Обучение другим подготовительным навыкам

В приложении А даются рекомендации по обучению другим подготовительным навыкам. Таких навыков чрезвычайно мно­го, и педагог или другой специалист может посоветовать вам, как над ними работать. Подходы во многом будут одинаковы­ми. Вот несколько примеров.

Основные навыки, связанные с умением концен­трировать внимание

Смотрит, когда его зовут

Приходит, когда его зовут

Узнает предметы

Выполняет простые указания

Имитирует

Основные навыки общей моторики

Садится

Встает со стула

Ходит

Поднимается и спускается по ступенькам

Основные навыки тонкой моторики

Толкает, тянет, держит и поворачивает

Держит и выпускает из рук предметы

Играет с водой

Опускает предметы в отверстие в коробке

Берет мелкие предметы двумя пальцами

Подход к обучению этим навыкам один. Он рассматривал­ся в главах 1-7, и сформулировать его можно так: МАЛЕНЬ­КИМИ ШАГАМИ К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ. Возможно, прежде чем решить, каким подготовительным навыком вам заняться, стоит просмотреть приложение А.

Глава 9

Навыки самообслуживания

Одна из самых важных задач для ребенка — научиться обслужи­вать себя: одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользо­ваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться и умываться. Обычно мы осваиваем эти умения в числе первых, и затем нам уже никто не напоминает, как это делать. Мы пользу­емся ими автоматически каждый день. Для ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть вилкой или застегивать пу­говицы рубашки — достижение, способное резко поднять его самооценку. Оно знаменует собой большой шаг на пути к независимости.

Подготовка

Ваша роль в обучении ребенка навыкам самообслуживания боль­ше, чем в обучении другим вещам. Ведь именно дом - это место, где находится зубная щетка, не говоря уж о туалете, гардеробе, обеденном столе и ванне. Дом - это место, где по утрам одевают­ся, где три раза в день едят и перед каждой едой моют руки. Этот заведенный раз и навсегда порядок создает естественные и пред­сказуемые ситуации, позволяющие вам учить, а вашему ребенку учиться.

Можно проводить свои дни, умывая и одевая ребенка, но не лучше ли использовать это время для обучения его тем навыкам, которые позволят ему все то же самое делать самостоятельно? Данная глава поможет вам сделать это оптимальным образом. После того, как вы прочитаете ее, вы сумеете:

1. Выбрать для работы один из навыков самообслуживания, организовать короткие, четко структурированные ежеднев­ные уроки и начать занятия.

2. Найти множество возможностей, возникающих естествен­но в течение дня для менее формальных, пришедшихся к случаю занятий.

По прочтении этой главы перейдите к приложению Б, в кото­ром вашему вниманию предлагаются конкретные программы обучения навыкам самообслуживания.

Что от этого выиграете вы?

Чем легче вашему ребенку будет справляться с трудностями этого мира, тем легче будет ваша жизнь. Ваше удивительное терпение и невероятные усилия на первых этапах обучения время от времени будут щедро вознаграждаться, и это будет ваш общий выигрыш.

 
 
Юный джентльмен «А вот и хот дог для юного джентльмена», - улыба­ясь, сказала официантка. «Юный джентльмен, - подумала миссис Купер. - Как приятно звучит». Разрезая на мелкие кусочки мясо для Лейтона, она мысленно возвратилась на не­сколько месяцев назад. Грязный стол, попытка нелов­кими движениями захватить ложкой мясо; и затем решение: «Нужно научить его есть вилкой. Пусть на это уйдет много времени, но насколько приятнее бу­дет вместе обедать». Да, на это ушло время, и поначалу Лейтону не нра­вились эти нововведения. Но он научился пользо­ваться вилкой и теперь вполне нормально накалыва­ет ею пищу. «Как тебе твой хот дог?» - спрашивает мистер Ку­пер. Он видит, что Лейтону нравится есть в рестора­не, причем есть так, как едят мама и папа. «Похоже, нам теперь придется это делать чаще, а?»

Ситуации бывают разные. Ваш ребенок, например, может быть не готов еще к освоению умения пользоваться вилкой во время еды. Но если он овладеет более ранними навыками самообслуживания - научится есть ложкой и снимать штаны, и в этом случае ваша жизнь станет чуть-чуть легче. Возможна и другая ситуация - ребенок уже научился многому, но...

Всегда есть, чему учиться

Когда будут взяты такие большие высоты, как умение пользо­ваться туалетом или умение надевать и снимать основные пред­меты одежды, вам легко будет заметить, что есть много мелких действий, которые до сих пор вы каждый день выполняете за ребенка. Это могут быть действия, которым надо научиться, чтобы суметь самостоятельно делать для себя необходимые вещи, - вешать на крючок пальто, завязывать шнурки, нама­зывать на хлеб масло ножом. Первым делом вам нужно будет пристально понаблюдать за ребенком в течение дня и опреде­лить, что из того, что вы делаете за него, он может научиться делать сам.

 
 
Еще чему-то учить? Миссис Фелпс заметила: «Эта глава о самообслужи­вании нам с Мэгги не нужна. В чем в чем, а в этом она сильна». Пока мы беседовали на кухне у миссис Фелпс, Мэгги вернулась с улицы, где она играла в снегу, ски­нула ботинки, сняла пальто и дала его маме повесить. «Она научилась пользоваться туалетом, самосто­ятельно одеваться и есть». Надевая туфельки и подходя к маме, чтобы та за­вязала на них шнурочки, Мэгги говорит: «Привет!» «Хочешь переку­сить, Мэгги?» Мэгги кивает, и миссис Фелпс достает хлеб, арахисовое масло и нож и начинает де­лать бутерброд. «Так что, как я вам уже сказала, она хоро­шо освоила навыки са­мообслуживания - она теперь все может сде­лать для себя сама».

Многие родители ставят перед собой задачу обучить детей с особенностями развития навыкам самообслуживания. Необ­ходимо учитывать, однако, что прогресс не всегда бывает постоянным, а результат - впечатляющим. Слишком часто встре­чаются неожиданные препятствия, слишком велика вероят­ность регресса. В тот момент, когда вы готовы приступить к обучению новому навыку, ваш ребенок может быть менее все­го склонен к занятиям, и поэтому, несмотря на усилия обеих сторон, возникают трудности. И тем не менее, вы будете дви­гаться вперед. Нам посчастливилось быть свидетелями пре­красных достижений многих родителей.

Чему учить?

Вашей первоочередной задачей будет оценка текущего состо­яния навыков самообслуживания ребенка. Что он умеет делать достаточно хорошо уже сейчас, но только с вашей помощью? Что он может выполнять лишь отчасти? И что он совсем не в состоянии делать... пока?

Чтобы помочь вам произвести эту оценку, мы поместили на странице 41 контрольный список, в котором перечислены 30 навыков самообслуживания. Проработайте этот список пря­мо сейчас, отмечая в соответствующих графах степень, в кото­рой ребенок владеет соответствующим навыком.

Следующим шагом будет...минуточку! Вы заполнили кон­трольный список? Если нет, пожалуйста, прервите чтение и сделайте это. Тогда оставшаяся часть главы будет иметь для вас практический смысл.

Следующим шагом будет выбор навыка, к которому вы при­ступите первым делом. Возможно, вам захочется еще раз заг­лянуть в главу 2. В ней приводятся наши соображения по по­воду того, как выбрать новый навык. Вы помните три условия, которые нужно иметь в виду. Это должен быть навык, кото­рый ребенок готов осваивать. Это должен быть навык, кото­рый он хочет освоить. И, наконец, это должен быть навык, ко­торому вы хотите его обучить.

Обведите кружочками в контрольном списке три навыка, которыми вы намерены заниматься в ближайшее время. Веро­ятно, это будут навыки, имеющие отметки во второй графе, то есть такие, которые ваш ребенок отчасти уже освоил, но не до конца. Решите, над каким навыком вы будете работать снача­ла. А теперь запишите названия этих трех навыков в подготовленной для вас и представленной ниже форме. Под номером 1 у вас будет навык, выбранный вами в качестве первоочеред­ной задачи.

Наши рекомендации