И коррекционной помощи детям с нарушениями зрения
Психолого-педагогическая и коррекционная помощь детям с нарушениями зрения организуется преимущественно в условиях специальных образовательных учреждений – как в ДОУ, так и в школах.
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель данных учреждений – воспитание, лечение, восстановление и коррекция нарушенных функций зрения, подготовка детей к школе.
В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения:
- детские дома для слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией;
- детские сады и ясли с круглосуточным (интернатного типа) и дневным (12-часовым) пребыванием;
- дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа;
- дошкольные группы при школах-интернатах III-IV вида.
В названных образовательных учреждениях помимо обычных образовательных задач работа направлена на коррекцию отклонений в развитии, на восстановление остаточных функций зрения, на оздоровление детей. Большое внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы: слуха, осязания, мобильности, ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.
В дошкольных учреждениях осуществляется целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. В связи со специфическими задачами названных учреждений режим дня имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий.
Длительность пребывания в дошкольных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, определяется врачом-офтальмологом и составляет 1 год и более.
Наполняемость групп обусловлена возрастом воспитанников и структурой дефекта. Так, наполняемость групп для слепых детей (до 3 лет и старше 3 лет) составляет 6 человек. Наполняемость групп для слабовидящих дошкольников, а также детей с косоглазием и амблиопией до 3 лет составляет 6 человек, старше 3 лет – 10 человек.
Основными принципами организации коррекционно-педагогического процесса являются следующие:
1) учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
2) комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям;
3) дифференцированный подход к детям:
- с учётом состояния их зрения;
- в зависимости от способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий тифлотехники;
- через уменьшение наполняемости групп и использование индивидуально-подгруппового обучения;
4) создание офтальмогигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах;
5) обеспечение специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учётом интересов, способностей и потребностей ребёнка;
6) поддержание специальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушенным зрением с 2-х лет.
Организация коррекционной работы в ДОУ предусматривает введение в учебно-воспитательный процесс дозированной учебной нагрузки.
Особенно важным в связи с вышесказанным является обеспечение двигательной активности детей, что предусматривает преодоление гиподинамии в ходе занятий по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве, а также при проведении динамических пауз (физминуток).
В организации коррекционной работы участвуют все специалисты ДОУ. Педагог-дефектолог (тифлопедагог) проводит коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия (РЗВ), развитию осязания и мелкой моторики, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке (СБО). Воспитатель осуществляет коррекционную работу на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), трудовому обучению и др. (см. таблицу 1).
Таблица 1
Виды занятий, организуемые специалистами СДОУ
в целях обеспечения психолого-педагогической
и коррекционной помощи детям с нарушенным зрением
специалисты ДОУ | тифлопедагог | воспитатель | учитель- логопед | музыкальный руководитель | инструктор по физической культуре | медицинский персонал |
виды занятий | - РЗВ; - Развитие осязания и мелкой моторики; - Ориентировка в пространстве; - СБО. | - Развитие речи; - ФЭМП; - Ознакомление с окружающим миром; - Изобразительное искусство; - Трудовое обучение; - Игра. | - Коррекция нарушений речи. | - Ритмика. | - Физическое воспитание. | - Лечебная физкультура. |
Занятия тифлопедагога относятся к разряду коррекционных, а воспитателя – общеразвивающих, однако последние предполагают обязательное наличие коррекционной направленности.
Длительность каждого подгруппового занятия тифлопедагога составляет 15 минут в младшей и средней группах, 25 минут в старшей и 30 минут в подготовительной группах.
Продолжительность индивидуального тифлопедагогического занятия составляет от 10 минут (в младшей и средней группах) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).
Количество подгрупповых коррекционных занятий в неделю с детьми, имеющими нарушения зрения, отмечено в следующей ниже таблице (см. таблицу 2).
Таблица 2
Количество подгрупповых коррекционных занятий тифлопедагога в разных возрастных группах
Вид коррекционного занятия | Группы | ||||
младшая | средняя | старшая | подготовительная | ||
Ориентировка в пространстве | |||||
РЗВ (РОиМ) | |||||
СБО |
В ДОУ IV вида (со слабовидящими детьми, а также дошкольниками с косоглазием и амблиопией) задачи развития осязания и мелкой моторики включаются во все коррекционные занятия тифлопедагога. В группах, где воспитываются полностью незрячие дошкольники, вместо занятий по РЗВ проводятся коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики. Со слепыми детьми, имеющими остаточное зрение, планируются специальные коррекционные занятия по развитию остаточного зрения, а развитие осязания и мелкой моторики осуществляется на всех видах специальных коррекционных занятий.
В СДОУ III-IV вида проводятся также комплексные коррекционные занятия. Выделяют два вида таких занятий:
1) занятие проводится тифлопедагогом. Данное занятие носит закрепляющий и обобщающий характер. Его содержание предполагает использование детьми определённых навыков по всем видам коррекционных занятий;
2) занятие организуется одновременно силами тифлопедагога, воспитателя и логопеда.