Тема 9. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования
Вопросы для обсуждения:
1) Какие уровни диагностической деятельности доступны педагогу – практику?
2) Какова роль педагогической диагностики в проектировании?
3) В чем состоит специфика диагностической деятельности педагога в процессе воспитания?
4) Как соотносятся между собой диагностика, мониторинг и контроль в образовании?
5) Выделите перспективы диагностической деятельности в системе непрерывного образования.
6) Раскройте содержание этапов прогнозирования в деятельности педагога.
7) Раскройте содержание понятий «проектирование», «конструирование», «моделирование», «проектирование», «программирование».
8) Опишите объекты педагогического проектирования – педагогические системы, процессы, ситуации.
9) Охарактеризуйте этапы проектирования учебного занятия.
10) Изучите формы проектирования: учебные планы, программы, планы проведения воспитательных мероприятий.
11) Рассмотрите особенности моделирования педагогических ситуаций, учебного занятия и воспитательного мероприятия.
Задания:
1) Внимательно прочитайте трактовку понятия «проектирование», которую предлагает белорусский методолог Н. А. Масюкова: «В контексте культуры технологического типа проектирование выступает в качестве основного способа нормирования и трансляции инноваций с акцентом на ценностные установки позиционеров культуротехнического цикла, согласуемые по принципу коммуникативности и личностных отношений, с использованием идеи экрана и технологической схемы».
Выделите в этом определении ключевые слова, отражающие сущность проектной деятельности. В случае затруднений обратитесь к словарям для уточнения смысла непонятных вам слов и словосочетаний. Попробуйте наполнить содержанием и конкретизировать данное определение для образовательного контекста в виде развернутой словарной статьи (устного сообщения).
2) Проведите Интернет-поиск по ключевым словам «учебный проект», «учебное проектирование», «педагогический проект». Составьте аннотированный список адресов сайтов, на которых можно найти описание различных проектов. Подготовьте обзор проектов педагогической тематики (например, образовательные проекты, проекты для обучающихся в СПО, воспитательные проекты, бизнес-проекты в системе образования).
Покажите общее, что объединяет эти проекты, их специфику, разнообразие результатов и др. Не забудьте при этом, что размещенные в сети материалы защищены авторским правом.
Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
Вопросы для обсуждения:
1) Раскройте сущность понятия «педагогические технологии».
2) Каковы причины появления технологического подхода в образовании?
3) Проанализируйте, чем отличается технология от методики?
4) Какие признаки присущи современным образовательным технологиям?
5) С какой целью классифицируются педагогические технологии?
6) Какие основания для классификации предложил Г.К. Селевко?
Задания:
1) Сравните понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания».
2) Познакомьтесь с классификацией педагогических технологий
3) Г.К. Селевко. Запишите примеры педагогических технологий для каждой классификационной группы.
4) Некоторые педагоги выступают против использования термина «технология» применительно к процессу воспитания. Какую позицию занимаете Вы по этому вопросу? Подготовьтесь к дискуссии.
5) Подготовьте обзор основных педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.
6) Охарактеризуйте тренинговые технологии обучения: технология модерации, коучинг-технология. Презентуйте результаты Вашей работы.
7) Приведите примеры технологий командной работы в учебно-воспитательном процессе.
Задания и методические указания по выполнению письменных
(контрольных) работ
Выполнение письменных (контрольных) работ по дисциплине «Педагогика» – один из видов межсессионных заданий, организующих самостоятельную работу студентов, предназначенных для студентов заочной формы обучения и рассчитанных на самостоятельное освоение содержания учебного материала данной дисциплины с учетом требований ФГОС ВО.
Дисциплина «Педагогика» состоит из двух модулей, в соответствии с которыми, выполняются две контрольных работы – №1, №2.
Требования к структуре и оформлению письменной (контрольной) работы № 1
Структура письменной (контрольной) работы
Контрольная работа №1 по дисциплине «Педагогика» выполняется по первому модулю «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли », состоит из двух заданий. Первое задание носит теоретический характер и направлено на знакомство с основными историко-педагогическими источниками.
Второе задание – это практическая работа, направленная на поиск и осознание педагогического наследия – исторически сложившихся и современных образовательных концепций и моделей, анализа и применения его результатов на практике.
Порядок выбора варианта письменной работы и сроки ее выполнения
Студент по-своему усмотрению выбирает задания для выполнения письменной (контрольной) работы. Сроки выполнения зависят от времени проведения экзаменационной сессии. Письменная (контрольная) работа должна быть сдана не позднее, чем за 10 дней до зачета. В случае отсутствия работы студенты не допускаются до зачета по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», модуль 1 «История педагогики и образования».
Требования к оформлению работы
Работа выполняется на листах формата А4 в печатном или рукописном виде аккуратным, разборчивым почерком. На титульном листе необходимо обозначить номер варианта. При выполнении работы следует указывать содержание задания (размещается перед основным текстом письменной работы на стр.2). В содержании (оглавлении) должны быть представлены все виды работ в соответствии с заданием. Образец титульного листа прилагается (прил.1).
Обучающемуся необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.
При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи необходимо цитату заключить в кавычки и сделать ссылку на источник. Если цитирование текста повторяется неоднократно, то при первой ссылке следует сделать оговорку, а затем рядом с цитатой в скобках проставлять только страницы источника. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница.
Цитирование без ссылок на источник недопустимо.
Работа над письменной работой завершается ее защитой перед зачетом.
Защита предусматривает выступление студента с кратким объяснительным словом к своей работе, в котором должно быть продемонстрировано умение кратко изложить суть своей работы, определить ее место в современном педагогическом процессе и ее профессиональное значение.
Отвечая на вопросы преподавателя, обучающийся должен обнаружить глубину знаний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру будущего педагога профессионального обучения.
Письменная работа обязательно должна сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием литературного источника с указанием выходных данных.
Основные критерии оценки письменных (контрольных) работ:
1. Соответствие принципу научности: теоретическая обоснованность темы, научно-теоретический уровень содержания.
2. Умение самостоятельно работать с источниками, выделять и анализировать отечественные и зарубежные источники.
3. Грамотное и последовательное изложение материала.
4. Самостоятельный и творческий подход к анализу образовательных концепций и теорий.
5. Правильность оформления библиографии и работы в целом, своевременность ее сдачи.
Задания к контрольной работе № 1.
Первое задание: из предложенной таблицы выберите или предложите свой вариант 2-х концепций. Дайте общую характеристику и раскройте содержание каждой концепции (теории, модели).
Второе задание: напишите творческую работу, в которой раскройте, как выбранные Вами концепции работают в современном образовательном процессе. Приведите примеры.
№ п/п | Основные образовательные концепции и модели образовательных систем | Общая характеристика |
1. | Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, Г. Спенсер) | |
2. | Концепция дидактического формализма(Гераклит Эфесский, Дж. Локк, Э. Шмидт, И.Г. Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег) | |
3. | Концепция дидактического прагматизма(утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) | |
4. | Концепция функционального материализма (В. Оконь) | |
5. | Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль) | |
6. | Технологическая концепцияобучения (Б. Блум, Дж. Ромишовски) | |
7. | Концепция дистанционного образования (А.М. Бершадский, Г. Гримес, Г. Румбле, И.Г. Кревский) | |
8. | Ассоциативная теория обучения (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин) | |
9. | Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев) | |
10. | Теория развивающего обучения (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) | |
11. | Рационалистическая модельобразования (Б. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер) | |
12. | Феноменологическая модельобразования (Р. Бернс, К. Роджерс) | |
13. | Неинституциональная модель образования (Л. Бернард, П. Гудман, Ж.Гудлэд, И. Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт) | |
14. | Концепция непрерывного образования | |
15. | Гуманитарная образовательная парадигма (О. Хрисман, Н. Е. Румянцев, А. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский, В. П. Кащенко) | |
16. | Критико-эмансипаторская концепция образования (К.Молленхауер, В. Бланкерц, В. Лемперт, В. Клафк) | |
17. | Экзистенциально-гуманистическая педагогика(К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Н. Тэлент и др.) | |
18. | Личностно ориентированная концепция образования (И. Дерболав, О. Ф. Больнов, Г. Рот, М. И. Лангевельд, П. Керн, Г.-Х. Виттиг, Е. Майнберг и др.) | |
19. | Деятельностная концепция обучения и воспитания (Н. Г. Алексеев, В. М. Розин, Г. П. Щедровицкий) | |
20. | Концепции личностно ориентированного образования (И. С. Якиманская, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская и др.) | |
21. | Концепция профильной дифференциации обучения (В.Г. Болтянский, Г.Д. Глейзер и др.) | |
22. | Концепция «трудовой школы» П.П. Блонского. | |
23. | Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера. | |
24. | «Педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.) | |
25. | Концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) |
Требования к структуре и оформлению письменной (контрольной) работы № 2
Структура письменной (контрольной) работы
Контрольная работа №2 по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» выполняется по второму модулю.
Контрольная работа – это практическая работа, направленная на формирование умений конструировать различные формы обучения и воспитания в системе среднего профессионального образования
Порядок выбора варианта письменной работы и сроки ее выполнения
Студенту предлагается разработать конспект учебного занятия или воспитательного мероприятия для системы общего среднего образования (СПО или ДПО) по заданной схеме. Предмет (дисциплину), соответствующую своему профилю подготовки, или тему воспитательного мероприятия студент выбирает по-своему усмотрению. Сроки выполнения зависят от времени проведения экзаменационной сессии. Письменная (контрольная) работа должна быть сдана не позднее, чем за 10 дней до экзамена В случае отсутствия работы студенты не допускаются до экзамена по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», модуль 2.
Требования к оформлению работы
Работа выполняется на листах формата А4 в печатном или рукописном виде аккуратным, разборчивым почерком. На титульном листе необходимо обозначить тему разработки.
Обучающемуся необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.
При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи необходимо цитату заключить в кавычки и сделать ссылку на источник. Если цитирование текста повторяется неоднократно, то при первой ссылке следует сделать оговорку, а затем рядом с цитатой в скобках проставлять только страницы источника. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница.
Цитирование без ссылок на источник недопустимо.
Работа над письменной работой завершается ее защитой перед экзаменом.
Защита предусматривает выступление студента с кратким объяснительным словом к своей работе и демонстрацию электронной презентации своей разработки.
Отвечая на вопросы преподавателя, обучающийся должен обнаружить глубину знаний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру будущего педагога профессионального обучения.
Письменная работа обязательно должна сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием литературного источника с указанием выходных данных.
Основные критерии оценки письменных (контрольных) работ:
1. Соответствие принципу научности: теоретическая обоснованность выбора дисциплины и темы разработки, научно-теоретический уровень содержания.
2. Умение самостоятельно работать с источниками.
3. Грамотное и последовательное изложение материала.
4. Самостоятельный и творческий подход к проектированию учебного занятия, воспитательного мероприятия.
5. Правильность оформления библиографии и работы в целом, своевременность ее сдачи.
Задания к контрольной работе № 2.
Разработайте конспект учебного занятия или воспитательного мероприятия в школе, техникуме, колледже или профессиональном лицее по выбранной Вами и согласованной с преподавателем теме и презентуйте его c использованием программы «PowerPoint» или др.
В качестве образца используйте схему, приведенную ниже:
Предмет (дисциплина): «__________________________________________»
Тема: «__________________________________________»
Цель занятия: __________________________________________________
Дидактические задачи: ___________________________________________
Воспитательные задачи: _________________________________________
Развивающие задачи______________________________________________
Ведущая технология: _____________________________________________
Тип занятия: ____________________________________________________
Вид занятия: ____________________________________________________
Методы обучения:
1.
2.
3.
План учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время, отводимое на этап |
Итого: | (45 минут) (90 минут) |
Продолжительность учебного занятия: ___ минут
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Методы и средства | Результат |