Тема 5. Логика практической педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1) В чем заключается главная проблема соотношения науки и практики в педагогике?

2) Раскройте принципы организации практической деятельности по

А.М. Новикову.

3) Охарактеризуйте основные стадии педагогического взаимодействия и технологии их реализации.

4) В чем состоит специфика педагогического взаимодействия?

5) Какие формы взаимодействия субъектов педагогического процесса вы знаете? Приведите примеры.

Задания:

1) Изучите работу В.В. Краевского «Методология педагогики». Составьте плановый конспект второй главы «Педагогика – наука о практике».

Методическая подсказка.

1) Укажите выходные данные полностью (интернет-ресурсов, в том числе).

2) Внимательно прочитайте главу и выделите информативные центры прочитанного текста.

3) Сделайте в конспекте широкие поля и записывайте незнакомые слова и возникающие в ходе чтения вопросы.

4) Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.

5) Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

6) Выделите главную мысль и наиболее важные фрагменты конспекта.

7) Обоснуйте, чем Вас привлекла конспектируемая информация, какие перспективы ее использования Вы видите?

Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Требования к выполнению задания:

· конспект должен содержать исходные данные источника;

· в нем должны найти отражение основные положения текста;

· конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование. Перефразирование – это прием записи смысла;

· формы записи должны быть ориентированы на быстрое чтение;

· объем конспекта не должен превышать одну вторую исходного

текста;

· конспект оформляется аккуратно, с соблюдением формальных требований к оформлению; с соблюдением всех норм русского литературного языка.

2) Подготовьте сообщение о соотношении теории и практики в педагогике по статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы».

Тема 6. Цели, принципы и содержание образования в современных

Условиях

Вопросы для обсуждения:

1) Перечислите и охарактеризуйте основные тенденции развития образования в ХХI в.?

2) Закономерно ли, на Ваш взгляд, одновременное существование в педагогике разных концепций цели образования?

3) Раскройте сущность понятий: «система непрерывного образования», «федеральный государственный образовательный стандарт», «многоуровневая структура образования», «основная образовательная программа» основываясь на Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.

4) Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?

5) Раскройте содержание понятий «формальное образование», «неформальное образование», «информальное образование», «инклюзивное образование».

Задание:

Выполните задание письменно: выясните, какие проблемы современного образования обсуждаются сейчас в средствах массовой информации, на страницах научных периодических изданий, профессиональных сообществах. Для этого обратитесь к периодике, официальным сайтам органов управления образования, форумам и т.д. С использованием метода контент-анализа выявите эти проблемы.

Методическая подсказка.

Контент-анализ – метод, позволяющий анализировать письменные тексты (документы, статьи, монографии, письма, сочинения и т.д.).

Общая методика проведения контент-анализа:

· определить цель контент-анализа, в соответствии с ней подобрать текстовой фонд;

· выбрать смысловую единицу анализа (термин, идея, проблема и т.д.);

· из текстового фонда выбрать все формулировки смысловой единицы анализа;

· выбранные формулировки сгруппировать по смыслу, контексту, ключевым словам, и провести количественный подсчет единиц, попавших в те или иные группы;

· сделать вывод в форме письменного заключения о наиболее/наименее часто употребляемом смысле выделенной единицы анализа.

Тема 7. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Вопросы для обсуждения:

1) Какие проблемы являются предметом исследования теории воспитания?

2) Раскройте специфику и взаимосвязь понятий: воспитание, социализация, развитие.

3) Охарактеризуйте модели и стили воспитания.

4) Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

5) Какие социальные риски обусловлены недостаточным вниманием к проблеме воспитания?

6) Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации.

7) Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.

8) В чем заключается проблема выработки критериев оценки воспитанности человека?

Задания:

1) выполните задания письменно: укажите на распространенные недостатки в понимании понятия «воспитание». Дайте современное определение этого

понятия;

2) рассмотрите какую-либо модель воспитания, приведите примеры из истории и современности. Отметьте достоинства и недостатки выбранной вами модели воспитания;

3) составьте аннотированный список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания» (не менее 5);

4) опишите социальный состав обучающихся организаций общего образования или среднего профессионального образования, на основе выполненного описания подготовьте план воспитательной работы классного руководителя, куратора учебной группы по одной из заданных схем:

I. Модель плана воспитательной работы.

1. Проблемно-ориентированный анализ воспитательной ситуации в классе/ учебной группе.

2. Основные воспитательные задачи, связанные с образом воспитанника.

Прогнозируемый результат воспитательной работы (степень приближения к образу воспитанника).

3. Жизнедеятельность коллектива учебной группы.

4. Работа с родителями.

II. Модель плана воспитательной работы

1. Краткий анализ результатов воспитательной работы в истекшем учебном году.

2. Цели и задачи воспитательной работы.

3. Прогнозируемый результат воспитания.

4. Комплекс дел по достижению цели и задач.

Тема 8. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса

Вопросы для обсуждения:

1) Какова логико-психологическая структура обучения, ее связь с теорией познания?

2) Дайте определение понятиям «метод», «метод обучения».

3) Какие подходы к классификации методов обучения существуют в педагогике? Назовите различные классификационные основания и авторов. Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации?

4) Объясните, что понимают под «приемами обучения». Раскройте связь между методом и приемом обучения.

5) В какой степени активизируют познавательный интерес обучающихся разные методы обучения? С чем это связано?

6) В 1950-1960-е гг. в нашей стране методы обучения, по словам

7) И.Я. Лернера, превратились в методы преподавания. Как вы думаете, чем это было обусловлено?

8) Охарактеризуйте методы профессионального обучения. Раскройте сущность методов теоретического обучения, практического обучения.

9) Дайте классификации форм организации процесса обучения.

10) Как меняется структура урока в зависимости от поставленных целей и задач?

11) Приведите пример применения традиционных и инновационных средств обучения.

Задания:

1) подготовьте сообщения:

· вспомните свои школьные уроки и назовите применявшиеся методы обучения. Какие использовались чаще или, наоборот, крайне редко? Какие методы больше нравились и лучше запомнились? Обоснуйте ответ;

· представьте одну из классификаций теоретических и практических методов обучения в профессиональном образовании.

2) выполните задания письменно:

· охарактеризуйте современные подходы к классификации эвристических методов обучения. Приведите примеры. В работах каких авторов, рассматриваются эвристические методы обучения? Составьте аннотированный список источников по проблеме классификации эвристических методов обучения;

· определите, какие приемы обучения могут конкретизировать указанные методы:

Методы обучения Приемы обучения
Убеждение  
Объяснение  
Упражнение  
Дискуссия  
Мозговой штурм  
Анализ проблемной ситуации  
Показ трудовых действий  

Наши рекомендации