Какой шаг нужно сделать первым, и какой потом?
Выполнить последовательно все необходимые действия. Спросите ребенка: «Что мы делаем сначала?», «Хорошо, что дальше?» Задавайте такие вопросы на всем протяжении вашей совместной работы. Побуждая его называть каждый шаг,выпомогаете ему запомнить их последовательность.
Для обучения многим видам мелкого ремонта можно пользоваться описанным в главе 9 методом инверсии. Пройдите первые шаги вместе с ребенком, а последний шаг позвольте ему сделать самостоятельно. Постепенно «отступайте назад», делая за него все меньше шагов. Пусть он учится все большую часть их выполнять самостоятельно, пока не дойдет до самого начала. Если вы выбрали для отработки два или три навыка из рассматриваемой области, то, наверное, стоит составить список главных шагов, из которых они состоят. Мы представим вам образец списка, составленного для такой простой операции, как замена электрической лампочки.
1. Убедись, что светильник включен в сеть.
2. Проверь, плотно ли вкручена лампочка, попробовав осторожно покрутить ее по часовой стрелке до упора. Поверни выключатель, чтобы проверить, горит ли она.
3. Если лампочка перегорела, возьми новую. Положи ее в безопасное место.
4. Вынь вилку из розетки, если речь идет о настольной лампе или бра, выключи общий свет, если это люстра.
5. Сними абажур или колпак, если нужно.
6. Открути старую лампочку. (Легонько потряси ее:звенятли разорванные волокна. Можно также попробовать вкрутить эту лампочку в другой патрон, чтобы убедиться,чтоона перегорела.)
7. Плотно (но не слишком) вкрути новую лампочку.
8. Включи светильник в сеть и проверь лампочку.
9. Замени колпак, если нужно.
10. Выброси старую лампочку в безопасное место.
Почему бы вам сейчас не попробовать составить свой список действий по устранению неисправностей?
4. Когда работу можно считать выполненной и выполненной хорошо?
Проверить, что получилось. Спросите ребенка: «Ты правильно сделал это?» (или «Все получилось?») Добавьте: «Откуда ты знаешь?» При необходимости побудите его проверить результаты и если неисправность все еще есть, пусть попробует снова. Убедите его не бросать дело, а если надо, звать вас на помощь.
Важной частью умения разрешать возникающие проблемы является способность определять, когда и как обращаться за помощью. Ребенок, который научился просить о помощи в том случае, когда в результате попытки что-то починить убедился, что задача слишком трудная, действует как гораздо более самостоятельный человек, чем тот, кто хнычет, бросает дело или безуспешно пытается вновь и вновь. Пусть он испытает легкую досаду, которую во время работы иногда испытываем мы все. Здесь-то вам и надо побудить его задать самому себе соответствующие вопросы. Умение самостоятельно оценивать свою работу — это то, чему важнее всего научить. Почаще просите его проверять то, что он сделал, и говорить, правильно выполнена работа или нет.
Убрать на место материалы. О каждом предмете, которым он пользовался во время работы, спросите: «Куда ты это положишь?» Затем побудите его убрать его в нужное место, Ребенку будет легче, если инструменты у вас хранятся в должном порядке — каждая вещь на своем месте. Если какой-то инструмент или другой необходимый в хозяйстве предмет вышел из строя, сделайте себе заметку, чтобы не забыть заменить его новым. Еще раз настоятельно советуем вам использовать лишь намеки, если ребенок в них нуждается. Помните, ваша цель -добиться того, чтобы он выполнял работу совершенно самостоятельно.
Комментарии. Не каждый навык, отрабатываемый ребенком во время игры в «Что-то не так», потребует выполнения такого количества действий, как умение заменять лампочку. Например, для того, чтобы закрыть окно в холодный день, не нужны никакие материалы, и эта работа, возможно, не должна разбиваться на отдельные шаги. Но для такого занятия как, скажем, стрижка газона, потребуется много материалов и систематический подход.
По прошествии нескольких недель ребенок, очевидно, будет разбираться в игре «Что-то не так» достаточно хорошо. И тогда ее можно будет уже включить в повседневную жизнь менее формально. Когда бы вы ни заметили, что что-то нуждается в регулировке, поддержании или починке, зовите ребенка и включайте его в игру. Спустя некоторое время вы уже сможете вполне успешно меняться ролями. Пусть ребенок создаст для вас какую-нибудь проблему, а затем проведет по всемэтапампроцесса ее разрешения. Почти каждый день дает нам возможности для развития навыков, относящихся к данной группе.
|
Несколько полезных советов
· Старайтесь заниматься в отсутствии отвлекающих факторов. Позже, когда ребенок привыкнет к игре, привлеките к ней также других членов семьи.
· Убедитесь, что материалы, необходимые для мелкого ремонта, находятся там, где они всегда хранятся, чтобы ребенок всегда с уверенностью мог найти их.
· Следите за тем, чтобы ребенок смотрел на вас и слушал, когда вы даете ему инструкции. Полезно поначалу побуждать его повторять ваши слова, чтобы точно знать, что он слушает.
· Если вы пользуетесь таблицами с отметками или жетонами, держите их наготове, чтобы за каждый правильно пройденный шаг игры делать одну отметку или давать один жетон.
· Вознаграждайте его также за то, что он внимательно слушает и выполняет ваши указания. Если нет, придержите свои награды. («Ты не получишь галочку, потому что не слушал. Давай попробуем снова. Хорошо?)
· Держите под рукой свои награды, чтобы обменять на них жетончики или отметки, как только наберется условленное количество.
Глава 14
Независимость.