Игра в вальдорфском детском саду
Побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности — одна из основных задач вальдорфского детского сада. Свободная игра рассматривается как специфическая для возраста трех с половиной — четырех лет метаморфоза подражательной активности. Ребенок полностью идентифицирует себя с содержанием игры, со своей игровой ролью. Содержанием игры является то, что ребенок может наблюдать в своем окружении и, прежде всего, в жизни взрослых. На игру ребенка не оказывается никакого давления. И поведение воспитательницы, и оформление и оборудование детского сада должны способствовать свободной, подражательной и игровой активности ребенка. Кроме свободной игры есть еще и другие виды игр — игры по заданным сценариям, которые проводятся под руководством воспитателя. Это музыкально-ритмические хороводы («райгены»), традиционные подвижные игры детского фольклора, пальчиковые и жестовые и другие виды игр.
Свободная игра
Свободная игра — это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет — либо один, либо включается в игру группы (см. Экскурс 1).
Игра. Экскурс 1
Из исследований игры
Игра является потребностью и выражением сущностных сил ребенка, что бы мы ни думали о природе этих сил. Исследования показали, что здоровые дети до того, как им исполняется 7 лет, играют около 15.000 часов. Значит, в среднем 7—8 часов ежедневно! Конечно, если детям предоставляются необходимые для этого условия. Если детям не давать играть[10], насильственно препятствовать игре, — заставлять работать или заниматься — то тогда игра не сможет развернуться, будет увядать, деградировать. Последствия этого для развития детей трудно переоценить.
Феномен игры универсален. Многочисленные исследования игры последних десятилетий показали, что характер игры и последовательность развития игры оказываются одинаковыми у детей самых разных народов и культур. Различаются только формы выражения, связанные с особенностями культуры, но логика построения игры везде одинакова. Дети развитых стран наполняют и опорожняют пластмассовые ведерки, африканские дети — глиняные сосуды, а австралийские — полые тыквы.
Но везде ребенок стремится сам быть хозяином в пространстве своей игры, определять ее ход — это важнейший признак игры, необходимое условие для того, чтобы интерес ребенка к игре не иссяк, чтобы игра имела для него смысл[11].
Это справедливо уже для самых начальных форм игровой активности ребенка на первом году жизни, как это показано в ряде исследований. Приведем описание одного из таких исследований, прекрасно показывающее характер детского игрового поведения.
...Американский исследователь Ватсон провел такой эксперимент: он и его сотрудники вывешивали над кроваткой восьмимесячных младенцев мобиль каждый день на десять минут. Группа А получила обычный мобиль. Группа Б получила мобиль, который вращался каждую минуту в течение 5 секунд. Наконец, группа В получила мобиль, который был связан с чувствительным к давлению сенсорном устройством, вмонтированным в подушку, каждый раз, когда ребенок вертел головой, мобиль начинал вращаться. Результаты этого эксперимента можно видеть на приведенном ниже рисунке:
Значение самоопределения
в игре у восьмимесячных младенцев
Группа А | Группа Б | Группа В | |||
Движение головы | Без изменений | Без изменений | Частое | ||
Интерес | Незначительный | Большой | Большой | ||
Радость | Незначительная | Незначительная | Большая |
Как видно из этой таблицы, поведение младенцев трех групп через три недели после начала эксперимента весьма различно. Младенцы группы В в течение нескольких дней обнаружили связь между движением своей головы и вращением мобиля. Их интерес к мобилю день ото дня возрастал, в то время как дети групп А и Б через несколько дней больше не интересовались своими мобилями. Кроме того, дети группы В показывали ряд других особенностей своего поведения: у них было более живое выражение лица, они больше улыбались, радовались, лепетали, чем дети двух других групп.
Исследование Ватсона убедительно показывает, что уже младенец в состоянии учиться во время игры: он воспринимает действие своей моторной активности на окружающий мир и начинает целенаправленно воздействовать на него, приспосабливая таким образом свое поведение к условиям мира.
Само собой понятно, что у младенцев, которые еще не умеют даже по настоящему хватать предметы и вообще владеют своей моторикой лишь в незначительной степени, очень ограничена возможность самостоятельно воздействовать на предметы своего окружения, как это имело место в вышеприведенном эксперименте. Поэтому основная форма игры у младенцев в первые месяцы жизни — это социальная игра, игра-взаимодействие со взрослым. Если ребенок начинает хныкать и толкаться ножками — это знак того, что ребенок чувствует себя неудобно, и мать или отец берут его на руки, переодевают; ребенок улыбается — и взрослый улыбается в ответ. Таким образом ребенок учится в игре воздействовать на окружающий мир и получать обратные воздействия из окружения, которые выстраиваются для него в надежную систему взаимодействия с миром.
Еще одним важнейшим свойством игры является то, что ребенок играет только тогда, когда он чувствует себя хорошо как в психологическом, так и в физиологическом плане. Поэтому если ребенок не играет, не проявляет в игре активности, интереса и удовольствия — это может быть серьезным поводом для беспокойства.
Всем прекрасно известны такие традиционные детские игры, как дочки-матери или стройка из кубиков и т. п. Однако, мало кто знает, какие интересные и многообразные формы может принимать такая свободная игра, если в распоряжение ребенка будет предоставлено особое «игровое пространство», если за игрой осуществлять сознательный надлежащий «уход».
Этот планомерный уход за игрой, настоящее культивирование игры, включает в себя целый ряд элементов организации жизни группы. Во-первых, необходимо создать надлежащие условия, во-вторых, занятия, т. е. содержание жизни детей, должны давать детям как можно больше импульсов для активной и содержательной игры.
К условиям игры относится создание игрового пространства и выделение времени. Игровое пространство включает в себя тщательно спланированный игровой уголок — особую часть помещения группы, обеспеченную игровым материалом. Для свободной игры ежедневно предусмотрено 1,5—2 часа — время, свободное от каких-либо запланированных занятий.
Остановимся подробнее на элементах, способствующих развитию свободной творческой игры детей.