Плохое поведение Поощряющая реакция
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
Как лучше прореагировать на плохое поведение ребенка
Если поведение ребенка рассмотреть в свете последствий, которые они для него имеют, то понять, какую стратегию следует избрать, чтобы решить данную проблему, будет легче. Конечно, нетрудно сказать: «Чтобы изменить плохое поведение в лучшую сторону, нужно изменить последствия, к которым оно приводит». Но как это сделать? Давайте рассмотрим несколько способов проведения в жизнь такой стратегии управления поведением.
Не замечать
Не замечать ребенка, когда он плохо себя ведет, — самый верный способ дать ему понять, что за таким поведением не последует никакого вознаграждения. Многие родители убедились, что это самая действенная стратегия. Трудность в том, правда, что советовать со стороны легко, а следовать этой стратегии самому очень трудно.
Ребенок постоянно нуждается в вашем внимании. Если вы не замечаете его, когда он плохо себя ведет, то тем самым вы учите его, что ведя себя таким образом, он никогда не получит того, что хочет. Иными словами, если ребенок хочет, чтобыегоповедение привело к приятным последствиям, он долженвести себя лучше.
Вспомним случай с Гэри. Когда родители поняли, что своим вниманием они поощряют его побеги из-за стола, они приняли решение не замечать этого.
Теперь рассмотрим еще один пример.
Конечно, важно понимать, что игнорировать можно только такое поведение, которое не причинит ребенку физического вреда. К примеру, мама Роберты знала, что Роберта не поранит себя (занавески были достаточно прочные!), поэтому она могла спокойно не замечать вспышек гнева Роберты. Но если бы Роберта выбегала на улицу, тогда ясно, что маме пришлось бы избрать иную стратегию, чтобы повлиять на ее поведение. Вскоре мы поговорим и об альтернативных стратегиях.
Но сначала вкратце рассмотрим два вопроса, которые часто возникают в связи с проблемой игнорирования плохого поведения.
Есть ли такой способ не замечать плохое поведение, который можно было бы назвать лучшим? Единственного лучшего способа нет. Вам, как и большинству родителей, придется изобрести свои самые действенные способы с учетом конкретных ситуаций. Но если вы знаете, почему вы не замечаете плохое поведение вашего ребенка, то вы должны делать это правильно: вы не замечаете плохое поведение, чтобы не поощрять его своим вниманием. Вы не будете смотреть на ребенка, кричать на него, спорить с ним и никоим образом не позволите ему увидеть, что заметили,как он себя ведет. Ваше послание ребенку должно быть ясным:«Твое плохое поведение большене приведет к успеху!»
Конечно, мы понимаем, что когда плохое поведение выходит за определенные рамки, к примеру, если ваш ребенок вопит или колотит ногами по полу, то кажется почти невозможным не замечать этого. В таких случаях лучший способ проигнорировать это — выйти из ситуации, то есть уйти в другую комнату, включить радио, взять в руки журнал или как-то еще отвлечься от того, что вы видите и слышите. Вы же не хотите подвергнуться риску волей-неволей обратить внимание на такое поведение?
Ваш малыш может попытаться привлечь к себе внимание, прерывая ваш разговор с кем-то, забираясь к вам на колени, дергая за одежду. Если он так ведет себя часто и вы считаете, что с этим что-то надо делать, то попробуйте не замечать приставаний ребенка. В таких ситуациях трудно просто уйти, да у вас и нет достаточных оснований для этого. Попробуйте не смотреть на ребенка, продолжайте делать то, чем вы заняты в эту минуту. Если нужно, мягко отведите от себя его руки.
Что будет делать мой ребенок, если я не буду обращать на него внимание ? Ваш ребенок знает, что до сих пор его плохое поведение позволяло ему получать то, что он хотел. Таким образом он научился привлекать к себе ваше внимание всегда, когда хотел. Как он будет вести себя теперь, когда старые приемы неожиданно перестанут действовать на вас?
В большинстве случаев можно предвидеть, какова будет реакция ребенка, когда вы не обращаете на него внимание. Он будет пытаться достичь желаемого еще сильнее. Представьте себе ребенка, который впервые оказался в такой ситуации. Он подумает: «Я не получил того, что хотел. Может быть, я кричал не достаточно громко? До сих пор мама старалась успокоить меня, когда я начинал вопить. Не поплакать ли мне и не подрыгать ли ногами побольше — сделать что-то, что привлечет ее внимание?»
Так он и поступит. Скорее всего, ваш ребенок начнет вести себя еще хуже, пока не поймет, что это не дает желаемого результата. Чтобы ребенок смог извлечь для себя урок из вашей новой стратегии, он должен столкнуться с ней на практике. Поэтому с самого начала необходимо проявить твердость. Вам придется продолжать игнорировать плохое поведение ребенка, даже тогда, когда он начнет вести себя еще хуже. Потерпите - это не продлится очень долго.
Перестаньте поощрять
С той минуты, как вы отстранили себя и отвелисвое внимание от плохого поведения ребенка, вы сможете также начать лишать его любимых занятий. Обе вышеуказанные стратегии являются гарантией того,что вслед за плохим поведением ребенка не последует ничего приятного для него.
В некоторых случаях делать это просто необходимо. Вот типичные ситуации:
· Забрать у Келли на одну минуту тарелку, если она балуется с едой.
· Выключить телевизор, пока Пит не перестанет хныкать и не успокоится.
· Забрать мяч у Фрэда на две минуты, если он бросает его в кошку.
Когда вы лишаете ребенка вознаграждения, вы всегда должны обеспечить для него легкий способ снова получить его. Именно поэтому в большинстве случаев вознаграждение нужно убирать на короткое время, а затем возвращать его, как в нижеследующем примере:
|
«Тайм-аут»
Если ребенок ведет себя настолько плохо, что уже трудно или бессмысленно игнорировать его поведение, и в то же время нет ничего похожего на вознаграждение, чего можно было бы его лишить, полезно применить стратегию «тайм-аута». Это означает, что ребенка на время (не более 5—10 минут) помещают в ситуацию, в которой совершенно исключается возможность получения какого бы то ни было удовольствия. Можно, например:
· посадить ребенка на стул в углу;
· посадить ребенка на пол в стороне от других членов семьи;
· посадить ребенка в прихожей одного;
· оставить ребенка в комнате одного.
Никак особенно не подчеркиваясвои действия, ребенка просто следует переместить из того места, где он ведет себя плохо, в обстановку, где для него нет ничего приятного или интересного. Период времени всегда должен быть коротким и должен быть определен заранее.
«Тайм-аут» — это не спонтанная реакция в состоянии гнева или под влиянием момента. Напротив, это заблаговременно спланированная стратегия, предназначенная только для строго определенного поведения. Такая стратегия не должна быть неожиданной для ребенка. Родители обычно отсылают ребенка в его комнату или сажают в угол, когда он ведет себя плохо. Многие прибегают к этой стратегии, когда сердятся или когда не знают, что еще можно сделать. Они просто хотят, чтобы проблема, в буквальном смысле слова, исчезла. И она исчезает. Но такое решение — не является стратегией «тайм-аута», и маловероятно, что плохое поведение, устраненное подобным образом, вскоре не повторится снова.
|
Ниже мы приводим ряд советов, которые помогут вам применять стратегию «тайм-аута» дома. Внимательно ознакомьтесь с этими советами и обсудите их с членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка. Если по прошествии не более чем двух недель вы обнаружите, что поведение вашего ребенка почти не изменилось в лучшую сторону, еще раз внимательно проанализируйте свои действия. Все ли члены семьи одинаково реагируют на поведение ребенка, как вы условились? Не нашел ли ребенок возможность получать удовольствие во время «перерыва»? Достаточное ли внимание он получает, когда ведет себя хорошо?
Как проводить стратегию «тайм-аута»
1. Заранее определите для себя, за какое поведение вы будете наказывать вашего ребенка. Такая памятка не будет вам требоваться часто, главным образом в тех случаях, когда ситуация подсказываетвам, что он может повести себя плохо. Ваше объяснение, почему вы его наказываете, должно быть кратким и ясным. Нужно, чтобы ребенок понял из него следующее:
а. точную картину своего плохого поведения (в понятных для него словах);
б. место, отведенное для наказания (определенный стул, конкретное помещение);
в. сколько времени будет длиться наказание. Обычно это время определяется из расчета 1 минута на каждый год жизни ребенка. Если у вашего ребенка задержка умственного развития и ему требуется существенная помощь, то, возможно, время наказания нужно будет уменьшить, но ни в коем случае не увеличить.
2. Если вы уверены, что ваш ребенок знает, что именно запрещено делать, нет нужды произносить много слов, когда он это сделает. Постарайтесь быть краткими. Сейчас не время для объяснений или пререканий. Нужно решительно сделать то, о чем вы его предупреждали: «Если ты плюнешь в кого-то, ты пойдешь в свою комнату». Разъяснения в такой момент послужат ребенку вознаграждением. Поэтому постарайтесь не замечать его плач: «Прости меня, я больше не буду». Это предсказуемая реакция на предстоящее наказание. Понятно, что ни один ребенок не хочет, чтобы его наказывали.
3. «Отправляйся в свою комнату!» Эти слова редко заставят ребенка послушно отправиться туда; здесь может потребоваться ваше участие. Твердо, но без злобы, возьмите ребенка за руку и молча отведите его на место, где он проведет определенное время в качестве наказания. Не обращайте внимания, если он будет злиться, когда вы ведете его. Смотрите прямо вперед. Помните о том, что ваш ребенок впервые столкнулся с этой новой для него стратегией и для него сейчас самое необычное и самое неприятное — это то, что вы неуклонно следуете ей. Но именно в этом — гарантия ее эффективности.
4. На первых порах маловероятно, что ваш ребенок послушно просидит на месте 2—5 минут. Он может визжать, пинаться, искать что-нибудь, чем можно бросить в вас (конечно, это произойдет, если вы оставите какие-то предметы на месте, отведенном для наказания, в пределах досягаемости ребенка. Это будет означать, что вы просто спровоцировали такое поведение). Все то время, пока он сидит в отведенном для наказания месте, он может делать, что угодно, но он должен понять, что вы не прореагируете на его выходки даже взглядом. Прореагировать нужно, только если он встанет. Мягко усадите его и держите на стуле, пока не закончится время, установленное для наказания.
5. Держите под рукой кухонный таймер и включайте его, когда нужно начать отсчет времени наказания. Ваш ребенок скоро поймет, что его поведение никак не действует на таймер, а вы всегда будете точно знать, когда истекло время наказания.
6. Когда время наказания истечет, просто скажите ребенку: «Теперь можешь вернуться». Подумайте,чем можно будет вознаградить его, когда он вернется в прежнюю обстановку. Он может надуться и даже отказаться уйти с места, отведенного для наказания. Ничего страшного. Не боритесь с ним. Это не продлится долго. А когда ребенок вернется, сделайте так, чтобы он видел, что в его поведении всегда будет вызывать ваше одобрение и привлекать ваше внимание.
Шлепки
«Вы совсем не упоминаете физическое наказаниекак один изспособов управления поведением ребенка. Я всегда обнаруживал, что своевременное наказание в виде шлепков оказывается достаточно эффективным. Может, я ошибаюсь?»
Нет, вы не ошибаетесь. Многие родители находят, что если своевременно отшлепать ребенка, то можно быстро положить конец раздражающему нас или опасному для самого ребенка поведению. Мы не касаемся физического наказания, поскольку хотим, чтобы вы научились систематизированному подходу к управлению поведением ребенка. Систематизированный означает запланированный, а не импульсивный. В данном случае мы имеем в виду прежде всего постоянство, а не «случайность». Это предполагает решения, принимаемые на длительный период, а не на время. Конечно, родителям может показаться, что если время от времени шлепать ребенка по рукам, то это приводит к желаемому результату. Но если вы стремитесь выработать постоянный подход, а не реагировать бездумно на плохое поведение ребенка, мы бы предпочли, чтобы вы всегда следовали одной из методик, описанных в данной книге. На это есть несколько причин.
Во-первых, когда вы бьете или шлепаете ребенка, вы ясно демонстрируете ему такой стиль поведения, которому он, с большой вероятностью, захочет подражать. И хотя трудно сказать, когда и где ребенок получает первые уроки такого рода агрессивного поведения, вполне возможно, что подобная ваша реакция будет способствовать тому, что в дальнейшем он сам будет вести себя так же.
Во-вторых, родители, которые часто и бездумно прибегают к физическому наказанию, могут начать казаться ребенку опасными или страшными. Эффективное обучение ребенка или просто приятное общение с ним в течение дня, конечно, вряд ли возможно, если он ждет, что его в любую минуту могут отшлепать.
И, наконец, как мы уже говорили, то, что вы считаете обычным физическим наказанием, ваш ребенок может воспринимать как своего рода проявление внимания. В таком случае физическое наказание, которому вы его подвергли, приведет скорее к закреплению плохого поведения, а не наоборот.
В отличие от других стратегий, которые мы рассмотрели выше, физическое наказание учит ребенка только плохому. Больше того, всегда существует опасность, что вы перейдете разумные рамки и нанесете ему увечье. Поэтому ради вас и вашего ребенка не прибегайте к физическому наказанию и подумайте об альтернативной стратегии.
Изменение своего представления о поведении ребенка
«Вам-то легко говорить. Не замечай. Не шлепай. Хотел бы я, чтобы вы оказались на моем месте. Порой я так злюсь на своего ребенка».
Можно понять, что вас иногда посещают подобные мысли. Многие могли бы присоединиться к вам. Самое трудное в управлении поведением ребенка — это научиться справляться со своим гневом.
Все это давно известно. Ваш ребенок что-то делает — швыряет пищу, плачет, когда его укладывают спать, разражается гневом, лжет, — и вы чувтвуете сильное раздражение и злость. Вы реагируете, возможно, не так спокойно и обдуманно, как следовало бы. Ранее мы уже рассмотрели эту проблему. Возможно, потом вы будете переживать, что не сдержались и рассердились на ребенка.
То, что мы вам сейчас скажем, может быть, удивит вас, но выслушайте нас до конца. Когда вы реагируете, то отчасти вы реагируете на то, что делает ваш ребенок, а отчасти на то, что вы говорите себе о его поведении. Часто то, что вы говорите себе, — ваш «диалог с собой» — выходит за рамки разумного и приводит к тому, что вы срываетесь и злитесь. Есть ли в этом смысл? Предположим, что ваш ребенок плачет, когда вы укладываете его спать. Вы сердитесь. Но если бы ему было только полгодика, то вы не сердились бы. Почему? Ведь он плакал бы точно так же. Вы не сердились бы потому, что тогда в своем внутреннем диалоге вы произнесли бы совсем другие слова. Вы, наверное, сказали бы себе: «Он совсем маленький. Он еще не понимает. Днем он веселый. Когда подрастет, он не будет плакать».
Но в своем внутреннем диалоге о более старшем ребенке вы, наверное, скажете: «Почему он не ведет себя, как другие дети в его возрасте? Он не дает мне ни минуты спокойно посидеть. С ним так много хлопот. Так и жди, что он что-нибудь да натворит». Про себя вы можете начать ругать ребенка за то, что он плачет. Такие мысли приведут к тому, что вы начнете злиться. От размышлений о плаче вы можете перейти к обобщающим пессимистическим умозаключениям относительно других выходок вашего ребенка и вообще о том, что же ждет его в будущем. В конце концов, вы впадете в отчаяние.
То, что вы говорите себе о поведении своего ребенка, может вызвать множество противоречивых чувств, но если изменить содержание внутреннего диалога, то многих из этих чувств можно было бы избежать или смягчить их остроту. Беда в том, что большинство людей не осознают до конца суть своих внутренних диалогов. «Он плачет, я злюсь. Я все время думаю об этом». Это так, но внутренний диалог обычно длится недолго. Найдите несколько минут и подумайте об этом, особенно когда ваш ребенок снова будет вести себя плохо. Вполне возможно, что вам удастся распознать, что вы чувствуете и думаете, то есть содержание вашего внутреннего диалога.
Одна мама очень сердилась, когда ее четырехлетний сын не делал того, что ему было велено. Она знала, что сердится больше, чем следовало бы, но не могла понять, почему так происходит. После того как она проанализировала свой внутренний диалог, она поняла, что плохое поведение сына вызывало в ней примерно такие мысли: «Он ведет себя совсем как его отец». Дело в том, что отец мальчика неоднократно совершал антиобщественные поступки. Несколько лет назад он покинул семью, а затем оказался в тюрьме. Распознав содержание своего внутреннего диалога, эта женщина смогла направить свои мысли о поведении сына в более конструктивное русло и справиться с приступами гнева. («Почти все дети в этом возрасте не делают того, что им велят. Я постараюсь следовать той программе, о которой говорится в этой книге».).
Подобный процесс ведения более конструктивного внутреннего диалога иногда называют изменением представления о поведении ребенка. Вы научитесь справляться с плохим поведением ребенка, когда научитесь думать по-другому, когда измените содержание своих мыслей о его поведении. Учитесь переходить от отрицательных чувств и мыслей к нейтральным или даже положительным. Вместо того чтобы думать: «Он ста-ет преступником», вы лучше скажите себе: «Ему нужно научиться контролировать некоторые свои действия». После такого успешного изменения своего представления о поведении ребенка вы успокоитесь, а значит, будете готовы к конструктивным действиям по решению проблемы поведения вашего ребенка.
Одно из преимуществ программы, разработанной для решения той или иной проблемы поведения, состоит в том, что она предполагает альтернативный внутренний диалог с самим собой. И теперь, столкнувшись с проблемой поведения, вы сможете сказать себе: «Это проблема поведения. Мне нужно реагировать на нее так-то и так-то (как вы заранее наметили для себя). Еще я должна зафиксировать это в своей таблице». Когда вы следуете намеченной программе и вместо того, чтобы думать негативно о поведении ребенка, думаете позитивно о программе, то тем самым вы приводите в порядоксвои чувства.
Подумайте об этом или мысленно скажите это себе. Полезно также обсудить эту проблему с близкими, с другими родителями, с педагогом ребенка или с консультантом.