумя или несколькими звуками («сяпоги» вместо сапоги, «сапля» вместо цапля, «сюба» вместо шуба, «вце» вместо «все»).

2) Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции («зук» - жук, «палоход» - пароход).

3) Нестойкое употребление звука: «палход» - пароход, «палад» - парад, «люка» - рука.

4) Межзубное произношение свистящих, горловое р.

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (НАЧАЛО 2012 – 2013 ГОДА)

Важным этапом коррекционной работы является обследование, которое было проведено в сентябре. Ведущим способом диагностирования ребенка является устное тестирование. За основу взята разработанная и апробированная диагностика «Исследование устной речи».

Изучение уровня развития речи проводилось по нескольким направлениям:

1. Артикуляционная моторика.

2. Звукопроизношение.

3. Фонематическое восприятие.

4. Словарь и навыки словообразования.

5. Грамматический строй речи.

6. Связная речь.

По результатам обследования речевое развитие детей вызывает тревогу, так как нет показателя «высокий уровень». С низким уровнем – 12 детей, со средним – 7 детей.

График речевого развития детей старшей группы

Определены основные направления:

- организовать комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов дошкольного учреждения, воспитателей и родителей детей.

- В перспективном и календарном планировании коррекционной работы за основу взять тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей.

- Уделять большое внимание развитию фонематического восприятия, развитию связной речи на индивидуальных занятиях.

- Обсудить результаты обследования и проведенной диагностики на родительских собраниях.

- Осуществлять коррекционно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей.

- Особое внимание уделять детям с ОНР II – III уровня:

1. Гармаева Дари.

2. Галсанов Донит.

3. Гиря Анжелика.

4. Казарбин Егор.

5. Садыкова Вика.

6. Цыбенов Бато.

с ОНР II уровня:

1. Билтуев Паша.

2. Смирнов Антон.

Диагностическая карта речевого развития прилагается (Приложение 1,2).

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

(первый год обучения)

Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.

Перечень занятий на неделю

Тип занятий Время Специалист
Понедельник
Конструирование и ручной труд 9.00 – 9.25 Воспитатель
Музыкальное занятие 9.35 – 10.00 Музыкальный руководитель
Рисование 10.10 – 10.35 Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.00 – 12.25 Логопед
Вторник
Фронтальное логопедическое занятие (по подгруппам) 9.00 – 9.25 (1 подгруппа) 9.35 – 10.00 (2 подгруппа) Логопед
Занятие по формированию элементарных математических представлений (по подгруппам) 9.00 – 9.25 (2 подгруппа) 9.35 – 10.00 (1 подгруппа) Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00 – 12.25 Логопед
Рисование 15.30 – 16.00 Воспитатель
Среда
Аппликация / Лепка 9.00 – 9.25 Воспитатель
Экологическое воспитание 9.35 – 10.00 Воспитатель
Занятие по ознакомлению с окружающим миром 10.10 – 10.35 Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.00 – 12.25 Логопед
Физкультура 15.30 – 15.55 Инструктор по физической культуре
Четверг
Занятие по развитию речи / Художественная литература 9.00 – 9.25 Воспитатель
Музыкальное занятие 9.35 – 10.00 Музыкальный руководитель
Знакомство с явлениями общественной жизни 10.10 – 10.35 Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.00 – 12.25 Логопед
Пятница
Фронтальное логопедическое занятие (по подгруппам) 9.00 – 9.25 (1 подгруппа) 9.35 – 10.00 (2 подгруппа) Воспитатель/Логопед
Занятие по формированию элементарных математических представлений 9.00 – 9.25 (2 подгруппа) 9.35 – 10.00 (1 подгруппа) Воспитатель/Логопед
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00 – 12.25 Логопед
Физкультура 15.30 – 15.55 Инструктор по физической культуре

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. В начале занятия проводятся упражнения на развитие фонематического слуха.

2. Артикуляционная гимнастика проводится всегда до этапа автоматизации звука во фразе.

3. На этапе автоматизации звука проводится последовательно введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, потешки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка:

а) звуки [с], [з], [ш], [ж], [с], [з], [л], [р], [р] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и, в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных;

б) звуки [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах;

г) дифференциация звуков:

[c] – [p], с – с, с – ц, с – ш, ж – з, ж – ш, ч – с, ч – т, ч – щ, щ – с, щ – т, щ – ч, щ – ш, р – л, р – р, р – л, л – л.

д) совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4. При автоматизации звука (в слогах, словах и т.д.) необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.

5. На протяжении всего занятия необходимо использовать упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), которые должны быть подобраны в соответствии с коррекцией фонетической стороны речи.

6. Логопед обязательно должен давать краткую и четкую вербальную инструкцию к каждому занятию.

7. Речевая деятельность на занятии должна в основном исходить от ребенка.

На занятиях большое внимание логопед уделяет обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения, словообразования, формированию грамматического строя (на начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков).

В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей, поэтому в логопедическое занятие включается развитие мелкой моторики.

Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Содержание логопедических индивидуальных занятий в старшей группе

Основными направлениями коррекционного развивающего обучения детей с ОНР III уровня в старшей группе ДОУ являются:

- формирование всех компонентов речевой системы:

• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики пальцев;

- развитие неречевых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);

- воспитание творческой, самостоятельной, всесторонне развитой личности.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Сентябрь

3 неделя - «Детский сад».

4 неделя - «Игрушки».

Октябрь

1 неделя - «Осень».

2 неделя - «Овощи. Огород».

3 неделя - «Фрукты, Сад».

4 неделя - «Ягоды. Грибы. Лес. Сад - огород».

Ноябрь.

1 неделя - «Лес, грибы, ягоды, деревья».

2 неделя - «Перелетные птицы».

3 неделя - «Одежда».

4 неделя - «Обувь. Одежда. Головные уборы».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Отработка в речи единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2. Отработка падежных окончаний имен существительных в винительном и родительном падежах.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование числительных «ОДИН», «ОДНА» с существительными.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Образование глаголов приставочным способом.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Составление простых распространённых предложений (по демонстрируемому действию, по картинкам на заданную тему).

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Развивать умение составлять рассказы - описания, загадки - описания по всем лексическим темам первого периода.

4. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный).

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету(по лексическим темам первого периода).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Упражнения пальчиковой гимнастики.

4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

ГРАМОТА.

1. Познакомить детей с буквами: У, А, И.

2. Упражнять детей в выкладывание данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, рисовании в воздухе.

3. Учить выкладывать из букв и читать маленькие слова : АУ! УА! ИА!

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.

1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.

2. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

3. Познакомить с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости- глухости согласных.

2. Выделение гласных звуков в середине односложных слов, в конце слов под ударением (пила, усы, пишу).

3. Познакомить детей с гласным звуком О, Ы и с согласными звуками К, X, X', П', Г, К', В, В', Ф, Ф', Л', Й.

4. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, усы, пишу).

5. Упражнять детей в выделении пройденных согласных в начале и в конце слова (дом, лес, день, лось).

6. Учить детей анализу прямых слогов типа: МА, НУ, КИ слов типа ОСЫ, МАК.

ЛЕКСИКА

ДЕКАБРЬ.

1 неделя - «Ателье».

2 неделя – «Зима. Зимние забавы».

3 неделя – «Мебель. Части мебели».

4 неделя – «Семья».

5 неделя – «Новогодний праздник».

ЯНВАРЬ.

1 неделя – каникулы.

2 неделя – каникулы.

3 неделя – «Зимующие птицы».

4 неделя – «Дикие животные зимой».

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя – «Почта».

2 неделя – «Транспорт».

3 неделя – «Комнатные растения».

4 неделя – «Наша армия».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Обработка падежных окончаний имен существительных в единственного числа в дательном, творительном, предложных падежах.

2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже во множественном числе.

3. Практическое употребление предлогов места: НА, ПОД, В.

4. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.

6. Подбор определений к предметам и объектам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

7. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, - енок, - ат, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

8. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

9. Учить образовывать(по образцу) однокоренные слова (кот-котик-котенька-котище) по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по демонстрации действия, по картинке на заданную тему.

2. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы - описания и загадки - описания по предложенному плану(по всем лексическим темам).

3. Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

4. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнение для пальцев).

2. Усложнение работы с карандашом.

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

ГРАМОТА.

1. Познакомить детей с буквами: М, Н, П Т, К, В, Ф, О, Ы.Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов, открытых слогов, слов.

2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, рисовании в воздухе.

3. Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях.

2. Совершенствовать четкость дикции.

3. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.

4. Следить, чтобы дети постоянно говорили в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация, дифференциация и введение в речь поставленных звуков.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках, их признаках, о глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных.

2. Знакомство со звуками [с], [с’], [з], [з’], [ц].

3. Научить анализировать обратные слоги с этими звуками, выделять эти звуки в конце и начале слова. Анализировать прямые слоги с этими звуками.

4. Совершенствовать навык фонематического анализа трехзвуковых слов типа КОТ.

5. Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа КИТ.

6. Учить находить слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции.

ЛЕКСИКА.

МАРТ

1 неделя – «Весна».

2 неделя – «Праздник 8 марта».

3 неделя – «Профессии».

4 неделя – «Наша пища».

АПРЕЛЬ

1неделя - «Откуда хлеб пришел?»

2 неделя – «Посуда».

3 неделя - «Мой дом».

4 неделя – «Домашние животные и их детеныши».

МАЙ

1 неделя - «Наша страна». «Улан-Удэ – мой город».

2 неделя - «Человек».

3 неделя - «Насекомые».

4 неделя - «Лето».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи
существительные в единственном и множественном числе.

2. Закрепление правильного употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.

3. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).

4. Продолжить работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных.

5. Учить использовать в речи предлоги ИЗ, К, ОТ. Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.

6. Учить согласовывать числительные «ДВА» и «ПЯТЬ» с существительными.

7. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Развивать навыки связной речи детей при составлении рассказов -описаний, загадок - описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке.

2. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

3. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК

1. Работа по развитию пальчиковой моторики.

2. Усложнение работы с карандашом.

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

ГРАМОТА

1. Познакомить детей с буквами С, З, Ц.

2. Закрепить знания графического образа букв, изученных в 1 и 2 периодах.

3. Продолжать выкладывать изученные буквы из палочек, лепить из пластилина, вырезать, «рисовать» в воздухе.

4. Учить находить знакомые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.

5. Учить детей разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.

6. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений.

Планируемые результаты освоения детьми программы

В итоге логопедической работы дети с 1 уровнем речевого развития должны научиться:

-понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с лексическими темами);

- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, уши, рот) и одежды (карман, рукав);

- обозначать некоторые действия (на, иди, сиди, пей и т.д.), некоторые свои аффективные состояния (холодно, тепло, больно);

- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

- отвечать на вопросы одним словом или 2-словной фразой без использования жеста.

В отдельных случаях допускается использование звукокомплексов.

В итоге логопедической работы дети со 2 уровнем речевого развития должны научиться:

- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярким признакам;

- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонения глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

- фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, т, б, м, д, н, к, х, г), гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);

- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

- общаться, используя словосочетания и простые нераспространенные предложения.

В итоге логопедической работы дети с 3 уровнем речевого развития должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидные окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слов, слогов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Совместная работа логопедов с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся:

а) родительские собрания;

б) консультации родителей;

в) открытые логопедические занятия для родителей;

г) оформление специальных стендов.

Родительские собрания

Первое собрание - «Задачи и содержание работы в течение всего учебного года» - сентябрь.

Второе собрание – «Результаты обследования. План работы в 1 периоде обучения» - октябрь.

Третье собрание – «Итоги 1 полугодия» - январь.

Четвертое собрание – «Итоги всего обучения за год. Рекомендации (отдельным детям)» - май.

Родительские «пятиминутки»

Родительские пятиминутки проводятся по понедельникам еженедельно с 17 часов до 18 часов.

Оформление стендов для родителей

Оформление стендов для родителей организуется совместно логопедом и воспитателем в течение года.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий. – М.: Издательство Гном и Д, 2009 г.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985 г.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1990г.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985г.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция недоразвития речи у дошкольников. - Санкт-Петербург: «Союз», 1999г.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопеда. – М.: Просвещение, 1973 г.

7. Садовникова Й.Н., Ефименко Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.:Просвещение, 1972 г.

8. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 1999г.

9. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопеда. М.: Просвещение, 1989г.

10. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987г.

11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР (программно-методические рекомендации). – М., 2009 г.

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом зам. директора по УВР директор школы-сада

школы-сада № 89 _______Л.Г. Комиссарова _____Л.А. Цыренова

«___» __________201___г. «___» _________201г.

Протокол №_____ от «____» _______ 201г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя-логопеда дошкольного учреждения

Жанчиковой Людмилы Жанаевны

Высшей квалификационной категории

для детей старшего дошкольного возраста

на 2012 / 2013 учебный год.

г. Улан-Удэ

2012г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Программы Филичевой Т.В., Чиркиной Г.В., а также с учетом программно-методических рекомендаций «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». (Филичевой Т.В., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В. – М., 2009).

Предлагаемая программа предназначается для проведения обучения детей со II – III уровнем речевого развития, с нормальным интеллектом и слухом в условиях старшей группы ДОУ.

Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. В основу положены следующие принципы:

- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в N);

- взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка);

- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.

Основные задачи коррекционного обучения:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

- подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

Наши рекомендации